ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/2022 от 18.02.2022 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-265/2022

86RS0010-01-2022-000104-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

при секретаре Панагуца В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, судебном приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованное лицо ФИО3 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованное лицо ФИО3, об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, указав в обоснование заявленных требований, что с целью принудительного исполнения судебного решения о взыскании задолженности в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля» в ОСП по городу Мегиону УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре был предъявлен исполнительный документ № 2-2175-1901/2020 от 11.11.2020, выданный судебным участком мирового судьи №1 города окружного значения Мегион Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности в размере 57797,84 руб. с должника ФИО3, которая достигла пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и с 01.03.2016 является получателем пенсии. 21.04.2021 судебным приставом-исполнителем ФИО1 возбуждено исполнительное производство № -ИП. По состоянию на 11.05.2021 задолженность перед ООО «АФК» должником ФИО3 не погашена и составляет 57797,84 руб. Считает, что судебный пристав-исполнитель ОСП по городу Мегиону УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1 проявляет бездействие в реализации предоставленных ей полномочий, предусмотренных ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», ст. 68, ч. 1 ст. 98 и ч. 2 ст. 99 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры принудительного исполнения, такие как обращение взыскания на пенсию, к должнику не применены, денежные средства из доходов не удерживаются. Тем самым судебный пристав-исполнитель допускает факт волокиты при исполнении судебного решения, что привело к нарушению прав взыскателя ООО «АФК» на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных ст. 2 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, тем самым в соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. Жалоба в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу по тому же предмету, указанному в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась, действия, направленные на примирение, не предпринимались. Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Мегиону УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1 в рамках исполнительного производства -ИП, выраженное в непринятии мер принудительного исполнения для своевременного и правильного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Мегиону УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1 принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно: обратить взыскание на пенсию должника и направить в адрес ООО «АФК» копию постановления об обращении взыскания на пенсию должника.

Определением суда от 31.01.2022 к участию в деле в качестве ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2, так как исполнительное производство находится у нее в производстве.

Представитель административного истца ООО «Агентство Финансового Контроля», судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

До начала судебного заседания представителем административного истца ФИО4, судебными приставами-исполнителями ФИО1 и ФИО2 заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом ОЗАГС администрации г. Мегиона на запрос суда.

Явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной и не признана обязательной судом, на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.

Судебный пристав-исполнитель ФИО2 подала в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что в ходе совершения исполнительных действий установлено, что должник умер, 03.06.2021 направлен запрос нотариусу о заведении наследственного дела умершей. 21.06.2021 получен ответ от нотариуса о том, что наследственное дело умершей ФИО3 не открывалось, но после ее смерти принял наследство, совместно проживая с умершей на день ее смерти и не оформил своих наследственных прав супруг ФИО13 умерший ДД.ММ.ГГГГ после смерти которого открыто наследственное дело № 40/2020. 13.12.2021 направлен повторный запрос нотариусу о лицах, оформивших наследственные права к имуществу умерших супругов Г-ных. Согласно информации нотариуса, наследниками, принявшими наследство после умершего 07.05.2019 года ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются в 1/2 доле каждый: дочь ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты>, зарегистрированная по адресу: ул. <адрес> сын ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, зарегистрированный по адресу; ул<адрес>, Свидетельства о праве на наследство наследникам выданы. Наследственное дело закрыто. 15.02.2022 мировому судье судебного участка № 1 Мегионского судебного района направлено заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства. Также установлено, что в постановочной части постановления о возбуждении
исполнительного производства и в постановочной части постановления об
обращении взыскания на пенсию должника допущена ошибка в фамилии должника «Галийллиной» вместо «Галиуллиной», постановлениями от 27.01.2022 внесены изменения в указанные постановления. Просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Исследовав доводы административного иска и возражений на него, материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Положения приведенной статьи закрепляют перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель. Указанный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. В части 3 указанной статьи содержится перечень мер принудительного исполнения, который также не является исчерпывающим.

При этом, исходя из положений ст.ст. 64, 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.

Согласно материалам дела, 11.11.2020 мировым судьей судебного участка № 1 Мегионского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании заявления ООО «Агентство Финансового Контроля» вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО3 в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля» задолженности по договору о предоставлении и использовании кредитной карты № от 16.05.2015 за период с 29.01.2018 по 12.12.2019 в размере 56024 рубля 84 копейки и государственной пошлины в размере 953 рубля.

21.04.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Мегиону УФССП России по ХМАО – Югре ФИО1 на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство -ИП, направлены запросы информации о должнике и его имуществе, запрос в ПФР, в банки, о счетах должника в налоговую инспекцию, в ГИБДД о зарегистрированных транспортных средствах.

На основании акта приема-передачи исполнительных производств от 27.04.2021 судебный пристав-исполнитель ФИО1 передала судебному приставу-исполнителю ФИО2 исполнительные производства, находящиеся в ее производстве, в том числе исполнительное производство № -ИП в отношении должника ФИО3

Судебный пристав-исполнитель ФИО2 27.04.2021 вновь направила запросы в ПФР, в налоговую инспекцию о счетах должника, дополнительный запрос в ПФР направлен 04.05.2021, 27.08.2021 направлены запросы о должнике и его имуществе, в налоговую инспекцию – о счетах должника, 12.11.2021 направлен запрос об ИНН физического лица.

23.11.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Мегиону ФИО2 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника. Постановление направлено в Центр по выплате пенсий и обработке информаций Пенсионного фонда Российской Федерации в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направлен запрос сведений об актах гражданского состояния должника.

13.12.2021 в Отдел судебных приставов поступил ответ на запрос из ЗАГСа, согласно которому ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ

13.12.2021 судебным приставом-исполнителем сделан запрос нотариусу о наличии наследственного дела в отношении умершей ФИО3

23.12.2021 от нотариуса ФИО5 поступил ответ на запрос, согласно которому наследственное дело умершей ФИО3 не открывалось, но после ее смерти принял наследство, совместно проживая с умершей на день ее смерти, и не оформил своих наследственных прав супруг ФИО17., умерший 07.05.2019, после смерти которого открыто наследственное дело № 40/2020. Наследниками, принявшими наследство после умершего 07.05.2019 года ФИО18. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются в 1/2 доле каждый: дочь ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты> зарегистрированная по адресу: <адрес>, сын ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, зарегистрированный по адресу; <адрес> Свидетельства о праве на наследство наследникам выданы. Наследственное дело закрыто.

27.01.2022 судебным приставом-исполнителем ФИО2 мировому судье судебного участка № 1 Мегионского судебного района направлено заявление о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства.

Согласно ст. 52 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.

В материалах исполнительного производства сведения о наличии заявлений от взыскателя о замене должника его правопреемником отсутствуют, судебное решение о замене стороны исполнительного производства до настоящего времени не принималось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем выполнены все необходимые исполнительные действия, направленные на своевременное исполнение судебного решения, в том числе приняты меры для решения вопроса о правопреемстве в исполнительном производстве, следовательно, права и законные интересы административного истца не нарушены, оснований для удовлетворения административного иска нет.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по городу Мегиону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заинтересованное лицо ФИО3, об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья /подпись/ С.В. Байкина

Копия верна:

Судья С.В. Байкина