ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2666/2021 от 16.06.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым

в составе председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,

при секретаре Рубцовой Д.С.,

с участием представителей административного ответчика МВД по РК - ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Отделению №1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, МВД по Республике Крым, Врио начальника отделения №1 МРЭО ГИБДД МВД по РК майору полиции ФИО4 о признании действий (бездействий) незаконными, понуждении к совершению определенных действий, -

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Отделению № 1 МРЭО ГИБДД МВД по РК с требованиями признать решение Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ. по делу о признании права собственности за ФИО3 основанием для регистрации ТС - мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, 1998 года выпуска, , черного цвета; признать незаконными действия (бездействия) отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по РК в выдаче паспорта транспортного средства и постановке на постоянный учет ТС – мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, , черного цвета; обязать Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по РК произвести регистрацию ТС - мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, , черного цвета и выдать паспорт транспортного средства; обязать Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по РК поставить ТС – мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, , черного цвета, на постоянный учет в г. Симферополь.

В ходе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ. судом к участию в деле привлечен Врио начальника отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по РК ФИО4 в качестве соответчика.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представители МВД по Республике Крым просили в иске отказать по мотивам, изложенным в возражениях на иск.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Административный истец ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя с исковым заявлением к ФИО5, третьи лица УГИБДД по РК о признании права собственности на транспортное средство (мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, регистрационный номер , ДД.ММ.ГГГГ выпуска, , черного цвета).

Киевским районным судом г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ. вынесено решение по делу о признании за ФИО3 право собственности на транспортное средство - мотоцикла KAWASAKI ELEMINATER 400.

Представитель административного истца ФИО6 ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с заявлением о государственной регистрации транспортного средства: (тип ТС: мотоцикл; марка, модель: KAWASAKI ELEMINATER 400; идентификационный номер VIN: отсутствует; год выпуска ; категория ТС: А; шасси №: ; кузов №: отсутствует; цвет: черный; мощность двигателя кВт/л.с.: 29,4/40), принадлежащего административному истцу на праве собственности, что подтверждается договором купли-продажи ТС и решением Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ. по делу .

Как пояснила представитель истца, сотрудником Отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым устно отказано в регистрации вышеуказанного ТС. Отказ мотивирован тем, что выданное ранее данным органом свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ серия (с временной регистрацией до ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. № 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя"), а также выданные номера российского образца , зарегистрированы на ФИО5 (т.е. на предыдущего собственника) уже после вступившего в силу решения Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ. Также, сотрудник органа сообщил, что в указанном решении суд не обязывал ГИБДД МВД по Республике Крым зарегистрировать данное ТС.

Представитель административного истца ДД.ММ.ГГГГ. вновь обратился в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с письменным заявлением с подробным перечнем обстоятельств и прошением произвести регистрацию вышеуказанного мотоцикла на основании решения суда, и по результатам рассмотрения данного заявления направить письменный ответ, либо отказ.

В адрес представителя административного истца ДД.ММ.ГГГГ. поступил ответ от МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ. на заявление, в котором указано о регламенте необходимых документов, положения и постановления с указанием на то, что такое ТС считается "как ранее принадлежащее иностранному физическому лицу" и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ (т.е. подразумевается требование проведения таможенных процедур), также указано на то, что необходимо получить ПТС транспортного средства, что по сути является отказом в регистрации по повторно поданным документам и никакой ясности указанный ответ ГИБДД не дал, и не являлся предметом заявленного обращения.

Таким образом, административный истец считает, что его права нарушены, т.к. факт выдачи временного свидетельства о государственной регистрации на бывшего собственника произведен незаконно. Административный ответчик немотивированно отказывает ФИО3 в выдаче паспорта транспортного средства на мотоцикл, а также в предоставлении письменного отказа, что препятствует истцу в реализации права собственника, в том числе и на отчуждение транспортного средства.

Судом установлено, что правовая основа государственной регистрации транспортных средств определена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом МВД России от 21.12.2019 №950, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.

Пунктом 27 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в т.ч. документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета.

Документами, идентифицирующими транспортное средство, согласно статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ, являются: 1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ.

Представление паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) не требуется, если на транспортное средство оформлен электронный паспорт транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства).

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 283-ФЗ, к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, в том числе, непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств; отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт.

Согласно п. 2 приложения № 3 «Требования к паспорту транспортного средства» к приказу МВД России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним», оформление паспорта производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства по заявлению собственника транспортного средства при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства.

Транспортное средство - мотоцикл КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № , номерной знак принадлежал ФИО7 (гражданин Украины), право собственности которого зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. МРЭО г. <адрес>).

ФИО7 выдал доверенность ФИО5, ФИО8 о предоставлении его интересов в отношении мотоцикла КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № , номерной знак .

В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратился в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым о регистрации транспортного средства мотоцикла КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № , номерной знак .

По результатам рассмотрения заявления выдано Свидетельство о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. серия мотоцикла КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № , владельцем которого указан ФИО5. Транспортное средство поставлено на временный учёт на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ.

Временная регистрация спорного транспортного средства осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 № 399, на основании предоставленной заявителем ФИО5 нотариально заверенной доверенности серии от ДД.ММ.ГГГГ на право представления интересов ФИО7 - собственника спорного транспортного средства. Выдано ФИО5 свидетельство о регистрации транспортного средства серия , присвоен государственный регистрационный номер .

Вместе с тем, истцом представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ФИО3 и ФИО5 Валерьевичем, который действовал от имени ФИО7 на основании нотариально заверенной доверенности серии от ДД.ММ.ГГГГ на право представления интересов собственника мотоцикла КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № . В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственником мотоцикла КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска стала ФИО3.

Указанный договор являлся предметом рассмотрения в Киевском районном суде г. Симферополя по делу по исковому заявлению ФИО3 к ФИО5 Валерьевичу, третьи лица УГИБДД по РК о признании права собственности на транспортное средство (мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400, регистрационный номер ДД.ММ.ГГГГ выпуска, черного цвета).

Киевским районным судом г. Симферополя ДД.ММ.ГГГГ. вынесено решение по делу и признано за ФИО3 право собственности на транспортное средство - мотоцикл KAWASAKI ELEMINATER 400.

Вопросы перерегистрации транспортных средств на территории Республики Крым и города Севастополя, связанных с вхождением указанных субъектов в состав Российской Федерации, были урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя".

Указанное постановление Правительства N 399 предоставило возможность до 01.01.2018 проведения регистрации транспортных средств, находящихся во владении физических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым и г. Севастополя в соответствии с законодательством Украины до 18.03.2014, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, в упрощенном порядке. Регистрационное действие, которое совершается в отношении указанных лиц, состоит в замене регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на российские.

В отношении указанных лиц, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, Постановлением N 399 предусмотрено совершение регистрационных действий с выдачей временных регистрационных документов и государственных регистрационных знаков сроком действия на 5 лет, без выдачи ПТС.

При этом сам по себе факт временной регистрации автомобиля на основании Постановления N 399 не подтверждает право собственности лица, обратившегося за такой регистрацией транспортного средства, на данное транспортное средство.

Из материалов дела следует, что ФИО5 в упрощенном порядке в соответствии с пунктом 1 Постановления N 399 регистрирующим органом в 2015 году были выданы временные регистрационные документы на спорное транспортное средство без выдачи ПТС.

Пунктом 2 Постановления N 399 предусмотрено, что регистрационные действия с транспортными средствами, зарегистрированными в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, связанные с изменением собственника транспортного средства, осуществляются в установленном порядке при представлении документов, указанных в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления, и документов, удостоверяющих право собственности граждан и юридических лиц на транспортные средства, в том числе заключенных в установленном порядке договоров или вступивших в законную силу судебных решений.

Предусмотренный данным Постановлением упрощенный порядок не предусматривает выдачу паспорта транспортного средства. Транспортные средства регистрируются на основании Постановления N 399 временно, на имя владельца, а не собственника транспортного средства.

Указанным нормативно-правовым актом предоставлялась возможность пользоваться транспортным средством на срок временной регистрации лицом, обратившимся за такой регистрацией, при этом лицам в течение срока временной регистрации дается возможность подготовить документы, подтверждающие право собственности на такие транспортные средства.

Согласно положениям вышеуказанных нормативных правовых актов, право постоянной регистрации и получения паспорта транспортного средства предоставлено ФИО5, за которым произведена временная регистрация мотоцикла, при предоставлении документа, удостоверяющего за ним права собственности на мотоцикл КАВАСАКИ ELEMINATER 400, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, рама № .

При подтверждении права собственности на основании перечисленных в пункте 2 Постановления N 399 документов регистрация таких транспортных средств осуществляется в установленном порядке. Такой порядок на момент обращения заявителя в регистрирующий орган был установлен следующими нормами закона.

В силу статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе, в электронной форме.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент, действовал в период возникновения спорных правоотношений), для государственной регистрации транспортного средства в регистрирующий орган должны быть представлены, в том числе документы на транспортное средство, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно, в силу пункта 15.4.1 Административного регламента к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, относятся паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.

Отсутствие названных документов свидетельствует об отсутствии возможности у органов ГИБДД совершить требуемое регистрационное действие в названном порядке.

Приобретенное ФИО3 у ФИО7 транспортное средство на основании договора купли-продажи от 14.10.2014г. имеет статус иностранного товара и для введения в оборот на территории Российской Федерации и допуска к участию в дорожном движении должны пройти соответствующие таможенные процедуры, в частности, с целью получения необходимых для регистрации документов.

Подобными документами, в том числе, являются паспорта транспортных средств, которые, в соответствии с пунктом 57 действовавшего на тот период Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134, выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 действовавших в спорный период Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

В упрощенном порядке согласно Постановлению N 399 спорное транспортное средство, приобретенное у иностранного лица, зарегистрировано быть не может.

Согласно пункту 23 Административного регламента заявления принимаются сотрудниками регистрационных подразделений в течение всего времени, установленного графиком приема в регистрационном подразделении.

Прием заявителей осуществляется в соответствии с очередностью предварительной записи, сформированной с учетом заявлений, поданных с помощью Единого портала, и заявок системы управления электронной очереди и иных электронных систем управления движением заявителей, реализованных в регистрационных подразделениях.

Заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала.

Порядок осуществления административных процедур (действий) в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) регламентирован п.п. 154- 158 Административного регламента.

Согласно приложенного к административному иску заявления представителем ФИО3 ФИО6 на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг было сформировано заявление о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с получением ПТС.

При этом, в указанном заявлении отсутствуют служебные отметки должностных лиц о проверке предоставленных документов, осмотре транспортного средства, что свидетельствует о том, что заявительницей ФИО6 не выполнены административные процедуры, предусмотренные Административным регламентом, и, соответственно, решение об отказе в регистрации в отделении №1 МРЭО ГИБДД не выносилось.

В отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ почтой поступило заявление ФИО6 с просьбой рассмотреть ее заявление в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и произвести регистрацию транспортного средства на основании решения Киевского районного суда г. Симферополя за ФИО3, по результатам направить письменный ответ.

Обращение ФИО6 зарегистрировано и рассмотрено в отделении № 1 МРЭО ГИБДД. По результатам рассмотрения обращения ФИО6 подготовлен мотивированный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за , в котором предоставлена информация о нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление государственной услуги по регистрации транспортных средств и требование к предоставлению заявителем одного из основных документов - паспорта транспортного средства.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В административном иске административный истец не представил доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и применении в отношении транспортного средства, принадлежащего истцу, упрощенной процедуры регистрации в соответствии с постановленим Правительства РФ от 27.04.2015 года №399. Доводы представителя истца об ошибочной регистрации спорного транспортного средства за ФИО5 не могут быть приняты во внимание, т.к. отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым именно на основании заявления ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 № 399, проведена временная регистрация сроком на 5 лет, которая не оспорена, не признана незаконной и не отменена.

Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным оспариваемого действия у суда не имеется, поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены эти требования административного истца, отсутствует.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что материалами дела не подтверждено незаконное действие (бездействие) отделения № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым.

Исходя из изложенного, оспариваемые действия (бездействие) отделения N 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд -

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Отделению №1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым, МВД по Республике Крым, Врио начальника отделения №1 МРЭО ГИБДД МВД по РК майору полиции ФИО4 о признании действий (бездействий) незаконными, понуждении к совершению определенных действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.С. Цыкуренко