УИД 78RS0011-01-2020-003219-98
Дело №2а-2663/2020 15 декабря 2020 года Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Юхниной К.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО14, Михалевского ФИО15, Петровой ФИО16, ФИО5 ФИО17, ФИО6 ФИО18 к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными решений,
у с т а н о в и л:
ФИО7 ФИО20, ФИО4 ФИО19, ФИО5 ФИО21, ФИО6 ФИО22 обратился в суд с административным иском к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга и Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными решений, в котором истцы просили признать незаконным решение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга об отказе в выдаче заверенной копии Градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес> признать незаконными решения Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга об отказе в выдаче заверенной копии разрешения на строительство №, выданного ООО «СтройАльянс» 30.04.2020 года для земельного участка по адресу: <адрес> и об отказе в ознакомлении с инвентарным делом объекта строительства по указанному адресу, также истцы просили обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в срок, не превышающий три рабочих дня предоставить копию Градостроительного плана земельного участка, обязать Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в срок, не превышающий три рабочих дня предоставить заверенную копию разрешения на строительство № и возможность ознакомления с инвентарным делом объекта строительства и его фотокопирования.
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что 07 марта 2019 года вступило в законную силу решение Куйбышевского районного суда от 06 декабря 2017 года по административному делу №2а-712/17 о признании незаконным Разрешения на строительство № от 29 июня 2016 года. Указанное Разрешение, выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ООО «СтройАльянс» в отношении объекта капитального строительства, апарт-отеля по адресу: <адрес> было признано незаконным и отменено. Куйбышевским районным судом были приняты обеспечительные меры и наложен арест на все строительные работы на незаконно возведенной части объекта апарт-отеля по указанному адресу. Согласно материалам дела ФИО1, собственник указанной части строения, осенью 2019 года подал кассационную жалобу, содержание и дата подачи которой административным истцам неизвестны, копии жалобы они не получали.
С 10 мая 2020 года работы по продолжению строительства незаконного сооружения возобновились. Из случайных источников, а затем из Интернет-ресурсов они узнали о том, что 30 апреля 2020 года в пик пандемии коронавируса, когда здание Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга было полностью закрыто для посещения, Службой было выдано ООО «СтройАльянс» новое Разрешение на строительство №
Административными истцами в адрес административного ответчика Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга почтой были направлены заявления о предоставлении градостроительного плана земельного участка, выданного заказчику ООО «СтройАльянс» для получения нового разрешения на строительство, и в адрес ответчика Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о предоставлении заверенной копии разрешения на строительство №, а также о предоставлении возможности ознакомления с инвентарным делом объекта строительства.
Письма-ответы административных ответчиков № от 04.06.2020 г. и № от 23.06.2020 г. не содержат ответы на поставленные истцами вопросы и запросы о предоставлении копий документов. В своих ответах Заместитель Председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга ФИО2 и Начальник Юридического управления Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга нарушили их конституционные права.
В настоящее время снят запрет на производство строительства незаконно возведенной части здания апарт-отеля у площади Мужества и более двух месяцев ведутся интенсивные строительные работы, которые в случае своевременного получения истцами запрашиваемых сведений и документов своевременно могли бы быть оспорены в суде.
Административные ситцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание явились, доводы административного искового заявления поддержали, просили удовлетворить.
Административный истец ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Представители административного ответчика Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга по доверенности ФИО8 и ФИО9 в судебное заседание явились, представили письменные возражения, просили в удовлетворении исковых и требований отказать.
Представитель административного ответчика Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по доверенности ФИО10 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную .... защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 данного Закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
Статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Компетенция и полномочия Комитета по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга (далее – Комитет) определены в Положении о Комитете по градостроительству и архитектуре», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1679.
Комитет является исполнительным органом власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление в сфере градостроительства и архитектуры, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность в Санкт-Петербурге в данной сфере.
Из материалов дел следует, что 18.05.2020 года от административных истцов по искам №2а-1230/2017 и №2а-712/2017 в числе которых были указаны и административные истцы обратились с заявлением в КГА с просьбой выдать на руки одному из подписантов-истцов выданную застройщику ООО «СтройАльянс» заверенную копию Градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.16). Данное заявление было зарегистрировано 04.06.2020 года №
На данное заявление 19.06.2020 года Комитет был дан ответ, в котором заявителям были разъяснен порядок предоставления сведений и документов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 года №279 и Административным регламентом, утвержденным распоряжением Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 22.04.2016 года №1-Н, в части не противоречащей Правилам.
Как пояснил представитель административного ответчика Комитета данное заявление было рассмотрено Комитетом в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», т.к. оно не соответствовало порядку и форме запроса о выдаче копии градостроительного плана земельного участка.
Статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка входит в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке, относится к сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Порядок предоставления сведений, документов, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, в том числе и копии градостроительного плана земельного участка, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 №279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Распоряжением Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 22.04.2016 года №1-н утвержден Административный регламент Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге (подсистеме «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью») (далее – Административный регламент). Данный регламент применяется в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 №279.
Форма заявления на предоставление сведений и копий документов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности установлена Приложением №2 к указанному Административному регламенту.
Заявление для предоставления государственной услуги может быть подано непосредственно при посещении Комитета либо в электронном виде посредством Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде, либо посредством интегрированной с Порталом Единой системе строительного комплекса Санкт-Петербурга.
При этом согласно Правил предоставления сведений, документов, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, в том числе и копии градостроительного плана земельного участка, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 №279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (п.п. «а» п.4 раздела II) копия градостроительного плана земельного участка предоставляется за плату.
Таким образом, заявление административных истцов правомерно Комитетом было рассмотрено как обращение в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а не запрос на предоставление сведений и документов из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. На данное обращение был дан ответ с разъяснениями в установленный срок, а не отказ в предоставлении государственной услуги по предоставлению сведений из информационной системы.
В период действующих в Санкт-Петербурге ограничений в связи с мерами противодействия распространению новой короновирусной инфекции COVID-19 на основании приказа Комитета от 19.03.2020 №1-08-31 «О временном приостановлении приема физических и юридических лиц в Комитете по градостроительству и архитектуре» осуществление приема физических и юридических лиц в Комитет с 20.03.2020 временно приостановлено.
Таким образом, запрос на предоставление копии градостроительного плана земельного участка мог быть подан в электронном виде, что административными истцами не подавался, что ими не отрицалось в судебном заседании.
При этом суд, учитывает, что административным истцам Комитетом были даны разъяснения, что новый Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> КГА не выдавался, срок действия информации, указанной в градостроительном плане, полученным до 01.01.2017 года установлен в течение четырех лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440.
Компетенция и полномочия Службы государственного и строительного надзора Санкт-Петербурга (далее – Служба) определены в Положении о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга".
Пунктами 1.2 и 1.3 указанного Положения предусмотрено, что Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее - искусственный земельный участок), и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора. Служба является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.
22.05.2020 года административные истцы общественного объединения «....» по делам №2а-1230/2017, №2а-712/2017, включающее в себя административных истцов, обратилось в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга с заявлением в котором просили предоставить им заверенную копию правоустанавливающего документа – Разрешения на строительство от 30.04.2020 года №, выданного ООО «СтройАльянс», предоставить дату получения возможности ознакомления с инвентарным делом объекта строительства и известить нас о ней любым доступным способом; рассмотреть вопрос об отзыве Разрешения на строительство № и организации согласительной комиссии по выработке мер к законному завершению строительства сооружения с соответствующим законодательству профилем вида разрешенного использования объекта (л.д.17-20).
На данное заявление 23.06.2020 года Службой был дан ответ, в котором заявителям было сообщено о выдаче ООО «СтройАльянс» выдано разрешение на строительство от 30.04.2020 №78-003-0483-2020 «реконструкция объекта незавершенного строительства под центр культурного развития с временным проживанием на земельном участке по адресу: <адрес> сроком до 30.04.2021, о невозможности предоставить копии документов и возможном ознакомлении с документами, связанными с деятельностью Службы, за исключением конфиденциальной информации и информации, отнесенной к коммерческой .... в приемные часы Службы по предварительной записи через личный кабинет начальника Юридического управления, также было сообщено в ведении временно ограничений на личный прием в целях недопущения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) (л.д.23-24). Также были даны разъяснения о получении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 №363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться в том числе посредством ознакомления пользователей с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях занимаемых указанными органами.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами обязанность выдачи копий документов гражданам не предусмотрена.
При этом судом в ходе рассмотрения дела не было установлено, что Службой было отказано административным истцам в предоставлении ознакомления с материалами дела содержащего документы предоставленные застройщиком для получения разрешения на строительство.
Приказом врио начальника Службы от 19.03.2020 №23-п/20 «Об ограничении личного приема граждан в Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга» личный прием граждан в Службе был временно ограничен (л.д. 101).
Как пояснил представитель административного ответчика с 24.07.2020 в Службе возобновлен личный прием граждан на основании приказа от 23.07.2020 №105-П/20, о чем было сообщено административным истцам. Административные истцы за согласованием времени ознакомления с интересующими их материалами в Службу не обращались, что ими не отрицалось в судебном заседании.
С учетом изложенного административным ответчиком Службой заявление было рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральном законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в пределах своей компетенции и в установленный срок, дан ответ по существу поставленных вопросов.
На основании п.14 ст.63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в городе федерального значения - Санкт-Петербург создана и эксплуатируется государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности либо отдельных государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга – свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Службой предоставляется для размещения в данной системе копии документов, предусмотренных частью 5 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе разрешение на строительство.
Предоставление сведений из данной информационной системы как указывает Служба, осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2006 года №1594 "О создании государственного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности", в рамках оказания государственной услуги и в порядке установленном Административным регламентом Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге (подсистеме «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью»), утвержденного распоряжением Комитета от 22.04.2006 №1-Н.
Данная государственная услуга, как уже указывалось судом, оказывается за плату. На безвозмездной основе возможно получить информацию размещенную на официальном сайте Службы в сервисе Реестр выданных разрешений на строительство, о дате выдачи разрешения на строительство, его номер, срок действия, наименование объекта, адрес объекта, наименование застройщика.
Таким образом, суд не находит оснований для признания действий КГА и Службы незаконными, принимая во внимание что административными ответчиками каких-либо решений по отказу в предоставлении сведений и документов не принималось.
Довод административных истцов о том, что они имеют право самостоятельно определять перечень и порядок получения информации суд полагает необоснованным и противоречащим установленным требованиям законодательства.
Права административных истцов на получение информации в данном случае нарушены не были, обращения административными ответчиками нарушены не были, обращение рассмотрено, дан ответ, разъяснен порядок предоставления сведений и документов, ознакомления с документами. После получения разъяснений административные истцы своей право на получение информации в установленном порядке не реализовали.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административные истцы получили ответы на свои обращения в июне 2020 года, в суд с данным административным иском административные истцы обратились 21.07.2020 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.175, 177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
ФИО3 ФИО25, Михалевскому ФИО24, Петровой ФИО23, ФИО5 ФИО26, ФИО6 ФИО27 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
....