ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2668/19 от 09.07.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-2668/2019

64RS0045-01-2019-002945-34

Решение

Именем Российской Федерации

09.07.2019 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Стоносовой О.В.,

при секретаре Воронцове Л.А.,

с участием представителя административного истца адвоката Никитина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федорова И.В. к Министерству иностранных дел Российской Федерации в лице Консульского отдела Посольства России во Франции, ГУ МВД России по Саратовской области, Посольству России во Франции о признании незаконным отказа в выдаче заграничного паспорта,

установил:

Федоров И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Республики РСФСР. Родителями Федорова И.В. являются - Федоров В.И., Федорова С.В.. Наличие российского гражданства у родителей Федорова И.В. подтверждается их паспортами а также фактом их проживания на территории РСФСР на дату ДД.ММ.ГГГГ. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, является место жительства их родителей (законных представителей). Жилищные права несовершеннолетних производны от жилищных прав их родителей, Федоров И.В. с момента рождения проживал совместно со своими родителями. Кроме того, до 1993 года регистрация детей по месту жительства производилась лишь при получении паспорта.

Согласно решению Камышинского городского суда <адрес> по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что отец Федорова И.В. - Федоров В.И. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал у родственников по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Федоров В.И. снялся с регистрации с вышеуказанного адреса и переехал в квартиру по адресу: <адрес>, где проживал до ДД.ММ.ГГГГ.

В мае 1992 года Федорову В.И. была предоставлена комната в общежитии завода по адресу: <адрес>, куда он переехал и зарегистрировался.

Факт проживания на территории РФ матери Федорова И.В. - Федоровой С.В. подтверждается трудовой книжкой серия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, на ДД.ММ.ГГГГ она являлась работником ДУ «Ясли-сад » по адресу <адрес>.

В малолетнем возрасте Федоров И.В. выбыл с территории Российской Федерации во Францию, где проживал по загранпаспортам гражданина РФ: серия 51 сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, серия 51 сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Гражданство Франции, иного государства Федоровым И.В. не приобреталось, отказ от гражданства РФ не заявлялся.

На территории Франции Федоров И.В. находится по настоящее время, ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия его загранпаспорта, в связи с чем для оформления нового загранпаспорта он неоднократно обращался в посольство России во Франции.

Согласно ответу Посольства России во Франции от ДД.ММ.ГГГГ, Консульским отделом, а также Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области, была проведена проверка принадлежности Федорова И.В. к российскому гражданству.

В результате проверки оказалось, что определить наличие гражданства якобы невозможно в связи с отсутствием сведений о регистрации по месту жительства на территории РФ на дату вступления в силу Закона 1991 года о гражданстве, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ года

Федорову И.В. было рекомендовано установить факт его проживания на территории Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке.

В дальнейшем, в целях установления места регистрации, проживания Федорова И.В., им через адвоката Фомичева С.С. были направлены запросы в УФМС России по <адрес> в <адрес>, в отдел по вопросам миграции Отдела полиции в составе управления МВД России по г. Саратову, УФМС России по Саратовской области отдел адресно-справочной работы, Управление делами Правительства Саратовской области ОГУ «Государственный архив Саратовской области».

Согласно ответу ОГУ «Государственный архив Саратовской области» -с от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку документы о регистрации, постановке на военный учет граждан, домовые книги, поквартирные карточки, военные билеты в архив на хранение не поступали, выдать архивную справку о проживании Федорова И.В. в <адрес> не представляется возможным.

Согласно ответу ГУ МВД России по Саратовской области Управления по вопросам миграции от ДД.ММ.ГГГГ, адвокату Фомичеву С.С. в связи с прекращением оказания отделом адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Саратовской области услуги по предоставлению адресно справочной информации физическим, юридическим лицам, необходимо обратиться в территориальное подразделение отдела по вопросам миграции ГУ МВД, либо посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Согласно ответу ОВМ МУ МВД России «Энгельсское» по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить сведения в отношении Федорова И.В. не представляется возможным, поскольку они подлежат распространению только с согласия их владельца.

ДД.ММ.ГГГГ от имени Федорова И.В. адвокат Фомичев С.С. обратился в Посольство России во Франции с требованием оформить заграничный паспорт гражданина РФ для пребывания за пределами РФ.

Согласно ответу Консульского отдела от ДД.ММ.ГГГГ, Федорову И.В. сообщено, что по итогам проведения повторной проверки, факт его проживания и регистрации на территории РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установить не удалось, в связи с чем было вынесено заключение об отсутствии у Федорова И.В. российского гражданства.

На основании изложенного, административный истец проситпризнать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ Министерства иностранных дел Российской Федерации в лице Консульского отдела Посольства России во Франции в выдаче (оформлении) Федорову И.В. заграничного паспорта гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком действия, признать незаконным бездействие Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области по непредоставлению Консульскому отделу Посольства России во Франции сведений о месте проживания Федорова И.В. на территории Российской Федерации, обязать Министерство иностранных дел Российской Федерации в лице Консульского отдела Посольства России во Франции выдать (оформить) Федорову И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, новый заграничный паспорт гражданина Российской Федерации.

Административный истец Федоров И.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представитель административного истца адвокат Никитин К.А. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на административное исковое заявление, согласно которому просил в иске к ГУ МВД России по Саратовской области отказать.

Представитель административного ответчика Министерства иностранных дел Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил возражения, в которых считает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Посольство Российской Федерации во Франции является самостоятельным юридическим лицом, административный истец с заявлением о выдаче загранпаспорта в Министерство иностранных дел Российской Федерации не обращался и, соответственно, отказ от данного ведомства не получал, в связи с чем МИД России является ненадлежащим ответчиком по делу и действия, которые он не совершал, не могут быть оспорены. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Посольства Российской Федерации во Франции, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил возражения, в которых считает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку административным истцом пропущен срок обращения с административным иском, отказ в выдаче загранпаспорта обоснован и осуществлен в строгом соответствии с действующим законодательством.Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Никитина К.А., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.03.2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», этот кодекс вводится в действие с 15.09.2015 года, и с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 этого кодекса рассмотрение и разрешение настоящего дела организовано в соответствии с правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ).

Частью 5 статьи 2 КАС РФ установлено обязательное применение процессуального законодательства, действующего непосредственно во время рассмотрения судебного дела (выполнения процессуального действия).

Пунктами 1, 2 части 9 статьи 226 КАС РФ предписано при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно части 11 вышеназванной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Определение оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации является прерогативой федерального законодателя, а право на приобретение российского гражданства по какому-либо основанию подлежит осуществлению в установленном федеральном законом порядке.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

До вступления данного Федерального закона 01.07.2002 года действовал Закон Российской Федерации от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», часть отдельных его положений, предусматривающих более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу указанного Федерального закона, действует по настоящее время.

В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу с 01.07.2002 года, гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» № 1948-1 гражданство РФ приобретается: в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве РФ; путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Согласно статье 14 Закона РСФСР от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции, действовавшей с 06 февраля 1992 года по 21 июля 1993 года) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РСФСР, является гражданином РСФСР независимо от места рождения.

Проживание гражданина РСФСР за пределами РСФСР не прекращает его гражданства (статья 4 названного Закона).

В соответствии со статьей 25 Закон РСФСР от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», действующего в настоящее время.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (пункт «а» части 1), при этом ребенок, согласно статье 3 названного Федерального закона, это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16.05.1996 года № 12-П и его определении от 21.04.2005 года № 118-О, признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей является основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

В соответствии со статьей 18 ФЗ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской федерации» гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно статье 19 ФЗ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской федерации» выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4 ст. 41.2 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О гражданстве Российской Федерации» лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если: а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя; б) паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно; в) лицо ранее как иностранный гражданин или лицо без гражданства было выдано Российской Федерацией по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора; г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; д) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицу был разрешен выход из гражданства Российской Федерации на основании добровольного волеизъявления в установленном законом порядке; е) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации лицо может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Согласно Административному регламенту Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина российской федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденному приказом МИД России от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшему на момент обращения Федорова И.В. в Посольство России во Франции в январе 2015 года (далее по тексту Административный регламент):

заявителями являются: гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами территории Российской Федерации, обратившийся в загранучреждение в государстве пребывания с заявлением, поданным лично или через его законного представителя (п.2.3);

государственную услугу на территории иностранных государств предоставляют загранучреждения (п.11);

в процессе предоставления государственной услуги МИД России, представительства и загранучреждения взаимодействуют с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной, Федеральным казначейством (п.12);

результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю паспорта либо уведомления об отказе в оформлении (выдаче) паспорта (далее - уведомление об отказе) (п.14).

Согласно п. 15Административного регламента, В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона паспорт выдается сроком на 5 лет. Срок оформления паспорта либо уведомления об отказе со дня подачи заявления не должен превышать:

- один месяц - в случае подачи заявления по месту жительства;

- четыре месяца - в случае подачи заявления по месту пребывания;

- три месяца - в случае подачи заявления в загранучреждение;

- три месяца - в случае подачи заявления заявителем, имеющим (имевшим) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной <данные изъяты> в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной <данные изъяты>

Датой подачи заявления считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий.

Приостановление предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

П.17. Для предоставления государственной услуги в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, заявитель представляет лично, через законного представителя либо направляющую организацию следующие документы либо документы и их копии:

17.1. Заявление о выдаче паспорта:

- для оформления паспорта гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет - в двух экземплярах;

17.3. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, и его копию - если гражданин, которому оформляется паспорт, достиг возраста 14 лет:

17.3.1. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - внутренний паспорт), - при подаче заявления в Консульский департамент или представительство.

17.3.2. Паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащий электронный носитель информации (далее - паспорт, содержащий электронный носитель информации), - при подаче заявления в загранучреждение.

В случае отсутствия указанных документов либо истечения срока их действия допускается представление в загранучреждение действительного внутреннего паспорта. В случае отсутствия и этого документа загранучреждение по просьбе заявителя проводит проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии у гражданина, личность которого загранучреждением установлена, гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, и составляет мотивированное заключение о ее результатах (далее - заключение о наличии гражданства Российской Федерации).

В приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается в случаях отсутствия либо представления оформленного ненадлежащим образом какого-либо из документов или фотографий, предусмотренных пунктом 17 настоящего Регламента (п.20.1).

Оснований для приостановления предоставления государственной услуги не имеется (п.21).

Административные процедуры осуществляются должностными лицами загранучреждения в порядке, предусмотренном настоящим разделом, при подаче заявления за пределами территории Российской Федерации (п.39).

Основанием для начала исполнения административной процедуры является: подача заявителем заявления должностному лицу Консульского департамента или загранучреждения, ответственному за прием и регистрацию документов (п.41.1).

Согласно п.42 Административного регламента должностное лицо, ответственное за прием и регистрацию документов, устанавливает наличие у заявителя всех необходимых документов, а также проверяет:

42.1. Наличие на заявлении фотографии гражданина, которому оформляется паспорт, и ее соответствие требованиям, установленным подпунктом 17.7 настоящего Регламента.

42.2. Соответствие сведений, указанных в заявлении, сведениям, указанным в представленных документах.

42.3. Указанную в заявлении информацию о наличии либо отсутствии у гражданина, которому оформляется паспорт, ранее выданного паспорта.

42.5. Действительность представленных документов.

43.8. Выдает заявителю или его законному представителю справку, подтверждающую прием заявления к рассмотрению (приложение N 7 к настоящему Регламенту), а также сформированное распоряжение о переводе денежных средств для последующей оплаты государственной пошлины - в случае если заявитель не представил по собственной инициативе документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов должностному лицу Консульского департамента, представительства либо загранучреждения, ответственному за рассмотрение документов (п.47).

Согласно п.53 Административного регламента должностное лицо загранучреждения, ответственное за рассмотрение документов:

- принимает сообщение КД и приобщает его к заявлению;

- передает заявление и прилагаемые к нему документы должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о выдаче паспорта либо отказе в оформлении (выдаче) паспорта.

В соответствии с п.54 Административного регламента должностное лицо Консульского департамента, представительства либо загранучреждения, уполномоченное на принятие решения о выдаче паспорта либо отказе в оформлении (выдаче) паспорта, на основании поступившего к нему сообщения (для загранучреждений - сообщения КД), а также с учетом подпункта 22.2 настоящего Регламента, принимает решение о выдаче паспорта либо об отказе в оформлении (выдаче) паспорта.

Данное решение оформляется путем проставления соответствующей резолюции на свободной части заявления.

Заявления, по которым принято решение об отказе в оформлении (выдаче) паспорта, передаются должностному лицу, ответственному за оформление уведомления об отказе (п.55).

Результатом выполнения данной административной процедуры является передача рассмотренных заявлений должностному лицу, ответственному за оформление паспорта, либо должностному лицу, ответственному за оформление уведомления об отказе (п.56).

Основанием для начала административной процедуры оформления и выдачи уведомления об отказе является поступление заявления с резолюцией об отказе в оформлении (выдаче) паспорта, а также прилагаемых к нему документов должностному лицу Консульского департамента, представительства или загранучреждения, ответственному за оформление и выдачу уведомления об отказе (п.79).

Согласно п.80 Административного регламента должностное лицо, ответственное за оформление и выдачу уведомления об отказе:

80.1. Оформляет уведомление об отказе (приложение к настоящему Регламенту), в котором указывает статью Федерального закона, на основании которой ограничено право гражданина на выезд из Российской Федерации, основание и срок ограничения, дату и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права на выезд из Российской Федерации, и вносит соответствующую информацию в базу данных.

80.2. Сообщает заявителю или его законному представителю о готовности уведомления об отказе по телефону или адресу электронной почты либо направляет соответствующую письменную информацию по адресу, указанному в заявлении.

81. При выдаче уведомления об отказе должностное лицо, ответственное за его оформление и выдачу, производит следующие административные действия:

81.2. Проставляет в заявлении отметку о выдаче уведомления об отказе и предлагает заявителю или его законному представителю расписаться рядом с проставленной отметкой.

81.3. Вручает заявителю или его законному представителю уведомление об отказе и разъясняет, что после истечения срока временного ограничения права гражданина, которому оформляется паспорт, на выезд из Российской Федерации он вправе обратиться с запросом о предоставлении государственной услуги в орган, ее предоставляющий, а в случае если уведомление об отказе выдается в связи с несогласием одного из законных представителей несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина, разъясняет, что вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

Результатом выполнения данной административной процедуры является выдача заявителю уведомления об отказе (п.82).

Аналогичные положения содержатся и в Административном регламенте Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденном Приказом МИД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 51 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», п. п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, Федоров И.В. обратился в Посольство России во Франции с заявлением о выдаче ему загранпаспорта в связи с истечением срока.

Согласно письменному сообщению от ДД.ММ.ГГГГ, направленному Управлением по вопросам миграции ГУ МВД РФ по <адрес> в адрес Посольства России во Франции, по запросу Посольства проведена проверка, согласно которой Федоров И.В. (заявитель) значился зарегистрированным по адресу: <адрес>, общ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Федорова С.В. и Федоров В.И. (родители заявителя) значились зарегистрированными по адресу: <адрес>, общ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Федорова С.В. значится зарегистрированной по адресу: <адрес>, ч ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сведений о регистрации Федорова В.И., Федоровой С.В.. Федорова И.В. по адресу: <адрес>, не имеется. Для определения принадлежности к гражданству Федорова И.В. просили опросить заявителя о месте постоянной регистрации его родителей на ДД.ММ.ГГГГ, либо в каком компетентном органе РФ и когда ими было приобретено гражданство РФ (л.д.60).

03.04.2-18 года за /ко на запрос Кузнецовой М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ Посольством России во Франции дан ответ о невозможности определить наличие у Федорова И.В. российского гражданства, рекомендовано Федорову И.В. подтвердить факт проживания на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке (л.д.15).

Установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ/ко проверки наличия гражданства РФ у Фёдорова И.В., утвержденным консульским отделом Посольства России во Франции, сделан вывод о том, что Федоров И.В. гражданином РФ не является (л.д.118).

ДД.ММ.ГГГГ на запрос адвоката Фомичева С.С. от ДД.ММ.ГГГГ Посольством России во Франции дан ответ о наличии заключения об отсутствии у Федорова И.В. российского гражданства, рекомендовано Федорову И.В. подтвердить свою регистрацию на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке (л.д.31).

Сведений о том, что уведомление об отказе в оформлении (выдаче) паспорта вручено заявителю или его законному представителю согласно п.80-82 Административного регламента суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с административным иском Федоровым И.В. не пропущен.

Согласно свидетельству о рождении V- РУ установлено, что Федоров И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Республика РСФСР, его родителями являются Федоров В.И. и Федорова С.В., ДД.ММ.ГГГГ выдан вкладыш серии , свидетельствующий о том, что Федоров И.В. является гражданином Российской Федерации на основании ч.1 ст.13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Отец административного истца Федоров В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, кв. Нефтяников, <адрес> имеет паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.32), решением Камышинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41).

Мать административного истца Федорова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Республика РСФСР, была документирована паспортом ДД.ММ.ГГГГ серии , 24 отделом милиции <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ выдан паспорт нового образца серии 6301 , что следует из свидетельства о рождении, карточки форма 1-П, копии паспорта (л.д.58, 103-106, 107).

Факт проживания на территории РФ матери Федорова И.В. - Федоровой С.В. подтверждается трудовой книжкой серия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно записям которой, на ДД.ММ.ГГГГ она являлась работником ДУ «Ясли-сад » по адресу <адрес> (л.д.89-93).

Брак между Федоровым В.И. и Федоровой С.В. расторгнут решением Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).

Федоровой С.В. выдавался загранпаспорт серии 60 ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что с ней следуют дети: Федоров И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.98-102), загранпаспорт серии 51 ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96-97), загранпаспорт серии ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.95).

Административный истец вместе с матерью выехал с территории Российской Федерации на территорию Франции в 2003 году, от отца получено согласие на его выезд (л.д.88).

Федорову И.В. выдавался загранпаспорт серии ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), загранпаспорт серии 51 ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Таким образом, судом установлено, что мать административного истца имела гражданство Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ, отец имеет паспорт Российской Федерации с 2003 года.

Из материалов дела усматривается, что Федорову И.В. выдавался вкладыш о гражданстве. Данный вкладыш был выдан заявителю уполномоченным органом; сведений о том, что он являлся поддельным, не имеется.

Судом установлено, что Федоров И.В. родился на территории РФ, его родители являлись и являются гражданами РФ, от гражданства РФ не отказывались, гражданство иного государства не приобретали.

Поскольку в отношении Федорова И.В. указанная выше совокупность необходимых условий для признания у него гражданства РФ по рождению имелась в наличии, суд не соглашается с доводами административного ответчика о том, что Федоров И.В. не является гражданином РФ.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 16.05.1996 г. № 12-П и Определении от 21.04.2005 г. № 118-О, согласно которой государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации), гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей является основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Таким образом, административный истец является гражданином РФ на основании ч.1 ст.13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 3 ст. 6, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, ст. 25 Закона РФ от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего на момент выдачи Федорову И.В. вкладыша к свидетельству о рождении, подтверждающего признание наличия у Федорова И.В. гражданства РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в постановлении от 16.05.1996 года № 12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой С. и определениях от 21.04.2005 года № 118-О по жалобе гражданки Д.С. на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и от 24.05.2005 года № 235-О по жалобе граждански А. на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и частью первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия; установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции РФ. Все состоявшие в гражданстве РФ по рождению, независимо от времени их возвращения в РФ, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство. Необходимые формы уведомительной регистрации граждан РФ, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в РФ, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан, что возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства РФ.

Суд приходит к выводу, что, поскольку Федоров И.В. как гражданин бывшего СССР, после вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации» приобрел гражданство Российской Федерации в порядке признания такового, ему не требуется приобретать гражданство в порядке разрешительной процедуры либо в ином порядке подтверждать указанное гражданство

Кроме того, суд учитывает, что Европейский Суд по правам человека вПостановлении ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГГГ «Дело «Алпеева и Джалагония (Alpeyeva and Dzhalagoniya) против Российской Федерации» (жалобы N 7549/09 и 33330/11, по делу обжалуются жалобы заявителей на нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что изъятие паспорта гражданина Российской Федерации у заявительницы и отказ заявителю в обмене паспорта гражданина Российской Федерации de facto лишили их конституционных прав, в частности, без действующего паспорта они не могли найти работу или получать медицинскую помощь, пенсии или социальные выплаты), (в настоящем деле рассматривался вопрос о том, что власти Российской Федерации считали, что заявители не приобрели гражданство Российской Федерации в установленном порядке в силу некоторых нарушений, допущенных в ходе соответствующих производств в 1994 и 1998 годах) выразил правовую позицию о нарушении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от ДД.ММ.ГГГГ), указав, что решения о том, что заявители не приобретали гражданства Российской Федерации, в результате которых заявители остались без действительных документов, удостоверяющих личность, повлекли за собой значительные последствия для их повседневной жизни и представляли собой вмешательство в их право на уважение частной жизни, гарантированное статьей 8 Конвенции.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Федорова И.В. о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ. Посольства России во Франции в выдаче (оформлении) Федорову И.В. заграничного паспорта гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком действия законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

Требование об обязании выдать (оформить) новый заграничный паспорт гражданина РФ затрагивает компетенцию органа, нарушает принцип разделения властей, закрепленный Конституцией РФ, в связи с чем указанного административного ответчика следует обязать рассмотреть соответствующий вопрос.

Оснований для признании незаконным бездействия Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области по непредоставлению Консульскому отделу Посольства России во Франции сведений о месте проживания Федорова И.В. на территории Российской Федерации суд не усматривает, в связи с чем указанные административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Оснований для удовлетворения административных исковых требований к Министерству иностранных дел Российской Федерации не имеется, нарушений прав административного истца действиями (бездействием) указанного органа судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Федорова И.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Посольства России во Франции от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче (оформлении) Федорову И.В. заграничного паспорта гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком действия.

Возложить на Посольство России во Франции обязанность повторно рассмотреть поданное Федоровым И.В. заявление о выдаче (оформлении) Федорову И.В. заграничного паспорта гражданина Российской Федерации взамен паспорта с истекшим сроком действия.

В удовлетворении остальных административных исковых требований Федорова И.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Стоносова