ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/2022 от 23.09.2022 Кореневского районного суда (Курская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Кореневский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Кошминой М.Д.,

при секретаре Кулаковой Ю.И.,

с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Рышкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореневского района, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления. В обоснование исковых требований указав, что прокуратурой Кореневского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что МКОУ «Комаровская СОШ» Кореневского района осуществляет образовательную деятельность, в процессе которой образуются твердые отходы и пищевые отходы. В нарушение требований ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка учета в области обращения с отходами на территории РФ учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов в установленном законом порядке не ведется. Отсутствие надлежащего учета в соответствии с указанным Порядком не позволяет классифицировать отходы, образующиеся в результате деятельности учреждения, а также сделать вывод о необходимости их паспортизации в соответствии с Порядком паспортизации и типовыми формами паспортов отходов I-V классов опасности.

Просит суд: признать незаконным бездействие МКОУ «Комаровская СОШ» Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по организации учета отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028; обязать МКОУ «Комаровская СОШ» Кореневского района обеспечить организацию учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 №1028 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Кореневского района Курской области Рышков В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика МКОУ «Комаровская СОШ» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В направленном в суд заявлении директор МКОУ «Комаровская СОШ» Кореневского района Курской области Громенко И.И. указала на признание требований прокурора в полном объеме. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора Кореневского района Курской области Рышкова В.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Одним из основных принципов охраны здоровья, согласно ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей.

Согласно ст. 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как установлено частью 1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее ФККО), предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами на территории РФ утвержден приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 №1028, в соответствии с которым, порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п. 4 Порядка учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя: наименование вида отхода; код по ФККО; класс опасности вида отхода; происхождение и условия образования вида отхода; агрегатное состояние и физическую форму вида отхода; химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорт отходов – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 утвержден Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I - IV классов опасности.

Названный Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

В соответствии с п. 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Согласно п. 5 Порядка установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах. Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

Пунктом 6 Порядка установлено, что для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

Судом установлено, что МКОУ «Комаровская СОШ» осуществляет образовательную деятельность, в процессе которой образуются твердые отходы и пищевые отходы.

В адрес директора МКОУ «Комаровская СОШ» ГИИ прокурором Кореневского района Гуршумовым И.П. внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ответ на указанное представление директором МКОУ «Комаровская СОШ» ГИИ направлена информация от 31.01.2022г. о том, что за допущенные нарушения законодательства завхозу школы КГП объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Кореневского района проведена проверка, по результатам которой установлено, что в образовательном учреждении МКОУ «Комаровская СОШ» учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 , не ведется, документов, подтверждающих ведение такого учета, не представлено.

Из сообщения директора МКОУ «Комаровская СОШ» ГИИ от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что МКОУ «Комаровская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на уровнях – начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, дополнительное образование, в ходе которых образуются отходы. В образовательном учреждении учет образовавшихся, утилизированных и обезвреженных отходов не ведется. Паспорт отходов IV класса не разрабатывался, инвентаризация отходов, а также мест их накопления не производилась. Договоры на вывоз отходов заключен с ООО «Экопол».

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В результате бездействия МКОУ «Комаровская СОШ» нарушаются права неопределенного круга лиц, учащихся учреждения на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба в результате негативного воздействия на экологию.

При таких обстоятельствах административное заявление прокурора Кореневского района Курской области подлежит удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом указанных положений закона, суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Кореневского района – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области о признании незаконным бездействия и обязаннии устранить нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению организации учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 г. №1028.

Обязать МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области обеспечить организацию учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 г. №1028, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать МКОУ «Комаровская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области сообщить об исполнении решения в Кореневский районный суд Курской области и прокурору Кореневского района Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд Курской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья М.Д. Кошмина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.