ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2662/19 от 09.01.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2662/2019

42RS0009-01-2019-003103-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Потапенко А.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«15» июля 2019 г.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей от своего имени и в интересах ФИО2 ча, к помощнику прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филенко Я.Б., Кемеровской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуре Кемеровской области об оспаривании бездействия должностного лица, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1, действующая от своего имени и в интересах ФИО2 ча обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кемеровской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об оспаривании действий должностного лица, в котором просит суд:

Признать отказ в ознакомлении со всеми материалами проверки незаконным;

Обязать Кемеровскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предоставить для ознакомления пронумерованные материалы проверки, в случае, если в материалах содержится государственная или иная, охраняемая тайна указать под каким номером обозначены непредставленные к ознакомлению материалы и аргументированную причину отказа;

Признать бездействие Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке обращений ФИО1 незаконным.

Свои требования мотивирует тем, что 15.01.2019 и 05.02.2019 года, ФИО1 обратилась в Кемеровскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлениями о нарушении в ИК-43 прав осужденного ФИО2 ча. По фактам ее обращений была проведена проверка, по итогам которой ей были представлены ответы на обращения от 13.02.2019 и 28.02.2019 года, согласно которым: «В ходе проверки доводов обращения, нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства не установлено». Учитывая то, что при надлежащей проверке доводов, указанных в обращении ФИО1, уполномоченные лица прокуратуры не могли прийти к выводу об отсутствии нарушений, имея намерением обжаловать бездействие Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, 18 марта 2019 года ФИО1 обратилась в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки и снятия копий материалов проверки путем фотографирования на смартфон, в тот же день ей были представлены материалы проверки в которых отсутствовала нумерация страниц, должностное лицо Филенко Я.Б., проводивший ознакомление, часть материалов для ознакомления ей не представил, просто пролистывая листы, либо при попытке фотографирования содержание страниц закрывалось руками. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Однако в нарушении указанной статьи Конституции такую возможность ей не обеспечили, причины и законные основания по которым ей не была представлена на ознакомление большая часть материалов проверки, затрагивающих права и свободы ее доверителя не пояснили, так же как и точное количество листов не представленных на ознакомление.

Ввиду чего ФИО1 не смогла ознакомиться с материалами проверки. Указанные действия также нарушают ее право, предусмотренное ч.2 ст.46 Конституции РФ, т.е. аргументированного обжалования бездействия прокуратуры в суде, так как непредоставление материалов проверки непосредственно затрагивающих права и свободы ее доверителя для ознакомления, препятствует судебной проверке законности действия либо бездействия Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Определением суда от 06.06.2019 г. к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура Кемеровской области.

Определением суда от 02.07.2019 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филенко Я.Б.

В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1, представляющая также интересы ФИО2 на основании доверенности от 19.08.2016 г., заявленные исковые требования неоднократно уточнила, окончательно в судебном заседании просила признать незаконным бездействие должностных лиц Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, при проверке жалоб ФИО1 от 14.01.2019 и от 07.02.2019 г. в защиту интересов осужденного ФИО2, выразившееся в: а)отсутствии мер прокурорского реагирования на нарушение администрацией ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области уголовно-исполнительного законодательства ст.4 ч. 117 УИК, при выдворении осужденного ФИО2 в ШИЗО от 10.07.2018, неоказания ФИО2 в период с 10.07.2018 по 17.07.2018 медицинской помощи, что является нарушением ст.3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) ненадлежащей проверке законности наложения дисциплинарного взыскания от 09.01.2019 г. за нарушение формы одежды, в связи с тем, что осужденный ФИО2 не был обеспечен одеждой установленного образца.

Признать незаконными действия помощника прокурора Филенко Я.Б. по непредставлению для ознакомления материалов проверки, непосредственно затрагивающих права и законные интересы ФИО2 (постановления о выдворении в штрафной изолятор и документы касающиеся наложения дисциплинарного взыскания от 09.01.2019 за нарушение формы одежды).

Признать незаконным бездействие Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке ее обращений.

Обязать Кемеровскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предоставить ей материалы проверки надзорного производства в пронумерованном виде.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представляющая также интересы ФИО2 на основании доверенности от 19.08.2016 г., уточненные исковые требования поддержала.

ФИО2, участвуя при рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, заявленные исковые требования, с учетом уточнения, поддержал.

Помощник Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЛИЦО_5 - ЛИЦО_6, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, предоставил возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

Помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филенко Я.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал.

Заслушав лиц, участвующих в процессе, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в административных исковых требованиях ФИО1, действующей от своего имени и в интересах ФИО2 ча, должно быть отказано полностью.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и следует из материалов дела, а также материалов надзорного производства № 392 ж 2018, третий том которого обозревался в судебном заседании, что 16.01.2019 к Кемеровскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЛИЦО_7 на личный прием обратилась ФИО1, действующая по доверенности в интересах осужденного ФИО2, отбывающего наказание в ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по Кемеровской области. По результатам личного приема от ФИО1 принято обращение, содержащее сведения о применении насилия в отношении осужденного ФИО2 со стороны других осужденных, угрозах в его адрес, нарушении права на телефонные разговоры, свидания с адвокатом, необоснованном применения мер взыскания и другие вопросы. Обращение датировано автором 15.01.2019.

При этом, порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 была утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Согласно пункту 4.16 Инструкции письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители.

В силу части 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок рассмотрения обращений осужденных, органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

По данному обращению Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка, в ходе которой изложенные заявителем доводы не подтвердились. Кроме того, оригинал обращения направлен в Следственный отдел по Заводскому району г. Кемерово следственного управления Следственного комитета Российской Федерации для проведения проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ. Заявителю 14.02.2019 дан соответствующий ответ заместителем Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЛИЦО_8, разъяснено право и порядок его обжалования.

По результатам проведенной проверки изложенные в обращениях доводы своего подтверждения не нашли, нарушений законодательства не выявлено, о чем заявителям даны ответы 28.02.2019 заместителем Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ЛИЦО_8, разъяснено право и порядок обжалования.

Проверки по указанным выше обращениям проведены объективно, всесторонне и своевременно, ответы на них соответствуют требованиям, предъявляемым статьями 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также разделами 4-5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция). Вышестоящему прокурору указанные ответы административным истцом не обжаловались.

В этот же день, 18.03.2019, вынесено решение о предоставлении материалов проверки для ознакомления, после чего ФИО1 в период с 14 часов 30 минут по 15 часов 30 минут в соответствии с пунктом 4.15 Инструкции ознакомлена со всеми материалами проверки, за исключением объяснений 7 осужденных, дававших пояснения по фактам допущенных осужденным ФИО2 нарушений, а также о том, что им ничего не известно об угрозах в его адрес. При ознакомлении ФИО1 производила снятие копий с представленных ей документов с использованием своего мобильного телефона. По результатам ознакомления помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филенко Я.Б. составлена соответствующая справка.

Пунктом 4.15 Инструкции установлено, что заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеют право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статьей 7 вышеназванного закона закреплено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Непредоставленные административному истцу для ознакомления объяснения осужденных содержали их персональные данные, своего согласия на их разглашение субъекты персональных данных не давали.

Кроме того, статьей 13 УИК РФ гарантируется право осужденных на личную безопасность. Разглашение сведений о персональных данных лиц, изобличающих осужденного ФИО2 в совершении допущенных нарушений режима содержания, а также опровергающих его доводы, создает угрозу данным осужденным. Данное разъяснение дано Генеральной прокуратурой Российской Федерации в пункте 2.7 Методических рекомендаций по ознакомлению осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с материалами о результатах проверки органами прокуратуры обращений о нарушении их прав в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний от 28.05.2015.

По данному обращению Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 28.03.2019 г. ФИО1 дан ответ, согласно которому, при ознакомлении с материалами проверки по обращениям нарушений требований пунктов 4.15, 4.16 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» не допущено. Разъяснено право и порядок обжалования указанного ответа.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконными действия помощника прокурора Филенко Я.Б. по непредставлению для ознакомления материалов проверки, непосредственно затрагивающих права и законные интересы ФИО2 (постановления о выдворении в штрафной изолятор и документы касающиеся наложения дисциплинарного взыскания от 09.01.2019 за нарушение формы одежды), у суда не имеется.

Требования административного истца о возложении на Кемеровскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обязанности предоставить ей материалы проверки надзорного производства в пронумерованном виде не основаны на Законе, поскольку нумерация страниц документов и материалов надзорного производства, составление описи документов правилами делопроизводства в органах прокуратуры не предусмотрено, в связи с чем, исковые требования в указанной части удовлетворению также не подлежат.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, возможно только при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая данные положения закона, а также то обстоятельство, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено незаконное бездействие со стороны административных ответчиков, учитывая, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были предприняты все необходимые меры по проверке указанных обращений и подготовке своевременного ответа на обращения, порядок рассмотрения обращений соблюден, при этом права, свободы и законные интересы заявителя не нарушены, требования административного истца о признании незаконным бездействия Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях при проверке ее обращений, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1, действующей от своего имени и в интересах ФИО2 ча, к помощнику прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филенко Я.Б., Кемеровской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуре Кемеровской области об оспаривании бездействия должностного лица, обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 19.07.2019 г.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2662/2019 Центрального районного суда г.Кемерово