ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2665/19 от 20.05.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2А-2665/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2019 г. г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Тарханова А.Г.

при секретаре Дюжеве М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Киреевой Елены Владимировны и Киреева Кирилла Витальевича к Администрации Одинцовского муниципального района о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета, возложении обязанности восстановить на жилищном учете,

УСТАНОВИЛ:

Киреева Е.В. и Киреев К.В. обратились в суд с административным иском к Администрации Одинцовского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06 февраля 2019 г. № 487 «О снятии семьи Киреевой Е.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности восстановить семью в составе двух человек: Кирееву Е.В. и Киреева К.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки их на учете с 21 марта 1997 года.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что они значились в качестве нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем 30 января 2019 г. состоялось заседание жилищной комиссии по вопросу о снятии семьи Киреевой Е.В. в составе 2 человека (ее и родственные связи Киреев Кирилл Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06 февраля 2019 года истцы были сняты с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку отец Кузнецов В.Г. имеет в собственности по договору купли-продажи от 2018 г. квартиру общей площадью 37,2 кв.м, в АДРЕС, в связи с чем, по мнению жилищной комиссии, обеспеченность общей суммарной площадью на одного члена семьи составляет 43,8+37,2=81 кв.м./5 чел.=16,2 кв.м. Однако с1993 г. Кузнецов В.Г. перестал был членом семьи истцов, так как в указанной квартире с указанного времени он не проживает, его вещей в жилом помещении не имеется, общее хозяйство не ведется. Истцы не являются членами семьи Кузнецова В.Г., а также не приобрели самостоятельного право собственности в отношении квартиры общей площадью 37,2 кв.м, в АДРЕС, приобретенной в 2018 г. Кузнецовым В.Г. в свою собственность. Кузнецов В.Г. не претендует на улучшение жилищных условий, на жилищном учете не состоит. Фактически жилищные условия истцов после приобретения Кузнецовым В.Г. жилого помещения, не улучшились, обеспеченность жилой площадью осталась на том же уровне, которая была по состоянию на 21.03.1997 г. (дата постановки на жилищный учет), в связи с чем для защиты своих прав административные истцы обратились в суд с указанными требованиями.

Административный истец Киреева Е.В и ее представитель Лаврова Е.В., представляющая также интересы Киреева К.В., в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Киреев К.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения, просила отказать в удовлетворении требований.

Заинтересованное лицо Кузнецов В.Г. в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения иска, указал, что членом семьи административных истцов не является.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 21.03.1997 № 521 «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из жилого фонда администрации Одинцовского района» Киреев Е.В. в составе семьи 3 человека (бывший родственные связиК,В,В,, она, родственные связи Киреев К.В.) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 9.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области (менее 5 метров на человека).

На основании Постановления Главы Одинцовского района Московской области от 01.03.2001 г. №474 «О переводе очередности в улучшении жилищных условий» в связи с расторжением брака и выбытием на новое место жительства бывшего родственные связиК,В,В,, очередность переведена на Кирееву Е.В. с семьей 2 человека (она и родственные связи Киреев К.В.).

Киреева Е.В. с семьей из 2 человек (она и родственные связи Киреев К.В.), очередник с 1997 г., по состоянию на 2019 г. номер общей очереди – 1, занимает квартиру общей площадью 43,8 кв.м., по адресу: АДРЕС, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу, кроме нее в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают ее родственные связи Киреев К.В., родственные связиК,В,О,, родственные связиК.А,В,, которым принадлежит на праве собственности указанная квартира по 1/3 доли в праве, в результате приватизации, на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 29.12.2008 г. №.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждается материалами учетного дела очередника 1997 г. Киреевой Е.В. (л.д. 49-106) и не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Вместе с тем 30 января 2019 г. состоялось заседание жилищной комиссии Одинцовского муниципального района по указанному вопросу о снятии Киреевой Е.В. в составе семьи 2 человека (она, и родственные связи Киреев Кирилл Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по результатам которого принято решением снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Кирееву Е.В. с 2 человека (она и родственные связи Киреев К.В.), в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 13).

Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06 февраля 2019 г. № 487 «О снятии семьи Киреевой Е.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Киреева Е.В. с семьей 2 человека (она, родственные связи) была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 12).

Основанием для снятия Киреевой Е.В. с семьей 2 человека (она, родственные связи Киреев К.В.) с учета послужило, что согласно сведений Росреестра от 19 января 2019 г. ее отец Кузнецов В.Г. имеет в собственности квартиру общей площадью 37,2 кв.м, в АДРЕС, приобретенная им по договору купли-продажи от 06.07.2018 г., в связи с чем обеспеченность общей суммарной площадью на одного члена семьи составляет 43,8+37,2=81 кв.м./5 чел.=16,2 кв.м.

Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 5 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На основании ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Одинцовский район» Московской области от 13.03.2015 г. № 20/3 «Об установлении в сельских поселениях Одинцовского муниципального района учетной нормы общей площади жилого помещения в целях признания граждан нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования»: установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях - не более 8,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека, установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере от 14,0 до 18,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что в 1997 г. Киреева Е.В. и Киреев К.В. на момент постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м.

Учитывая, что общая площадь квартиры по адресу: АДРЕС составляет 43,8 кв.м., в настоящее время в квартире зарегистрировано по месту жительства на данный момент 4 человека (Киреева Е.В., родственные связи Киреев К.В., родственные связиК,В,О,, родственные связиК.А,В,), обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 10,95 кв.м., что более учетной нормы, равной 8 кв. м., на одного человека.

Кроме того, суд учитывает, что Киреев К.В. является собственником 1/3 доли в праве указанной двухкомнатной квартиры площадью 43,8, кв.м., что составляет 14,6 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, отпали основания для предоставления Киреевой Е.В. с семьей из 2 человек (она и родственные связи Киреев К.В.) жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем они подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что административные истцы сняты с учета по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ с учетом требований ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".

На момент постановки административных истцов на учет действовала ст. 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как снятие истца с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР.

Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

То обстоятельство, что административные истцы были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияют на правильность принятого администрацией Одинцовского муниципального района Московской области постановления от 06 февраля 2019 года о снятии Киреевой Е.В. с семьей 2 человека (она, родственные связи Киреев К.В.) с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет 10,95 кв.м., что более учетной нормы, равной 8 кв. м., на одного человека, в связи с чем отпали основания для предоставления Киреевой Е.В. с семьей из 2 человек (она и родственные связи Киреев К.В.) жилого помещения по договору социального найма по соответствующим нормам, что в с действующим в настоящий момент жилищным законодательством является основанием для снятия их с жилищного учета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого администрацией решения о Киреевой Е.В. с семьей 2 человека (она, родственные связи Киреев К.В.) с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность административных истцов жилой площадью превышает учетную норму, в связи с чем оснований нахождения на жилищном учете не имеется.

Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании незаконным постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06 февраля 2019 г. № 487 «О снятии семьи Киреевой Е.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предоставляемых по договорам социального найма.

Вместе с тем не подлежат удовлетворению требования административных истцов о возложении обязанности восстановить на жилищном учете, поскольку они производны от требований о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета оснований для удовлетворения которых у суда не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Киреевой Елены Владимировны и Киреева Кирилла Витальевича к Администрации Одинцовского муниципального района о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета, возложении обязанности восстановить на жилищном учете отказать.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовского городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: