ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2668/2018 от 25.05.2018 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2668/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Симон Н.Б.

при секретаре Шмидт Е.А.

с участием представителя административного истца Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула Турко Н.В., представителя заинтересованного лица администрации города Барнаула Сухановой М.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула к Краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об оспаривании отказов в предоставлении документов в порядке межведомственного взаимодействия,

УСТАНОВИЛ:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее также КЖКХ г.Барнаула, Комитет) обратился в Октябрьский районный суд г.Барнаула с административным иском к Краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» (далее также КГБУ «АЦНГКО») - до реорганизации Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» об оспаривании отказов в предоставлении документов в порядке межведомственного взаимодействия.

В обоснование требований указано, что КЖКХ г.Барнаула является органом местного самоуправления, наделен полномочиями по ведению в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также передаче в муниципальную собственность приватизированных жилых помещений по заявлениям граждан, др.

Комитет также оказывает муниципальную услугу по передаче в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа – города Барнаула, занимаемых ими на условиях социального найма.

Для оказания данной услуги в рамках межведомственного взаимодействия Комитетом либо МФЦ осуществляется запрос справок об участии (неучастии) заявителей в приватизации (для граждан, менявших место жительства с 11.07.1991).

В соответствии с Положением о порядке предоставления специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, утв. решение Барнаульской городской Думы от 26.11.2010 №404 для решения вопроса о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке межведомственного взаимодействия КЖКХ производит запрос в КГБУ «АЦНГКО» справок о наличии (отсутствии) домовладения на каждого члена семьи, рожденного до 01.11.1998.

Кроме того, комитет организует работу межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 04.05.2016 № 153 АГБУ «АЦНГКО» определено организацией, осуществляющей хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), являющихся собственностью Алтайского края.

Для выполнение возложенных на комитет полномочий по рассмотрению заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и принятию решения Комитетом 04.07.2017, 05.07.2017, 06.07.2017, 14.07.2017 направлены заявления в КГБУ «АЦНГКО» о предоставлении справок о наличии (отсутствии) домовладений в г.Барнауле.

10.07.2017, 12.07.2017, 20.07.2017 в Комитет поступили ответы КГБУ «АЦНГКО» об отсутствии оснований для безвозмездного предоставления справок о наличии (отсутствии) домовладений в рамках межведомственного запроса. КГБУ «АЦНГКО» готово предоставить справки на платной основе.

Истец полагает отказ КГБУ «АЦНГКО» в предоставлении указанных документов на безвозмездной основе препятствует в выполнении комитетом - органом местного самоуправления возложенных функций и полномочий, а также противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По изложенным основаниям истец просит признать незаконными отказы КГБУ «АЦНГКО» от 12.07.2017 № 207912.07.2017 № 2080, от 12.07.2017 № 2017620.07.2017 № 2185, от 10.07.2017 № 2042 в предоставлении в порядке межведомственного взаимодействия документов, выданных органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, о принадлежащих и принадлежавших гражданину жилых помещений за 5 лет до дня подачи заявления о принятии на учет (дубликатов регистрационных удостоверений, справок о наличии домовладения).

Определением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 16.03.2018 административное дело по административному иску Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула к КГБУ «АЦНГКО» об оспаривании отказов в предоставлении документов в порядке межведомственного взаимодействия передано по подсудности в Центральный районный суд г.Барнаула.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глухова Е.Р., Глухов Е.О., действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО78., ФИО79; Грянкина М.Е., Грянкин Д.В., действующего также в интересах Грянкина Д.Д.; Ржанова С.С., Ржанов Д.В., действующих также в интересах несовершеннолетнего ФИО80.; Фархутдинова А.М., действующая также в интересах Фархудинова Н.М.; Четверикова И.А., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО81; Распопина В.В. в интересах несовершеннолетних ФИО82., Перевалова В.А.; Редькин А.А., Редькина Л.М. в интересах несовершеннолетних ФИО83., ФИО84, ФИО85; Жукова О.П., Жуков В.Н. в интересах несовершеннолетнего ФИО86; Панклинова Е.А., Панклинов Р.В. в интересах несовершеннолетних ФИО87., ФИО88; Шеина А.И., Шеин В.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО89; Малачева Н.Ф., Малачев К.В.; Суханова А.В., Суханов Н.В. в интересах несовершеннолетней ФИО90; Беспалова М.Ю., Беспалов М.С. в интересах несовершеннолетних ФИО91, ФИО92.; Махнева И.В., Махнев В.Н., Дыхнов Р.В., Миносьянец С.С. в интересах несовершеннолетнего ФИО93; Жилина К.Б., Жилин А.Н.; Ступакова И.Б., Ступаков Я.Н., Ложкова О.В., Ложков К.Н.; Долгих Д.Ф., Долгих Т.П. в интересах несовершеннолетней ФИО94; Михайлова С.Н., Михайлов Е.Н. в интересах несовершеннолетних ФИО95., ФИО96; Кононова А.В., Кононов Д.П. в интересах несовершеннолетних ФИО97., ФИО98; Казанина Н.Н., Казанин В.А. в интересах несовершеннолетней ФИО99.; Иванчихина О.А. в интересах несовершеннолетнего ФИО100.; Салий И.Н. также в интересах несовершеннолетнего ФИО101

В судебном заседании представитель административного истца Комитета Турко Н.В. на требованиях настаивала по доводам иска.

Представитель заинтересованного лица администрации города Барнаула Суханова М.Я. исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика КГБУ «АЦНГКО», привлеченные судом к участию в деле заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.

Представителем административного ответчика КГБУ «АЦНГКО» представлены письменные возражения на исковые требования, согласно которым взимание платы за предоставление запрашиваемых истцом документов обусловлено требованиями законов, в том числе Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Постановления Правительства РФ от 25.06.2016 № 576, Постановления администрации Алтайского края № 153 от 04.05.2016. Приказа Главалтайимущество № 72 от 13.09.2016.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из обстоятельств дела, срок на обжалование ответов КГБУ «АЦНГКО» не пропущен, административный иск подан в пределах трехмесячного срока с момента принятия решений, в связи с чем суд разрешает требования по существу.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула является органом местного самоуправления, реализующим муниципальную политику в области экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства города. В его компетенцию входит: ведение в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; выступает наймодателем по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда; организация работы межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда; решение вопросов приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также передачи в муниципальную собственность приватизированных жилых помещений по заявлениям граждан; осуществление иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края, муниципальными правовыми актами города Барнаула (Положение, являющееся приложением к Решению Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 № 694).

Судом установлено, что 03.08.2017 Редькина Л.М. обратилась в Комитет с заявлением о принятии на учет ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, указала о начли в семье ребенка инвалида.

30.06.2017 Распопина В.В. обратилась в Комитет с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для включения в число участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае».

С аналогичными заявлениями в Комитет также обратились семьи: Ржанова С.С. (30.06.2017), Грянкина М.Е. (30.06.2017), Глухова Е.Р. (30.06.2017), Казанина Н.Н. (13.07.2017), Ступакова И.Б. (27.06.2017), Жилина К.Б. (30.06.2017), Долгих Д.Ф. (15.06.2017), Суханова А.В. (05.07.2017), Жуков В.Н. (03.07.2017), Салий И.Н. (03.07.2017), Беспалова М.Ю. (05.07.2017), Ложкова О.В. (27.06.2017), Иванчихина О.А. (13.07.2017), Фархутдинова А.М. (30.06.2017), Четверикова И.А. (30.06.2017), Шеина А.И. (03.07.2017), Панклинова Е.А. (03.07.2017).

13.07.2017 Кононова А.В. обратилась в Комитет с заявлением о признании семьи малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

04.07.2017 Михайлова С.Н. обратилась в Комитет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. С аналогичными заявлениями в Комитет также обратились семьи: Малачева Н.Ф. (05.07.2017), Миносьянц С.С. (05.07.2017),

19.09.2017 Махнева И.В. обратилась в Комитет с заявлением о признании семьи малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

03.07.2017 Махнева И.В. обратилась в Комитет с заявлением о принятии на учет ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с отсутствием жилого помещения.

04.07.2017, 06.07.2017, 14.07.2017 Комитет в рамках межведомственных запросов за №№ 1408и, 1407и, 151/исх-1831, 151/исх-1830, 151/исх-829, 151/исх-1828, 151/исх-1827, 151/исх-1826, 1335и, 1337и, 1338и, 1339и, 1340и, 1364и, 1351и, 1356и о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» обратился в КГБУ «АЦНГКО».

Ответами КГБУ «АЦНГКО» от 20.07.2017 № 2185, от 10.07.2017 № 2042, от 12.07.2017 № 2080 от 12.07.2017 № 2076 было отказано в предоставлении документов на безвозмездной основе.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в силу пункта 1 части 1 статьи 6 которого, государственные или муниципальные услуги предоставляются уполномоченными органами в соответствии с административными регламентами.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления утверждены Административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предусматривающие межведомственное взаимодействие и предоставление документов для оказания муниципальной услуги. К ним относятся:

Постановление администрации города от 26.04.2016 №706 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального служебного жилого помещения»;

Приказ Комитета т 02.02.2017 №151/пр151 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в муниципальном общежитии»;

Приказ Комитета от 19.05.2016 № 882 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»;

Приказ Комитета от 18.09.2017 №151/пр-1735 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Осуществление передачи (приватизации) жилого помещения в собственность граждан»;

Приказ Комитета от 24.10.2014 №1983 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оформление договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда»;

Приказ Комитета от 24.04.2017 №151/пр775 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в муниципальную собственность городского округа - города Барнаула Алтайского края ранее приватизированного жилого помещения»;

Приказ Комитета от 23.06.2017 № 151/пр1183 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения муниципального маневренного фонда».

Постановлением Администрации Алтайского края от 04.05.2016 № 153 КГБУ «АЦНГКО» определено в качестве организации, осуществляющей хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), являющихся собственностью Алтайского края.

Истец, оспаривая отказы КГБУ «АЦНГКО», указывает на созданные ответчиком препятствия в выполнении комитетом, как органом местного самоуправления, возложенных функций и полномочий, а также противоречат требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п.1 ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное административным ответчиком, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решения, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст. 226 КАС РФ).

Судом достоверно установлено, что все поступившие в адрес Комитета обращения граждан были рассмотрены по существу, приняты соответствующие решения, в том числе и по постановке граждан на учет, при этом решения об отказе в постановке на учет граждан были обусловлены иными обстоятельствами, нежели чем отсутствие запрошенных в КГБУ «АЦНГКО» документов.

Таким образом, в настоящее время необходимость истребования документов в рамках разрешения обращений граждан отсутствует.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая факт принятия постановлений по факту оказания муниципальной услуги, в связи с чем в настоящее время необходимость истребования документов для оказания данной услуги по заявлениям граждан отпала, суд полагает, что административным истцом на момент рассмотрения административного иска не доказан факт нарушения оспариваемым отказом в предоставлении документов его прав, свобод и законных интересов, а также то, каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты, суд полагает, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула к Краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об оспаривании отказов в предоставлении документов в порядке межведомственного взаимодействия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Н.Б. Симон