ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2667/20 от 01.12.2020 Батайского городского суда (Ростовская область)

№2а-2667/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2020 года город Батайск

Батайский городской суд в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Т.А.,

с участием Павлович Е.Н., Хильченко В.А., Куц З.Е., Павлятенко В.В., Желябиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Хильченко <данные изъяты> к Администрации города Батайска, Управлению по архитектуре и градостроительству города Батайска об оспаривании уведомления о соответствии планируемого строительства (разрешения) двух объектов капитального строительства по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Хильченко В.А. с административным исковым заявлением к Администрации города Батайска, Управлению по архитектуре и градостроительству города Батайска, в обоснование которого указал, что он является владельцем земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Собственником смежных земельных участков <адрес> является Павлятенко В.В., который неправомерно начал возведение жилого дома с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, не отвечающим требованиям СНиП, и правил противопожарной безопасности, а именно не отступил от межи 3 метра. На запрос о законности строительства объектов капитального строительства в непосредственной близости от межи с земельным участком 1 метр ответом от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства города Батайска указало, что Павлятенко В.В. выдано разрешение на строительство с нормами отступа 1 метр от межевой границы земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ Павлятенко В.В. было выдано Уведомление о соответствии планируемого строительства (разрешение) по адресу: <адрес> Согласно Правил землепользования и застройки города Батайска, на которые в своем ответе ссылается Управление архитектуры и градостроительства, а также свод Правил СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", предусматривают следующие предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства - минимальные отступы от границ земельных участков - объектов для проживания населения 3 метра, гаража, строений и сооружений вспомогательного характера 1 метр, объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках, образованных на свободных или реконструированных территориях путем подготовки градостроительной документации - не менее 3 метров, гаража, строений и сооружений вспомогательного характера 1 метр, объектов индивидуального жилищного строительства в существующей жилой застройке не менее 1 метра, гаража, строений и сооружений вспомогательного характера на земельных участках индивидуального жилищного строительства до границ смежных земельных участков - 1 метр. По мнению административного истца, Уведомление (разрешение) на строительство не соответствует установленным нормам и закону. В настоящее время один объект строительства (домовладение) Павлятенко В.В. практически окончен и готов к введению в эксплуатацию, второй объект на уровне готовности примерно 50%. Эти постройки имеют уклон кровли в сторону участка истца, что не соответствует строительным нормам и правилам, поднят уровень грунта, отмостка строящихся объектов находится прямо на меже участка, ливневые дождевые воды стекают на земельный участок истца, способствуют заболачиванию местности в осенне-зимний-весенний период, скапливается вода, образуются лужи, повышенная влажность и сырость приводят к большому скоплению насекомых. При указанных обстоятельствах истец просит признать незаконным Уведомление о соответствии планируемого строительства (разрешения) двух объектов капитального строительства по адресу: <адрес> (уведомления и ), выданные Администрацией города Батайска в лице Управления архитектуры и градостроительства города Батайска.

В судебном заседании административный истец Хильченко В.А., его представитель по доверенности Павлович Е.Н. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации города Батайска, Управления по архитектуре и градостроительству города Батайска по доверенности Желябина Л.Е. заявленные исковые требования не признала.

Заинтересованное лицо Павлятенко В.В. и представитель по доверенности Куц З.Е. требования не признали.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если:

указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Выдачу разрешений на строительство, реконструкцию на территории муниципального образования город Батайск реализует Управление по архитектуре и градостроительству города Батайска на основании постановления Администрации города Батайска от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации города Батайска от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного указанным постановлением административного регламента.

Из материалов дела следует, что административный истец Хильченко В.А. является владельцем земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.

Собственником смежных земельных участков <адрес> является Павлятенко В.В..

По заявлению Павлятенко В.В. Управлением архитектуры и градостроительства города Батайска выдано Уведомление о соответствии планируемого строительства (разрешения) установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.

Также, по заявлению Павлятенко В.В. Управлением архитектуры и градостроительства города Батайска выдано Уведомление о соответствии планируемого строительства (разрешения) установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>

Из представленных в материалы дела документов следует, что спорные земельные участки по адресу: <адрес> находятся в границах территориальной зоны Ж.2, то есть в жилой зоне застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа.

В результате освоения земельных участков по адресу: <адрес> предполагается создание двух жилых домов, каждый из которых будет находиться на отдельном земельном участке. При этом расстояние между домами до границы земельного участка по адресу: <адрес> составит 1 метр, до жилого дома истца Хильченко В.А. по адресу: <адрес> - более 6 метров.

Доводы административного истца сводятся к нарушению административным ответчиком противопожарного расстояния между зданиями.

В соответствии с пунктом 4.13 "СП 4.13130.2013 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 1, а также с учетом требований подраздела 5.3.

Таким образом, противопожарный разрыв между отдельно стоящими жилыми зданиями по общему правилу составляет не менее 6 м и может при определенных условиях, предусмотренных законом, уменьшен на 50%.

В данном случае данное правило не нарушается, так как согласно схеме к Уведомлению о соответствии планируемого строительства (разрешения) расстояние между планируемым жилым домом по адресу: <адрес> и существующим жилым домом по адресу: <адрес> составит более 6 метров.

Согласно п. 10 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.

В соответствии с п. 4.11 СП 4.13.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, сооружениями I, II, III степеней огнестойкости не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники), если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Как следует из схемы к Уведомлению о соответствии планируемого строительства (разрешения) по адресу: <адрес>, исходя из принятого объемно-планировочного решения (геометрические параметры, площадь, планировка) стена планируемого жилого дома, обращенная к участку является противопожарной стеной 1 типа.

Те же сведения о строительстве противопожарной стены 1 типа жилого дома по адресу: <адрес> указаны в схеме к Уведомлению о соответствии планируемого строительства (разрешения)

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).

На дату подачи Павлятенко В.В. в Управление архитектуры и строительства уведомления о планируемой строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке действовали Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительный регламент территориальной зоны Ж-2 (зона индивидуальной жилой застройки городского типа).

Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-2 установлены минимальные отступы от границы земельного участка в целях определения мест допустимого размещения индивидуального жилого дома, которые определяются документацией по планировке территории. В случае сложившейся застройки - 1 метр до границы смежного земельного участка.

В данном случае указанное требование соблюдено. Из схемы размещения планируемого строительства следует, что расстояние между жилым домом до смежной с земельным участком истца участком составляет 1 метр.

Довод административного истца о неприменении данных положений Правил землепользования и застройки города Батайска к спорным правоотношениям основан на неверном представлении понятия "сложившаяся застройка квартала".

Истцом не оспаривался тот факт, что спорные участки находятся в давно сформировавшейся черте города Батайска, имеющей сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы жилого квартала, застроенного многоквартирными и индивидуальными жилыми домами. То обстоятельство, что на спорных участках не имеется строений, не опровергает утверждения административного ответчика о нахождении их в зоне сложившейся застройки, соответственно, у Управления архитектуры и строительства города Батайска имелись основания для выдачи документации применительно к планировке территории - 1 метр до границы смежного земельного участка

Вопреки доводам административного истца каких-либо противоречий и несоответствий между указанными выше нормативными требованиями и обжалуемыми уведомлениями не имеется.

Обстоятельства, в связи с которыми административным ответчиком было направлено оспариваемое уведомление, в том числе, нахождение земельных участков истца и Павлятенко В.В. в территориальной зоне Ж-2, не оспариваются административным истцом и подтверждаются имеющимися в деле документами, в том числе выписками из градостроительного плана города Батайска.

Обжалуемые уведомления и в части недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по причине нарушения минимальных отступов от границ земельного участка <адрес> не влекут нарушения прав Хильченко В.А., поскольку обусловлено необходимостью соблюдения последним установленных в соответствии законом градостроительных регламентов, что соответствует интересам самого административного истца, как собственника недвижимого имущества

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности уведомлений о соответствии планируемого строительства (разрешения) двух объектов капитального строительства по адресу: <адрес> в указанной части.

В силу пунктов 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возлагается обязанность доказать, что имело место нарушение его права, и как следствие, представить доказательства этого нарушения. Ни в административном иске, ни в ходе судебного разбирательства, административным истцом не представлены соответствующие сведения и доказательства, позволяющие суду оценить правомерность применения административным ответчиком действующих Правил землепользования и застройки. При этом суд полагает необходимым отметить, что доводы административного истца о предполагаемом строительстве на своем земельном участке не свидетельствуют о нарушении его прав, поскольку положения пункта 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ обязывают применять нормы, действующие на момент подачи уведомления. Также, несостоятелен довод о возможном нарушении прав истца в будущем ввиду недостаточности ширины проезда. В силу статьи 4 КАС РФ предположения о возможном нарушении прав истца в будущем не подлежат защите.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).

Пунктом 6.1 Регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Администрации города Батайска от ДД.ММ.ГГГГ, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

В настоящем случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что Павлятенко В.В. были предоставлены все предусмотренные законом документы, а уведомление направлено уполномоченным органом.

Таким образом, административным ответчиком было принято обоснованное решение в рамках предоставленных полномочий.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В настоящем случае оспариваемые уведомления администрации не нарушает прав Хильченко В.А., что дает основания для отказа в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Хильченко <данные изъяты> к Администрации города Батайска, Управлению по архитектуре и градостроительству города Батайска об оспаривании уведомления о соответствии планируемого строительства (разрешения) двух объектов капитального строительства по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2020 года