Дело ***а-294/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 06 февраля 2020г.
Ленинский районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к управлению градостроительства и архитектуры *** о признании незаконным ответа от 09.08.2019г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к управлению градостроительства и архитектуры *** о признании незаконным ответа от 09.08.2019г. и об устранении нарушения по вопросу установления подзоны земельному участку с кадастровым номером *** расположенному по адресу: ***. В обоснование административного иска указали, что жилой *** в судебном порядке разделен на части между собственниками, а именно: - часть *** жилого дома с кадастровым номером ***, площадью 80,2 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО1, - часть *** жилого дома с кадастровым номером ***, площадью 25,7 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО8 – 2/3 доли и ФИО9 – 1/3 доли, - часть *** жилого дома с кадастровым номером ***, площадью 24,9 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО2 Все части жилого дома расположены на земельном участке площадью 537 кв.м. с кадастровым номером *** принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО1 – 334/1000 доли, ФИО8 – 2/9 доли, ФИО9 – 1/9 доля и ФИО2 – 998/3000 доли, и что составляет принадлежность по пользованию части данного земельного участка всем собственникам в размере по 179 кв.м. ФИО6 – литер Б был построен первым его собственником в 1970 году, часть *** – литер Б2 в 2007 году. Раздел жилого *** на части, в результате которого были образованы три объекта капитального строительства, был произведен до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***, утвержденных постановлением администрации ****** от 28.09.2017г. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***, земельный участок и расположенные на нем части жилого дома по адресу: ***, отнесены к территориальной зоне *** под индексом Ж1, в которую входят две подзоны, в том числе, с индексом Ж1.2, предназначенная для уже существующих объектов индивидуального жилищного строительства, которые были возведены до принятия Правил землепользования и застройки, с иными параметрами застройки. *** всеми собственниками своих частей жилого *** в управление градостроительства и архитектуры *** было подано заявление, в котором просили присвоить земельному участку по ***. 138 *** подзоны с индексом Ж1.2. Ответом управления градостроительства и архитектуры *** от 09.08.2019г. в удовлетворении заявления от 19.07.2019г. было отказано на том основании, что комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки даны отрицательные рекомендации, так как на земельном участке расположен один объект капитального строительства, в связи с чем, смена территориальной зоны нецелесообразно, поскольку раздел единого земельного участка приведет к образованию земельных участков не отвечающих требованиям технических регламентов. Считают ответ от *** незаконным, поскольку административным ответчиком при рассмотрении заявления от 19.07.2019г. были нарушены положения статей 30, 33, 34, 36, 38 Градостроительного кодекса РФ, допускающие установление подзон в территориальных зонах. Кроме того, они не могут реализовать свое право, установленное ст.252 Гражданского кодекса РФ на раздел земельного участка, учитывая, что каждый собственник домовладения 138 по *** является собственником отдельной части жилого дома, как объекта недвижимости, введенного в оборот до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***. Также установление подзоны с индексом Ж1.2 в отношении земельного участка по *** не изменит его целевого назначения и правового режима пользования, а также не приведет к причинению вреда его правообладателям.
Определением Ленинского районного суда *** от 09.01.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки и иным вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа – ***.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО7 заявленные административные требования поддержал в полном объеме и по изложенным в административном иске основаниям. Также пояснил, что административным ответчиком при выдаче оспариваемого ответа не был исследован год постройки объектов недвижимости, расположенных по адресу: ***. На кадастровом учете значится три объекта недвижимости, расположенных по адресу: ***, а не единый объект. Кроме того, площадь земельного участка, который получится при разделе исходного земельного участка, будет соответствовать подзоне с индексом Ж1.2. Оспариваемый ответ не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***, утвержденных постановлением администрации ****** от 28.09.2017г., а также п.6 ст.38 Градостроительного кодекса РФ, в положении которого указано, что в территориальные зоны могут входить подзоны с одним и тем же видом разрешенного использования земельного участка.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, считала оспариваемый ответ законным и обоснованным, подготовленным на основании действующего градостроительного законодательства и Правил землепользования и застройки. Также пояснила, что положениями Градостроительного кодекса РФ определено, что уполномоченный орган вправе устанавливать зоны, в которые включаются подзоны, но при этом подзоны устанавливаются в исключительных случаях и по фактическому пользованию на момент установления Правил землепользования и застройки. Оспариваемый ответ был принят с учетом решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки и иным вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа – ***.
Представитель заинтересованного лица – председатель комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки и иным вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа – ***ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что зона Ж1 и содержащиеся в ней подзоны предполагают размещение на земельных участках индивидуальных жилых домов, что считается объектом капитального строительства. Административные истцы, разделив индивидуальное жилое строение, имеющее общие контур и кровлю, владеют частями дома. То, что домовладение, расположенное по адресу: *** имеет общие контур, кровлю, т.е. внешне представляет собой индивидуальное жилое строение, также было установлено членами комиссии, которые выезжали на место, что зафиксировано фотоматериалом. Часть жилого дома в градостроительных регламентах не описывается как самостоятельный объект, и соответственно следует, что на отдельном земельном участке под индивидуальное жилищное строительство можно разместить индивидуальный жилой дом. В данном случае один объект разделен на части. Если в рамках Правил землепользования и застройки позволять делить земельные участки для частей объекта, то пользуясь градостроительным регламентом, который говорит о том, что на каждом земельном участке может быть построен индивидуальный жилой дом, такие земельные участки могут быть перепроданы третьим лицам, и на каждом из них можно будет строить индивидуальный жилой дом. Для исключения подобного и вводятся минимальные параметры, которые рассчитываются из требований технических регламентов о технической безопасности. Также в территориальной зоне Ж1 и в подзоне Ж1.2 Правил землепользования и застройки определены параметры земельных участков для индивидуального жилого дома, а не части жилого дома.
Заинтересованное лицо – ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
*** от ***г. N618-З «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования городского округа - *** и органами государственной власти ***» полномочия по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа - *** и проекта изменений в них, а также по обеспечению деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям управления градостроительства и архитектуры ***, как органа исполнительной власти ***, уполномоченного в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Согласно ч.3 ст.30 ГрК РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения, в том числе: - об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; - о внесении изменений в правила землепользования и застройки; - о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
В пункте 9 ст.1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно ч.3 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п.10 ст.1 ГрК РФ).
Объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.39 ст.1 ГрК РФ)
Согласно разделу 2.2 Приложения *** Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа - ***, утвержденных постановлением администрации *** от ***г. N943 (далее – Правила), зона застройки индивидуальными жилыми домами (индекс зоны - Ж1) выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из индивидуальных и блокированных жилых домов не выше трех надземных этажей.
В соответствии с п.1 Таблицы *** Приложения *** Правил, минимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж1 составляет 250 кв.м.
Согласно разделу 2.3.1 Приложения *** Правил, подзона застройки индивидуальными жилыми домами с иными параметрами застройки (индекс зоны - Ж 1.2) выделена для уже существующих объектов индивидуального жилищного строительства, которые были возведены до принятия правил землепользования и застройки. В силу чего параметры земельных участков и объектов капитального строительства не отвечают требованиям градостроительного регламента зоны Ж1.
В соответствии с п.1 Таблицы *** Приложения *** Правил, предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в подзоне Ж.1.2 не подлежат установлению.
Таким образом, из смысла названных положений Правил следует, что подзона застройки индивидуальными жилыми домами с иными параметрами застройки (индекс зоны - Ж 1.2) может быть установлена для существующих объектов индивидуального жилищного строительства, которые были возведены до принятия правил землепользования и застройки, при этом параметры земельных участков и объектов капитального строительства не отвечают требованиям градостроительного регламента зоны Ж1.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что жилой *** был разделен в судебном порядке на части между собственниками и в настоящее время принадлежит: - часть *** с кадастровым номером ***, на праве собственности ФИО1, - часть *** с кадастровым номером *** принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО8 – 2/3 доли и ФИО9 – 1/3 доли, - часть *** жилого дома с кадастровым номером ***, на праве собственности ФИО2, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 13.11.2012г., Выписок из ЕГРН и решения Советского районного суда *** от 03.03.2015г., вступившего в законную силу 08.04.2015г.
Земельный участок с кадастровым номером *** и видом разрешенного использования «Под домовладение, Для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: *** составляет общую площадь 537 кв.м. и принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 – 334/1000 доли, ФИО8 – 2/9 доли, ФИО9 – 1/9 доля и ФИО2 – 998/3000 доли, что также подтверждается Выписками из ЕГРН и решением Советского районного суда *** от 03.03.2015г., вступившего в законную силу 08.04.2015г.
Также данный земельный участок включен в территориальную зону Ж1, что и не оспаривалось участниками процесса.
19.07.2019г. ФИО1, ФИО2 и ФИО8, К.С. обратились в управление градостроительства и архитектуры *** с совместным заявлением, в котором просили присвоить земельному участку с кадастровым номером *** индекс территориальной подзоны Ж1.2, поскольку земельный участок и расположенные на нем части жилого дома расположены в территориальной зоне *** под индексом Ж1, а также ввиду сложных отношений между совладельцами данного земельного участка они намерены разделить земельный участок согласно принадлежащим каждому долей, и соответственно площадь одного образуемого земельного участка - 358 кв.м. будет принадлежать ФИО1 и ФИО2, а площадь другого земельного участка – 179 кв.м. будет принадлежать ФИО9 и ФИО8
Письмом управления градостроительства и архитектуры *** от 09.08.2019г. заявителям было сообщено, что их предложение не будет учтено на основании отрицательных рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а также иным вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа – ***, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***, утвержденным постановлением администрации *** от ******, земельный участок с кадастровым номером 68:29:0311018:3 вошел в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), что соответствует размещенному на данном участке объекту капитального строительства. Также, в связи с тем, что на одном земельном участке с кадастровым номером 68:29:0311018:3, отвечающему параметрам градостроительного регламента зоны Ж1 вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», расположен один объект капитального строительства, то смена территориальной зоны нецелесообразна. Раздел единого земельного участка, согласно выделенным долям собственности, приведет к образованию участков, не отвечающих требованиям технических регламентов, что недопустимо.
Согласно протоколу *** от *** заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки и иным вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городского округа – ***, обращение ФИО1 и других решением комиссии не было учтено по тому обоснованию, что комиссия не рекомендует вносить изменения, так как размер выдела земельного участка в 179 кв.м. не позволит использовать участок с основным видом использования «для индивидуального жилого дома», а также на участке площадью 527 кв.м. зарегистрирован единый объект капитального строительства.
Также судом установлено и следует из ситуационного плана и описания состава объекта по техническому паспорту на часть *** жилого ***, а также фотоматериала домовладения 138 по ***, что домовладение, расположенное по адресу: *** представляет собой единый объект капитального строительства – индивидуальное жилое строение, поскольку внешне имеет общие контур, кровлю.
Исходя из установленных обстоятельств, представленных доказательств, названных нормативных актов, суд находит оспариваемый ответ от 09.08.2019г. законным и обоснованным, поскольку выдан уполномоченным органом и основан на положениях Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа - ***, утвержденных постановлением администрации *** от ***г. N943, а именно исходя из того, что на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 537 кв.м., включенного в территориальную зону Ж1, т.е. отвечающему параметрам градостроительного регламента зоны Ж1 вида разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», расположен один объект капитального строительства.
Доводы представителя административных истцов о том, что домовладение *** по *** не является единым объектом, поскольку на кадастровом учете значится три объекта недвижимости с индивидуальными кадастровыми номерами, судом признаются несостоятельными, поскольку согласно Выпискам из ЕГРП и свидетельству о государственной регистрации права от ***, объектами права собственности являются части жилого *** и которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ не являются самостоятельными объектами капитального строительства, как и опровергаются данными по вышеуказанному техническому паспорту, фотоматериалу.
Также Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа – ***, утвержденными постановлением администрации *** от ******, определены параметры земельных участков, а в частности в зоне Ж1, как и определено, что не подлежат установлению параметры земельных участков подзоны Ж1.2, для размещения на них индивидуального жилого дома, а не для размещения частей жилого дома.
Кроме того, то обстоятельство, что литеры Б и Б2, являющиеся частями жилого *** были возведены до принятия Правил, не является безусловным основанием для установления в отношении земельного участка с кадастровым номером *** подзоны Ж1.2, поскольку параметры земельного участка с кадастровым номером *** и жилого *** отвечают требованиям градостроительного регламента зоны Ж1.
Также не состоятелен довод представителя административных истцов, что оспариваемым ответом нарушается право административных истцов на раздел земельного участка с кадастровым номером *** между участниками его долевой собственности и выдела своей доли в натуре, предусмотренное ст.252 Гражданского кодекса РФ, поскольку согласно п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от *** N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной ценности, неудобство в пользовании и т.п.
Таким образом, предложенный, заявителями в заявлении от 19.07.2019г., раздел земельного участка с кадастровым номером *** согласно принадлежащим каждому его совладельцу долям, при котором площадь одного образуемого земельного участка - 358 кв.м. будет принадлежать ФИО1 и ФИО2, а площадь другого земельного участка – 179 кв.м. будет принадлежать ФИО9 и ФИО8, приведет к образованию земельных участков, не отвечающих требованиям технических регламентов, т.е. к невозможности использования таких земельных участков по их целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные административные требования ФИО1 и ФИО2 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кострюков П.А.
Решение суда в окончательной форме составлено 17.02.2020г.
Судья Кострюков П.А.