ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2666/2022 от 01.06.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2022 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.

при секретаре Вилявиной Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело № 2а-2666/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО11 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, ФИО2 ФИО12 о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения,

установил:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, ФИО2 о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что 27.09.2021 года Приволжским районным судом Астраханской области вынесено решение по иску ФИО1 к ФИО3, ФИО4 о выделе доли должника в супружеском имуществе. Решение вступило в законную силу 07.12.2021 года.

11.02.2022 года административным истцом поданы документы в Управление Росреестра по Астраханской области для государственной регистрации прав в отношении земельного участка и жилого дома. Однако 21.02.2022 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальным отделом по Володарскому, Красноярскому и Приволжским районам Управления Росреестра по Астраханской области в лице должностного лица ФИО2 принято уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, поскольку с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не уплачена государственная пошлина в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ.

С указанным решением административный истец не согласен, просит суд признать действия Управления Росреестра по Астраханской области по приостановлению государственной регистрации прав в отношении земельного участка, кадастровый номер , жилого дома, кадастровый номер , расположенных по адресу Астраханская область, <адрес> обязать Управление Росреестра по Астраханской области произвести государственную регистрацию прав в отношении указанных объектов.

Административный истец ФИО1 при надлежащем извещении не явился.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по Астраханской области, ФИО2 при надлежащем извещении не явились.

Выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастром учете и (или) государственной прав обратилось ненадлежащее лицо.

В судебном заседании установлено, что 11.02.2022 года ФИО1 представил на государственную регистрацию прав заявления о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу Астраханская область, <адрес>

Согласно сведениям ЕГРН собственником вышеуказанных объектов является ФИО4. С заявлениями о прекращении права собственности на спорные объекты в орган регистрации обратился ФИО1 В качестве документа-основания представлено заочное решение Приволжского районного суда Астраханской области от 27.09.2021 года, согласно которому не только прекращается право у ФИО4, но и возникает право общей долевой собственности по ? доли у ФИО4 и ФИО3 Однако заявлений о праве общей долевой собственности с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию такого права согласно п. 22,24 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ от указанных лиц не поступало.

В связи с тем, что с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности обратилось ненадлежащее лицо, а также при отсутствии заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности с уплатой государственной пошлины, осуществить регистрационные действия не представлялось возможным, а потому действия регистрирующего органа в приостановлении государственной регистрации заявленного права являются законными.

Ссылка административного истца на то, что заочное решение Приволжского районного суда Астраханской области от 27.09.2021 года вступило в законную силу и административный истец имел право обратиться в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права без заявлений ФИО3 и ФИО4 является несостоятельной, поскольку п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации.

В ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ указан перечень лиц, по заявлению которых (в каких случаях) осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается – при государственной регистрации возникновения и прекращения соответствующего права.

Более того, ч. 3 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

Исходя из указанных выше норм Федерального закона № 218-ФЗ, предусмотрен случай непредставления заявления только лица, у которого прекращается право собственности, если в регистрирующий орган обратится лицо, у которого возникает право.

Также ч. 10 ст. 58 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрен случай не представления заявления об осуществлении государственной регистрации прав в случае признания судом зарегистрированного права отсутствующим без признания права за другим лицом государственная регистрация прекращения права может осуществляться по заявлению лица, в пользу которого вынесено такое решение, однако данная норма закона не может быть применена к заочному решению суда от 27.09.2021 года, так как данным решением предусмотрено возникновение права у другого лица.

Таким образом, Федеральный закон № 218-ФЗ и иные нормативно-правовые документы не предусматривают иных случаев осуществления государственной регистрации права собственности без заявления соответствующего лица.

Указанные выше нормы Федерального закона № 218-ФЗ не могут быть применены к заочному решению суда от 27.09.2021 года, так как данным решением не только прекращается право собственности, но и возникает право общей долевой собственности у иных лиц, но не у ФИО1 В связи с чем ФИО1 не является лицом, за кем право возникает либо прекращается, соответственно является ненадлежащим лицом, которое могло обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на основании решения суда от 27.09.2021 года.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, требование об уплате государственной пошлины является правомерным.

Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что указанное уведомление о приостановлении государственной регистрации прав является законным и обоснованным и не противоречит требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностных лиц незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов административным истцом не приведено, универсальная совокупность условий для признания их незаконными отсутствует, то оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 ФИО13 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, ФИО2 ФИО14 о признании действий незаконными и понуждении устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2022 года.

Судья: