ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2667/19 от 25.06.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-2667/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 25 июня 2019 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., с участием: прокурора Барахович С.В., представителя административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному иску прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи и Муниципальному казенному учреждению г. Сочи «Управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

установил:

В Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи и Муниципальному казенному учреждению г. Сочи «Управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействия и устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности движения обратился прокурор Адлерского района г. Сочи.

Требования прокурора мотивированы следующим.

Прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Адлерского внутригородского района г.Сочи выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что по ул. Православная Адлерского района г. Сочи в районе домов 22/2, 31, 54 в нарушение п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход не обеспечен нормативной видимостью: отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». В районе домов 25 г, 31, 54 по ул. Православной, в районе домов 35, 47/14, 47/5а по ул. Петрозаводской в нарушение требований п. 4 ГОСТ Р 52605-2006 отсутствуют технические средства регулирования дорожного движения. В районе домов 31, 54 по ул. Православная дорожная разметка пешеходного перехода не соответствует требованиям п. 6.2.17 ГОСТ Р52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Кроме того, часть дорожного полотна в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной разрушена оползневым процессом, что свидетельствует о нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. При этом временные технические средства регулирования дорожного движения отсутствуют, что является нарушением требований п. 4.4 указанного ГОСТа. Меры по обустройству придорожной ливневой канализации в районе дома 36 по ул. Богдана Хмельницкого в Адлерском районе г. Сочи не принимаются, что приводит к загрязнению окружающей среды и нарушению прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. В нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 в районе расположения домов по адресу: Адлерский район, ул. Мира 19, 23, 32, 45а, 100а, 114, 122, 143, 124, 136 отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, в районе домов №№19, 105, 147 по ул.Мира отсутствуют знаки 5.19.1 и 5.19.2. По ул. Банановой покрытие проезжей части имеет выбоины, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017, а также в нарушение. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 загрязнен тротуар. По ул. Троицкой в районе расположения домов 8а, 10а, 14,16, 21, 32, 37, 38 в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20. По ул. Насыпная, а также на пересечении с ул. Демократической покрытие проезжей части имеет выбоины, в районе дома №51 разрушена решетка дождеприемника, около дома №23 выявлена просадка люка смотрового колодца более 1 см., около домов №11 и 11а отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 по ул.Пензенской Адлерского района покрытие проезжей части около дома № 38 имеет выбоины. В районе расположения домов №22/2, 31, 54 по ул.Православной Адлерского района пешеходные переходы оборудованы с нарушением п. 4.5.2 ГОСТ Р52766-2007 (не обеспечена нормативная видимость). По ул.Православной 25Г, 31, 54, а также по ул.Петрозаводской, 35, 47/1447/5а искусственная неровность выполнена с нарушением требования п.4 ГОСТ Р 52605-2006. В нарушение ГОСТ Р 52289-2004 около дома №54 по ул.Православной отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 (2), дорожная разметка не соответствует требованиям. Часть дорожного полотна в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной разрушена оползневым процессом, что свидетельствует о нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. По ул. Ворошиловградской Адлерского района разрушено покрытие проезжей части в виде выбоин, просадок, что является нарушением требований п.3 ГОСТ Р 50597-2017. На отдельных участках ул. Ворошиловградской отсутствуют ливнеотводящие канавы, имеющиеся засорены (заилены). Обследованием улицы Батайская установлены следующие недостатки и содержание дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: на всем протяжении дороги по ул. Батайская отсутствует дорожная разметка в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует освещение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007; загрязнена проезжая часть дороги п.5.1.12 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствуют дорожные знаки 5.16, 5.19.1(2) ПДД РФ п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017; износ дорожной разметки 1.14.1 ПДД РФ в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017; покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки дороги, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. По ул. Защитников Кавказа (ответвление) в районе д. 68 в нарушение требований п. 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 разрушены решетки дождеприемников. Кроме того, по ул. Буденовская отсутствует дорожная разметка в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует освещение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007; покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки дороги затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствуют дорожные знаки 1.17, 5.20 ПДД РФ п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. На протяжении 6 км. от первого пограничного поста по ул. Лавровая до с. Ермоловка на проезжей части отсутствует асфальтобетонное покрытие, имеются повреждения в виде выбоин и просадок, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017. В целях устранения выявленных нарушений 14.01.2019 года прокуратурой района в адрес главы г.Сочи внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако должностными лицами администрации мер к устранению нарушений не принято. Данные нарушения требований федерального законодательства привели к нарушению прав неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту его прав.

Участвующий по делу прокурор Барахович С.В. в судебном заседании просила административные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, пояснив, что функции по реализации полномочий органов местного самоуправления в части ремонта, капитального ремонта, реконструкции и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Сочи возложены на МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог», которое является ответственным за соблюдение правил ремонта и содержания дорог и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения. При изложенных обстоятельствах, по его мнению, оснований для удовлетворения требований в части признания бездействия администрации г. Сочи незаконным и возложения обязанности по устранению нарушений на администрацию города Сочи не имеется.

Представитель административного ответчика МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, о времени месте проведения которого извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, на основании части 6 статьи 226 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог».

Выслушав доводы прокурора, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка соблюдения требований действующего федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с решением Городского собрания г. Сочи от 26.04.2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)», автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, в т.ч. ул. Православная (ширина проезжей части — 5,6 м, протяженность - 2635 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Петрозаводская (ширина проезжей части - 5,5 м, протяженность - 3000 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Богдана Хмельницкого (ширина проезжей части - 4,5 м, протяженность - 900 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Мира (ширина проезжей части - 3 м, протяженность - 271 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Банановая (ширина проезжей части -4 м, протяженность - 800 м, покрытие - гравийное щебеночное), ул. Троицкая (ширина проезжей части - 6,4 м, протяженность - 1553 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Насыпная (ширина проезжей части - 4,9 м, протяженность - 1471 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Демократическая (ширина проезжей части - 8,4 м, протяженность - 1464 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Пензенская (ширина проезжей части - 4,4 м, протяженность - 3333 м, покрытие - гравийное щебеночное), ул. Ворошиловоградская (ширина проезжей части - 4,7 м, протяженность - 2855 м, покрытие - асфальтовое гравийное), ул. Батайская (ширина проезжей части -5 м, протяженность - 3000 м, покрытие - асфальтобетонное), ул. Защитников Кавказа (ответвление) (ширина проезжей части - 4,5 м, протяженность — 4000 м, покрытие - асфальтобетонное) включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи.

Проведенной проверкой установлено, что по ул. Православная Адлерского района г. Сочи в районе домов 22/2, 31, 54 в нарушение п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход не обеспечен нормативной видимостью: отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

В районе домов 25 г, 31, 54 по ул. Православной, в районе домов 35, 47/14, 47/5а по ул. Петрозаводской Адлерского района г. Сочи в нарушение требований п. 4 ГОСТ Р 52605-2006 отсутствуют технические средства регулирования дорожного движения.

В районе домов 31, 54 по ул. Православная Адлерского района г. Сочи дорожная разметка пешеходного перехода не соответствует требованиям п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

Кроме того, часть дорожного полотна в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи разрушена оползневым процессом, что свидетельствует о нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля. При этом временные технические средства регулирования дорожного движения отсутствуют, что является нарушением требований п. 4.4 указанного ГОСТа.

Меры по обустройству придорожной ливневой канализации в районе дома 36 по ул. Богдана Хмельницкого в Адлерском районе г. Сочи не принимаются, что приводит к загрязнению окружающей среды и нарушению прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.

В нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 в районе расположения домов по адресу: Адлерский район, ул.Мира №№ 19, 23, 32, 45а, 100а, 114, 122, 143, 124, 136 отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, в районе домов №№19, 105, 147 по ул.Мира отсутствуют знаки 5.19.1 и 5.19.2.

По ул. Банановой Адлерского района г. Сочи Адлерского района г. Сочи покрытие проезжей части имеет выбоины, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017, а также в нарушение. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 загрязнен тротуар.

По ул. Троицкой Адлерского района г. Сочи в районе расположения домов 8а, 10а, 14,16, 21, 32, 37, 38 в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20.

По ул. Насыпная Адлерского района г. Сочи, а также на пересечении с ул. Демократической Адлерского района г. Сочи покрытие проезжей части имеет выбоины, в районе дома №51 разрушена решетка дождеприемника, около дома №23 выявлена просадка люка смотрового колодца более 1 см., около домов №11 и 11а отсутствуют дорожные знаки 1.17 и 5.20, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017.

В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 по ул. Пензенской Адлерского района покрытие проезжей части около дома №38 имеет выбоины.

В районе расположения домов №22/2, 31, 54 по ул. Православной Адлерского района пешеходные переходы оборудованы с нарушением п. 4.5.2 ГОСТ Р52766-2007 (не обеспечена нормативная видимость).

По ул. Православной Адлерского района г. Сочи напротив домов №№ 25Г, 31, 54, а также по ул. Петрозаводской Адлерского района г. Сочи, напротив домов №№ 35, 47/1447/5а, искусственная неровность дороги выполнена с нарушением требования п.4 ГОСТ Р 52605-2006.

В нарушение ГОСТ Р 52289-2004 около дома № 54 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 (2), дорожная разметка не соответствует требованиям.

Часть дорожного полотна в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи разрушена оползневым процессом, что свидетельствует о нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

По ул. Ворошиловградской Адлерского района разрушено покрытие проезжей части в виде выбоин, просадок, что является нарушением требований п.3 ГОСТ Р 50597-2017.

На отдельных участках ул. Ворошиловградской Адлерского района г. Сочи отсутствуют ливнеотводящие канавы, имеющиеся засорены (заилены).

Обследованием улицы Батайская Адлерского района г. Сочи установлены следующие недостатки и содержание дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: на всем протяжении дороги по ул. Батайская Адлерского района г. Сочи отсутствует дорожная разметка в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует освещение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007; загрязнена проезжая часть дороги п.5.1.12 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствуют дорожные знаки 5.16, 5.19.1(2) ПДД РФ п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017; износ дорожной разметки 1.14.1 ПДД РФ в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017; покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки дороги, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

По ул. Защитников Кавказа (ответвление) в районе д. 68 Адлерского района г. Сочи в нарушение требований п. 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 разрушены решетки дождеприемников.

Кроме того, по ул. Буденовская Адлерского района г. Сочи отсутствует дорожная разметка в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует тротуар п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствует освещение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007; покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки дороги затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствуют дорожные знаки 1.17, 5.20 ПДД РФ п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017.

На протяжении 6 км. от первого пограничного поста по ул. Лавровая до с. Ермоловка Адлерского района г. Сочи на проезжей части отсутствует асфальтобетонное покрытие, имеются повреждения в виде выбоин и просадок, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-2017.

В целях устранения выявленных нарушений 14.01.2019 года прокуратурой района в адрес Главы г.Сочи внесено Представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако должностными лицами администрации мер к устранению нарушений не принято.

По правилам ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение прокурором срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает положения ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что представление прокурора Адлерского района г. Сочи от 14.01.2019 г. № 7-01-2019/80 рассмотрено Главой г. Сочи 04.03.2019 года, а дата подачи административного искового заявления – 29.04.2019 г., суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями не пропущен.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходит из следующего.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ч.ч.1-2 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность - представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных Актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.10.2018 г. и 06.12. 2018 г. следует, что на участках ул. Батайская, ул. Буденовская, ул. Мира, ул. Банановая, ул. Троицкая, ул. Насыпная, ул. Православная и ул. Петрозаводская Адлерского района г. Сочи установлены нарушения п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017: отсутствует тротуар, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007: отсутствует освещение, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007: загрязнена проезжая часть дороги, п.5.1.12 ГОСТ Р 50597-2017: отсутствуют дорожные знаки, п.п. 5.16, 5.19.1(2) ПДД РФ, п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, износ дорожной разметки 1.14.1 ПДД РФ в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017; покрытие проезжей части имеет выбоины и просадки дороги, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Таким образом, в ходе судебного заседания факт наличия нарушений ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на участках ул. Батайская, ул. Буденовская, ул. Мира, ул. Банановая, ул. Троицкая, ул. Насыпная, ул. Православная и ул. Петрозаводская Адлерского района г. Сочи нашел свое подтверждение.

Согласно п.5 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого Решением Городского собрания Сочи от 29.07.2010 г., зарегистрированного Управлением Минюста РФ по Краснодарскому краю 14.09.2010 г. N RU233090002010001, к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.42 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Сочи от 29.07.2010 года № 92, в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

1) осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 в ред. решения Городского Собрания Сочи от 28.02.2019 N 16),

2) разрабатывает основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) определяет размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения (п. 3 в ред. решения Городского Собрания Сочи от 21.01.2016 N 1);

4) принимает меры к обустройству дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов;

5) организует работу объектов сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности;

6) предоставляет информацию участникам дорожного движения о наличии объектов сервиса и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог;

7) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Согласно п.4. ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений.

В соответствии с п. 1.1. Устава МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог», утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от 18.12.2015 г. № 3570, МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» создано администрацией г. Сочи для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи.

Согласно Положению об Управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 22.09.2011 года № 157, Управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребности пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.

Управление обладает правами юридического лица, осуществляет полномочия распорядителя бюджета города Сочи и выполняет функции муниципального заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в области дорожного хозяйства гор. Сочи, финансируемым за счет бюджетов всех уровней, определяет с учетом рекомендаций Городского Собрания гор. Сочи объекты строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог местного значения, осуществляет их финансирование, функции распорядителя и получателя бюджетных средств в области дорожного хозяйства, формирует муниципальные задания в части касающейся своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию программ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, связанных с ними сооружений и объектов дорожной инфраструктуры.

Таким образом, учитывая, что МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах г. Сочи, находящихся в муниципальной собственности г. Сочи, принимая во внимание наличие нарушений ГОСТ Р 50597-2017 на участках ул. Батайская, ул. Буденовская, ул.Мира, ул. Банановая, ул. Троицкая, ул. Насыпная, ул. Православная и ул. Петрозаводская Адлерского района г. Сочи, а также отсутствие доказательств надлежащего выполнения требований законодательства в области безопасности дорожного движения и содержания муниципального имущества со стороны административных ответчиков, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Адлерского района г. Сочи.

Административными ответчиками доказательств, опровергающих доводы прокурора и представленные доказательства относительно допущенного бездействия, не представлено.

Согласно ч.1, ч.3 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, среди прочих прав, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Таким образом, оспариваемое прокурором бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильными дорогами на перечисленных в Актах от 19.10.2018 г. и 06.12.2018 г. улицах Адлерского района г. Сочи.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи и Муниципальному казенному учреждению г. Сочи «Управление автомобильных дорог» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Сочи и МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог», выразившееся в неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию г. Сочи и МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» устранить следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения:

- по ул. Православная Адлерского района г. Сочи в районе домов №№ 22/2, 31, 54 обеспечить пешеходный переход нормативной видимостью: установить дорожные знаки 5.19.1.5.19.2;

- в районе домов 25 г, 31, 54 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи, в районе домов 35, 47/14, 47/5а по ул. Петрозаводской Адлерского района г. Сочи параметры искусственных неровностей привести в соответствие с расчетно-допустимыми нормам, оборудовать технические средства регулирования дорожного движения;

- в районе домов 31, 54 по ул. Православная Адлерского района г. Сочи привести дорожную разметку пешеходного перехода в соответствии с требованиями законодательства;

- произвести ремонт дорожного полотна в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи, разрушенного оползневым процессом, до окончания работ оборудовать временными техническими средствами регулирования дорожного движения;

- принять меры к обустройству придорожной ливневой канализации в районе дома 36 по ул. ФИО2 района г. Сочи;

- в районе расположения домов по адресу: Адлерский район, ул. Мира 19, 23, 32, 45а, 100а, 114, 122, 143, 124, 136 установить дорожные знаки 1.17 и 5.20, в районе домов №№19, 105, 147 по ул. Мира Адлерского района г. Сочи установить знаки 5.19.1 и 5.19.2;

- по ул. Банановой Адлерского района г. Сочи устранить повреждения проезжей части, произвести очистку тротуара;

- по ул. Троицкой Адлерского района г. Сочи в районе расположения домов №№ 8а, 10а, 14,16, 21, 32, 37, 38 установить дорожные знаки 1.17 и 5.20;

- по ул. Насыпная Адлерского района г. Сочи в районе дома №51 заменить решетку дождеприемника, около дома №23 устранить просадку люка смотрового колодца, около домов №11 и 11 а установить дорожные знаки 1.17 и 5.20;

- на пересечении ул. Насыпная с ул.Демократической Адлерского района г. Сочи произвести ремонт проезжей части;

- по ул. Пензенской Адлерского района г. Сочи покрытие проезжей части привести в соответствие с требованиями нормативных документов;

- в районе расположения домов №22/2, 31, 54 по ул.Православной Адлерского района г. Сочи оборудовать пешеходные переходы в соответствии с требованиями нормативных документов;

- по ул. Банановой Адлерского района г. Сочи устранить повреждения проезжей части,

- по ул.Троицкой Адлерского района г. Сочи в районе расположения домов 8а, 10а, 14,16, 21, 32, 37, 38 установить дорожные знаки 1.17 и 5.20;

- по ул.Насыпная Адлерского района г. Сочи в районе дома №51 заменить решетку дождеприемника, около дома №23 устранить просадку люка смотрового колодца, около домов №11 и 11 а установить дорожные знаки 1.17 и 5.20;

- на пересечении ул.Насыпная с ул.Демократической Адлерского района г. Сочи произвести ремонт проезжей части;

- по ул.Пензенской Адлерского района г. Сочи покрытие проезжей части привести в соответствие с требованиями нормативных документов;

- в районе расположения домов №22/2, 31, 54 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи оборудовать пешеходные переходы в соответствии с требованиями нормативных документов;

- по ул. Православной Адлерского района г. Сочи возле домов №№ 25Г, 31, 54, а также по ул.Петрозаводской, 35, 47/1447/5а Адлерского района г. Сочи искусственные неровности привести в соответствие с требованиями ГОСТ;

- около дома №54 по ул.Православной Адлерского района г. Сочи установить дорожные знаки 5.19.1 (2), обновить дорожную разметку;

- в районе домов 56а, 91, 104 по ул. Православной Адлерского района г. Сочи восстановить дорожное полотно, разрушенное оползневым процессом;

- по ул. Ворошиловградской Адлерского района г. Сочи произвести ремонт проезжей части;

- по ул. Ворошиловградско Адлерского района г. Сочи по всей протяженности оборудовать ливнеотводящие канавы, имеющиеся очистить;

- по ул. Батайская Адлерского района г. Сочи нанести дорожную разметку, оборудовать тротуар, организовать освещение, произвести очистку проезжей части дороги, установить дорожные знаки 5.16, 5.19.1(2), произвести ремонт покрытия проезжей части;

- по ул. Защитников Кавказа (ответвление) Адлерского района г. Сочи в районе д. 68 заменить решетки дождеприемников;

- по ул. Буденовская Адлерского района г. Сочи нанести дорожную разметку, оборудовать тротуар, организовать освещение, произвести ремонт покрытия проезжей части, установить дорожные знаки;

- на протяжении 6 км от первого пограничного поста по ул. Лавровая до с. Ермоловка Адлерского района г. Сочи произвести ремонт дороги, произвести асфальтобетонное покрытие автодороги.

В соответствии со ст. ст. 93, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение составлено 01 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Е.М. Вергунова