ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2666/2016 от 17.08.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2а-2666/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2016 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Казаковой О.Н.,

при секретаре Коротовской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Солнечный двор» к главному государственному инспектору отдела контроля за жилищным фондом Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области ФИО8, Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области о признании предписания незаконным,

У с т а н о в и л:

ТСЖ «Солнечный двор» обратилось в суд с административным исковым заявлением к главному государственному инспектору отдела контроля за жилищным фондом государственной жилищной инспекции ЕАО ФИО8, Государственной жилищной инспекции ЕАО о признании предписания незаконным и обязании устранить нарушенные права. В обоснование указали, что 03.03.2016 на основании приказа государственной жилищной инспекции ЕАО от 29.02.2016 в связи с поступлением жалобы от лиц, проживающих в <адрес>, государственной жилищной инспекцией ЕАО в лице главного государственного инспектора отдела контроля за жилищным фондом ФИО8 проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Солнечный двор». Проверочные мероприятия проводились непосредственно в квартире названного дома и только в ней. По результатам проверки составлен акт от 03.03.2016, согласно которому температура воздуха в квартире в зале (угловая комната) в 10 час. 00 мин. составила + 22,7 градусов, в 20 час. 10 мин. - + 25,5 градусов. Также, как следует из указанного акта в квартире в зале (угловая комната) на стенах в углу наблюдается отслоение обоев, чёрные пятна. При замере температуры стен в углу она составила + 10 градусов. Должностным лицом - инспектором ФИО8, проводившим проверку, в акте сделан вывод, что нарушен п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в связи с чем им с целью устранения выявленного нарушения ТСЖ «Солнечный двор» 03.03.2016 выдано предписание . Из предписания дословно следует, что в целях устранения причин и последствий допущенного нарушения предписано в срок до 30.08.2016 обеспечить теплозащитные свойства стен по углам дома. Предписание ГЖИ ЕАО от 03.03.2016 ТСЖ «Солнечный двор» считает незаконным полностью, нарушающим права и законные интересы Товарищества, просит признать его незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО9 поддержал заявленные требования, просил признать предписание ГЖИ ЕАО от 03.03.2016 незаконным. В дополнение к изложенному в исковом заявлении указал, что те работы, которые необходимо провести согласно предписания, выполняются за счет дополнительных средств собственников. 30.04.2016 состоялось общее собрание, на котором рассматривался, в том числе, и вопрос утепления фасада. Собственники жилых помещений были против. Эти работы являются капитальным ремонтом. У ТСЖ есть специальный счет, но на нем нет денег. В доме 24 квартиры, почти все были против этого. В проверяемой квартире температура внутренней поверхности стены составила + 10 градусов, что, по мнению инспектора, очень низко. Но в этой квартире повышенная влажность. Проверку проводили два раза в один день – в 10-00 и в 20-00. Вечером температура была выше норматива. На ТСЖ возложена обязанность соблюдения температурного режима в помещениях, а не температурного режима ограждающих конструкций. После получения предписания узнавали, сколько стоит утепление фасада, обсуждали, как выполнить его, обращались устно к сотруднику ГЖИ ФИО7, но она сказала, что предписание не будет отменять.

Главный государственный инспектор отдела контроля за жилищным фондом ГЖИ ЕАО ФИО8 не признал заявленные требования в полном объеме. Указал, что, согласно предписания, необходимо утеплить углы всего дома снаружи. От жильцов дома поступали звонки о том, что в квартирах холодно. Когда он проводил проверку, то мерил температуру в помещении и в углу, где было отслоение обоев и чернота. Там температура составила + 10 градусов. Угол промерз, затем оттаял, из-за этого и отслоились обои. Такая же ситуация в квартирах и – сырые углы. В квартире он с проверкой не был. Утепление углов дома не является капитальным ремонтом. В предписании установлен срок до 30.08.2016, т.к. до 01.09.2016 все работы должны быть закончены. Если у ТСЖ нет денег, они должны были письменно обратиться с просьбой о продлении срока предписания. Никаких ходатайств от них не поступало. В квартире на момент проверки была повышенная влажность. Но это его личное мнение, т.к. соответствующих приборов у него не было.

Представитель ГЖИ ЕАО ФИО10 не признала заявленные требования в полном объеме, указав, что предписание выдано законно. Проверка проводилась по обращениям жильцов квартир и . ТСЖ было уведомлено о проверке. Установлены нарушения теплозащитных свойств стен. Работы, которые необходимо выполнить, не относятся к капитальному ремонту. После проведения проверки от ТСЖ не поступало никаких обращений. Кроме того, указала, что ЖСТ пропущен установленный законом срок для обращения в суд. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса и, изучив материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствие с п. 2 пп. "в" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В силу пункта 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Пунктом 4.2.1.12 названных Правил определено, что участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, необходимо утеплять.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.

Частью 1 ст. 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, 15.02.2016 в ГЖИ ЕАО поступило обращение ФИО2, проживающей по <адрес>, в котором она указывает, что в квартире отсырел угол, наблюдается чернота, обои отстали. З3.03.2016 в ГЖИ ЕАО поступило обращение ФИО1, проживающей по <адрес>, в котором указана просьба обследовать угол квартиры, который промерзает.

29.02.2016 заместителем начальника ГЖИ ЕАО издано распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки ТСЖ «Солнечный двор» с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 12.02.2016. В тот же день председателю ТСЖ «Солнечный двор» направлено уведомление о проведении инспекционной проверки, в котором обозначена дата ее проведения – 03.03.2016 в 10-00, квартира .

03.03.2016 ГЖИ ЕАО составлен акт проверки <адрес>, из которого следует, что присутствовали: ФИО2 – собственник, ФИО3 – председатель ТСЖ «Солнечный двор». Проверкой установлено, что в указанной квартире, в зале (угловая комната) на стенах в углу наблюдается отслоение обоев, черные пятна. При замере температуры стен в углу температура составила +10 градусов, температура в комнате - +22,7 градусов. В 20-10 температура воздуха в зале составила +25,5 градусов. Председатель ТСЖ «Солнечный двор» с актом ознакомлена и его копию получила 03.03.2016, что подтверждается ее подписью.

В тот же день 03.03.2016 на основании вышеуказанных обращения и акта проверки ТСЖ «Солнечный двор» Государственной жилищной инспекцией выдано предписание, в котором отражены нарушения обязательных требований по использованию и эксплуатации жилищного фонда; мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин нарушения – обеспечить теплозащитные свойства стен по углам дома в срок до 30.08.2016. Председатель ТСЖ «Солнечный двор» ознакомлена с предписанием в дату его вынесения, что подтверждается подписью.

Свидетель ФИО4 показала, что проживает по <адрес>. 03.03.2016 она присутствовала при проведении проверки в квартире . Она присутствовала как представитель ТСЖ. Сначала собственники не пустили ее в квартиру, потом она зашла и стояла на пороге. Инспектор проводил проверку, замерял температуру в квартире. Как он делал замеры в углу, она не видела, также не видела и аппарат для измерения, о чем инспектору не сказала. С актом проверки она знакома, на руки его получила ФИО3 – председатель ТСЖ. Никаких замечаний в ГЖИ не направляли, т.к. не знали, как это делать. 30.04.21016 проводили общее собрание, обсуждали вопросы утепления фасада и утепления углов дома. Все были категорически против утепления углов. ТСЖ планирует сделать эти работы, но не скоро, так как это очень дорого.

Также в материалы дела представлен акт проверки квартиры по вышеуказанному адресу, датированный 23.03.2016, из которого следует, что в квартире по всей высоте жилого помещения обнаружены пятна черного цвета. Характер выявленных нарушений совпадает с указанными в обращении, а также акте и предписании от 03.03.2016.

Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности с требованиями жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к убеждению, что оспариваемое предписание органа государственного жилищного контроля выдано на законных основаниях уполномоченным лицом, в установленные сроки. Обстоятельства, изложенные в предписании, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и не опровергнуты административным истцом. Следовательно, оснований для признания его незаконным не имеется.

Одновременно суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица может быть подано в суд в трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как указано выше, проверка должностным лицом Государственной жилищной инспекции проведена 03.03.2016, в тот же день были составлены акт и предписание, которые вручены председателю ТСЖ «Солнечный остров».

Административное исковое заявление направлено в суд посредством услуг почтовой связи 03.06.2016, поступило 07.06.2016.

Следовательно, срок, установленный Кодексом административного судопроизводства РФ для обращения в суд административным истцом не пропущен. Оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований в связи с данными обстоятельствами не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Солнечный двор» к главному государственному инспектору отдела контроля за жилищным фондом Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области ФИО8, Государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области о признании предписания незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Н. Казакова