ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2665/2016 от 31.03.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2665/2016

Решение

ИменемРоссийскойФедерации

31 марта 2016 года г. Омска

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском. В обоснование требований указал, что в отношении него возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ из его заработной платы производятся удержания. О данных обстоятельствах ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ из ответа УФССП по Омской области. Полагает, срок исполнения исполнительного документа исчисляется не верно, без учета того, что он длительное время не работал. Исполнительное производство подлежит прекращению в связи с истечением срока. Просит признать действия ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ответчика прекратить незаконно удерживать денежные средства из его доходов, которые не превышают минимальный размер оплаты труда; обязать ответчика прекратить исполнительное производство в связи с истечением срока.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, содержится в ФКУ ИК 9 УФСИН России по <адрес>, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебный пристав исполнитель Октябрьского отдела службы судебных приставов ФИО3, представитель ответчика УФССП России по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо взыскатель ФИО6 в судебном заседании участия не принимала, уведомлена о рассмотрении дела надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. ст. 121, 128 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется, в том числе, на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; выносит соответствующие постановления (пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах").

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: предъявлением исполнительного документа к исполнению; частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

Согласно ч. 1, 2, 3, 8, ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу пп. 2, 4, 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту.

Мерами принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства (ч. 2 ст. 68 вышеназванного Федерального закона).

Мерами принудительного исполнения являются в том числе обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пп. 2 ч. 3 ст. 68).

Согласно ч. 8 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.

В силу ст. 98 данного закона судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функции исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Судебным разбирательством установлено, что в производстве отдела судебных приставов по Октябрьскому АО <адрес> УФССП России по <адрес> находится исполнительное производство , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего по почте, и исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Оловяннинским районным судом <адрес> по гражданскому делу по иску ФИО4 к ФИО1 о взыскании материального и морального вреда в сумме 103515 руб.

Согласно исполнительному листу судебный акт вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное исполнительное производство находится в настоящее время на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО3

Должником по исполнительному производству, согласно постановлению судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1, взыскателем ФИО4 Указанное постановление было направлено ДД.ММ.ГГГГ по месту отбытия наказания ФИО1, в ФКУ ИК 9.

Кроме того, судебным приставом исполнителем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были направлены запросы о наличии имущества должника в кредитные организации, ГИБДД МВД России, на которые получены отрицательные ответы.

От ФИО4 в отдел службы судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление в котором она просила об удержании из заработной платы ФИО1 суммы долга.

В постановлении судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в ФКУ ИК 9, указано о необходимости главному бухгалтеру ФКУ производить ежемесячно удержания в размере 50% от дохода должника.

Из материалов исполнительного производства следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно удерживаются денежные суммы из личных средств осужденного ФИО1 в пользу ФИО4 в счет возмещения ущерба. Всего удержано 13122,33 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом исполнителем было произведено распределение денежных средств по исполнительному производству, денежные средства перечислены взыскателю ФИО4

Согласно ответу ФКУ ИК 9 УФСИН России по <адрес> сумма задолженности ФИО1 составляет 90049,29 руб. на ДД.ММ.ГГГГ. Осужденный был ознакомлен с исполнительными документами ДД.ММ.ГГГГ. Представлены также расчетные листки на имя ФИО1 согласно которым помимо сведений о начислении указаны также сведения об удержании по исполнительному документу.

Таким образом, исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, предъявлен к исполнению через два с половиной месяца со дня вступления судебного акта в законную силу, т.е. в установленный срок. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прервался предъявлением исполнительного документа к исполнению. Судебный пристав исполнитель обоснованно применил меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых правоотношений в ФКУ ИК 9, поскольку сведений о наличии у должника имущества у судебного пристава-исполнителя не имелось. Решение суда на момент рассмотрения настоящего дела в полном объеме не исполнено, задолженность не погашена.

С должника, отбывающего наказание в исправительном учреждении, обоснованно удерживается не более пятидесяти процентов заработной платы, что следует из расчетных листков.

При таких обстоятельствах дела, бесспорных и допустимых доказательств того, что судебный пристав-исполнитель нарушил права заявителя, возбудив исполнительное производство и обратив взыскание на заработную плату должника, не имеется.

Доводы ФИО1 о том, что исполнительное производство подлежит прекращению судом во внимание не принимается.

Статья 43 вышеназванного Федерального закона предусматривает основания прекращения судом исполнительного производства: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; принятия судом отказа взыскателя от взыскания; утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником; отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Кроме того, судом отмечается, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем по основаниям, предусмотренным ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно в случаях: фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

Таких оснований как прекращение исполнительного производства в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа к исполнению действующее законодательство не предусматривает.

Кроме того, суд считает необходимым также отметить, что судебный пристав исполнитель, направив копию исполнительного документа в адрес ФКУ ИК 9 для удержания периодических платежей, вправе в соответствии с п 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту. Поскольку постановления, направленные по месту отбытия наказания должника, содержат требования о единовременном взыскании конкретных сумм, судебный пристав-исполнитель не должен был в таком случае окончить исполнительное производство.

Учитывая, что установление факта нарушения прав заявителя в результате оспариваемых действий судебных приставов-исполнителей является необходимым условием для удовлетворения заявления представителя должника, а по настоящему делу доказательства такого нарушения заявителем не представлены, то оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Доводы заявителя о том, что о факте возбуждения исполнительного производства он узнал в феврале 2016 из ответа УФССП России по <адрес>, суд во внимание не принимает, поскольку в расчетных листках ФИО1 имеется указание об удержаниях по исполнительному производству, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно из заработной платы ФИО1 производятся удержания, и не знать о данных обстоятельствах он не мог, а также согласно письму ФКУ ИК 9 следует, что с исполнительным производством ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что 10-дневный срок, установленный законом для обжалования постановлений, либо действий судебного пристава-исполнителя, истек.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

С учетом установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми действиями и решениями судебного пристава-исполнителя права должника не нарушены в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.