РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5101/2018 по административному иску Степаненко О. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании бездействия, обязании направить документы и включить в список
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованиями, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействие администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, выразившееся в не направлении документов, представленных Степаненко О. В., в Министерство строительного комплекса <адрес> для включения ее в список граждан – участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2019 год, обязании администрацию направить документы, обязании Министерство строительного комплекса <адрес> включить истца в список.
В обоснование требований истец указал, что относится к категории лиц выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также она включена в состав участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Истец обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением об участии в основном мероприятии на 2019 год, была включена администрацией Пушкинского муниципального района <адрес> в Список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году. Учетное дело истца было направлено в Министерство строительного комплекса, однако было возвращено для исправления недостатков. Необходимые документы истец предоставила в администрацию <дата>, но они не были направлены для повторной проверки в Министерство строительного комплекса, следствием чего явилось не включение истца в Сводный список граждан на предоставление сертификата в 2019 году. Такое бездействие истец считает нарушающим ее права, просит обязать администрацию направить представленные ею дополнительные документы в Министерство строительного комплекса для их повторной проверки и включении ее в Сводный список на 2019 год, а также обязать Министерство строительного комплекса включить ее в уже утвержденный министром список.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.
Ответчик представитель администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, пояснил, что дополнительные документы в Министерство направлялись, свои обязательства орган местного самоуправления исполнил.
Ответчик представитель Министерства строительного комплекса в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором указал на несогласие с иском, пояснил, что прав истца Министерством не нарушено, у Министерства отсутствует информация по факту были ли представлены истцом необходимые документы в материалы учетного дела и об устранении недостатков.
Изучив материалы дела суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Постановлением <адрес> от <дата> N 1095/52 «Об утверждении Положения об организации работы по реализации на территории <адрес> подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" 2015-2020 годы определено, что Министерство строительного комплекса <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление полномочий по реализации в <адрес> подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Согласно пункту 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от <дата> N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от <дата> N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <дата> N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Пункт 6 Правил определяет, что в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники основного мероприятия), которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
В соответствии с пунктом 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пункт 19 Правил определяет, что для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1.
Органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.(пункт 21 Правил).
Материалами дела установлено:
Степаненко О.В. относится к категории лиц, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение (л.д.22);
Решением Пушкинского городского суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу, на администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> возложена обязанность признать Степаненко О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий без учета предписания части 2 статьи 49 ЖК РФ, поставить ее на учет, включить в подпрограмму выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством – Федеральной целевой программы «Жилище 2015-2020 гг.» (л.д.18);
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес>№ от <дата>Степаненко О.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма(л.д.16);
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес>№ от <дата>Степаненко О.В. включена в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от <дата>№;
Согласно пункту 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Главой Пушкинского муниципального района <адрес> утвержден сводный список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2019 год. В данный список включена истец Степаненко О.В.(л.д.57)
Администрацией Пушкинского муниципального района <адрес><дата> учетное дело Степаненко О.В. направлено Министру строительного комплекса <адрес> с целью включения ее с Сводный список по <адрес> (л.д.56)
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (пункт 26 Правил).
<дата> Министром строительного комплекса <адрес><дата> утвержден сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году. В данный список истец Степаненко О.В. не включена (л.д. 14).
При этом письмом от <дата> Министерство строительного комплекса <адрес> вернуло администрации Пушкинского муниципального района учетное дело Степаненко О.В. для устранения нарушений и представления учетного дела на повторную проверку в установленные законом сроки (л.д.58).
<дата>№ Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района <адрес> направил истцу Степаненко О.В. письмо с указанием о предоставлении дополнительных документов, после предоставления которых, вопрос подлежит проработке в установленном порядке (л.д.60).
<дата>Степаненко О.В. предоставила в орган местного самоуправления дополнительные документы (л.д.48,49).
Письмом от <дата> Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района <адрес> сообщил истцу, что представленные ею <дата> документы были направлены в Министерство строительного комплекса <адрес><дата>, замечания по учетному делу сняты и Степаненко О.В. предложено написать повторное заявление об участии в основном мероприятии программы на 2020 год (л.д.54).
Вместе с тем, как следует из возражения Министерства строительного комплекса <адрес> на административное исковое заявление, сведения о предоставлении Степаненко О.В. дополнительных документов, а также об устранении недостатков учетного дела у Министерства отсутствуют.
Административный истец полагает, что не направлением дополнительно представленных документов в Министерство строительного комплекса нарушает ее право на включение в список для получения сертификата именно в 2019 году, просит признать такое бездействие незаконным.
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая непредставление ответчиком администрацией Пушкинского муниципального района <адрес> доказательств направления в Министерство строительного комплекса учетного дела истца с дополнительно представленными документами, суд приходит к выводу о нарушении прав истца бездействием ответчика.
Для восстановления прав истца суд полагает необходимым обязать администрацию Пушкинского муниципального района направить учетное дело истца с дополнительно представленными документами в Министерство строительного комплекса для рассмотрения вопроса о включении истца в сводный список – участников основного мероприятия на 2019 год.
При этом суд учитывает, что список уже утвержден, однако, пункт 26 Правил допускает возможность включение граждан - участников основного мероприятия в сводный список после его утверждения на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование истца об обязании Министерства строительного комплекса включить истца в утвержденный список – участников основного мероприятия на 2019 год.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Между тем, доказательств того, что права истца были нарушены какими-либо действиями Министерства истцом не представлено, действия Министерства истцом не оспариваются, в связи с чем, оснований для обязания Министерства принять испрашиваемое истцом решение, у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Степаненко О. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об оспаривании бездействия, об обязании направить документы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пушкинского муниципального района <адрес> по направлению документов, представленных Степаненко О. В., в Министерство строительного комплекса <адрес> для включения ее в список граждан – участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2019 год.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> направить, представленные Степаненко О. В. документы, в Министерство строительного комплекса <адрес> для включения ее в список граждан – участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на 2019г.
Исковые требований Степаненко О. В. к Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании бездействия, обязании включить в список оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А.Голубятникова
мотивированное решение
составлено <дата>