Адм. дело __
Поступило в суд: 07.11.2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2019 г. г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Судьи Павлючик И.В.
при секретаре Недобор А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Мэрии г. Новосибирска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Мэрии г. Новосибирска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, указав, что 16.12.2015 г. на основании договора купли-продажи ФИО2 приобрел в собственность у ФИО3 земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства индивидуального жилого дома, площадью 2002 кв.м., расположенный по адресу: обл. Новосибирская, г. Новосибирск, <...>, кадастровый номер: __.
Данный земельный участок принадлежал продавцу - ФИО3 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.11.2015 г., зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.12.2015 г. за __ Переход права собственности от ФИО3 к ФИО2 зарегистрирован в установленном порядке 12.12.2015 г. за ____. После раздела земельного участка, земельному участку, площадью 1001 кв.м. присвоен кадастровый __ право собственности на образованный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
Одновременно с земельным участком 16.12.2015 г. ФИО2 приобрел в собственность у ФИО4 объект незавершенного строительства, назначение: не определено, общей площадью застройки 99,8 кв.м., степенью готовности 18%, инвентарный номер: 35Н.563, расположенный по адресу (местоположение): Новосибирская область, г. Новосибирск, п. Лесной Авиации, __ кадастровый (условный) номер: __. Данный объект незавершенного строительства принадлежал продавцу на основании договора об инвестиционной деятельности __ от 11.01.2003 г., зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.10.2009 г. за __ Переход права собственности от ФИО4 к ФИО2 зарегистрирован в установленном порядке.
25.04.2016 г. ФИО1 на основании договоров купли-продажи, приобретены в собственность:
-земельный участок с кадастровым __ категория земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства индивидуального жилого дома, площадью 1001 кв.м., местоположение: обл. Новосибирская, г. Новосибирск, поселок Лесной Авиации, о чем в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права __;
-объект незавершенного строительства с кадастровым __ построенный в 2003 году, площадь застройки: 99,8 кв.м., местоположение: Новосибирская область, г. Новосибирск, п. Лесной Авиации, __ о чем в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права __ - __.
Земельный участок с кадастровым __ полностью расположен в границах земельного участка, площадью 7.0 Га, который был предоставлен в аренду для строительства коттеджей постановлением мэрии г. Новосибирска __ административным истцом завершено строительство жилого дома, которому присвоен кадастровый __ и 26.12.2016 г. в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права собственности на жилой дом за __
При строительстве жилого дома административным истцом было сделано обращение в Мэрию города Новосибирска с заявлением об оценке насаждений на принадлежащем ей земельном участке и выдаче разрешения на снос зеленых насаждений. Данный вопрос был рассмотрен положительно, в связи с чем, административным истцом в целях завершения строительства жилого дома осуществлен снос указанных зеленых насаждений.
К жилому дому с кадастровым __ подключены все необходимые коммуникации (газ, вода, электроэнергия) и заключены соответствующие договоры на обслуживание. В настоящее время истец с семьей проживают в данном доме.
В соответствии с требованиями ст.ст. 209, 260, 263 ГК РФ, административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым __ была вправе осуществлять на нём строительство индивидуального жилого дома с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, а так же требований о целевом назначении земельного участка, что ею и было сделано.
Впоследствии указанный земельный участок был преобразован путем раздела на два земельных участка с кадастровыми __ и __; земельный участок с кадастровым __ продан ФИО5
Однако, решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30 августа 2017 года удовлетворены исковые требования мэрии г. Новосибирска к ФИО6, ФИО7. ФИО1, ФИО5 о признании права отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, и отказано в удовлетворении встречного иска ФИО1 к мэрии г. Новосибирска о признании добросовестным приобретателем.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 05 декабря 2017 года решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30.08.2017 г. оставлено без изменения.
В порядке исполнения решения суда от 30.08.2017 г. в ЕГРН аннулированы записи о праве собственности ФИО5 и ФИО1 на земельные участки с кадастровыми __ и __, соответственно, земельные участки истребованы из владения указанных лиц. Договор с ФИО5 расторгнут по соглашению сторон.
В ЕГРН восстановлена запись в отношении земельного участка с кадастровым __ Данный земельный участок является государственной собственностью, права на которую не разграничены, и относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. Данная информация о земельном участке содержится в выписке из ЕГРН по состоянию на 28.06.2018 г.; в справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн по состоянию на 28.06.2018 г.
При разрешении указанного выше гражданского дела вопрос о судьбе построенного административным истцом жилого дома не рассматривался; ее права в отношении возведенного строении никем не оспаривались.
Исходя из требований ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец как собственник жилого дома, расположенного в границах указанного земельного участка с кадастровым __ имеет право приобрести земельный участок в собственность без проведения торгов.
Административный истец обратилась в мэрию г. Новосибирска с просьбой о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в собственность, но в марте 2018 года получила немотивированный отказ. Впоследствии, ей было дано разъяснение, что отказ в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка обусловлен тем, что предполагаемый к образованию земельный участок, согласно карте градостроительного зонирования территории города Новосибирска, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 г. __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», расположен в территориальной природной зоне (Р-3), которая не содержит вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства (2.1)- индивидуальные дома».
29.06.2018 г. ФИО1 обратилась в мэрию г. Новосибирска с заявлением о внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска и переводом земельного участка с кадастровым __ площадью 1000 кв.м. из зоны Р-1 (природная зона) в зону Ж-6 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), но после 26 июля 2018 года получила отказ, со ссылкой на то, что в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска __ от 26.12.2007 г., Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденными решением Совета депутатов города Новосибирска __ от 24.06.2009 г., - указанный земельный участок расположен в функциональной зоне городских лесов, территорий отдыха скверов и парков; проектом планировки, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска __ от 13.03.2015 г. «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной рекой Обью, границей города Новосибирска, ..., перспективной ... непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста через реку Обь в Заельцовском районе», указанный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства - природной зоне (Р-1); вышеуказанный земельный участок входит в границы городских лесов, определенных распоряжением мэра __ от 30.06.2006г. «Об утверждении проекта границ земельных участков и передаче муниципальному учреждению города Новосибирска «Горзеленхоз» земельных участков, занятых городскими лесами.
Административный истец полагает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанным выше основаниям противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ФИО1
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска принято без учета требований действующего законодательства и фактического использования земельного участка и расположенного на нём объекта капитального строительства, что привело к нарушению прав собственника жилого дома.
Исходя из приведенных выше норм, ФИО1, являясь собственником жилого дома (объектом недвижимости, созданным до 08.07.2009 г.), имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, а отказ в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка и внесение изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска препятствует ей в реализации указанного права.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ мэрии г. Новосибирска во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории города Новосибирска, Правила землепользования и застройки города Новосибирска в части перевода земельного участка с кадастровым __ в Заельцовском районе, площадью 1000 кв.м. из зоны Р-1 в зону Ж-6 (зона застройкииндивидуальными жилыми домами). Признать незаконным отказ мэрии г. Новосибирска в предварительном согласовании ФИО1 предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка в поселке Лесной Авиации в г. Новосибирске с кадастровым __ для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым __ Обязать мэрию г. Новосибирска устранить нарушения прав ФИО1 путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утвердить схему фактически существующих границ земельного участка на кадастровом плане территории, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 в Мэрию г. Новосибирска.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца по доверенности ФИО8 (л.д. 24) исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили в соответствии с вышеизложенным.
В судебном заседании представители административного ответчика Мэрии г. Новосибирска по доверенности ФИО9 (л.д. 38), ФИО10 (л.д. 43) с исковыми требованиями не согласились полностью, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 35-37), отзыве на административный иск (л.д. 45-46), указав, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принято в виде постановления мэрии города Новосибирска, которое является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления. Считают, что истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне - природной зоне (Р-1).
Согласно градостроительному регламенту указанной территориальной зоны основные виды разрешённого использования такой территориальной зоны не предусматривают размещение жилых домов.
Подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, оспариваемое постановление мэрии города Новосибирска принято в соответствии с действующим законодательством РФ и правовыми актами, и основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Как указано в пункте 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, то есть требуя внести изменения по переводу одной территориальной зоны в другую, истец фактически требует внести изменения в указанные правила.
В соответствии с указанным пунктом правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (пункт 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 35, частью 1 статьи 38 Устава города Новосибирска утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска относится к компетенции Совета депутатов города Новосибирска, решение о подготовке проекта Правительства принимается мэром города.
Предложения о внесении изменений были предварительно рассмотрены комиссией о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, которая в соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Положения о комиссии, утвержденного постановлением мэра города Новосибирска от 30.10.2006 __ является постоянно действующим органом мэрии города Новосибирска по организации подготовки проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, решению вопросов, связанных с разработкой, утверждением права землепользования и застройки и внесением в них изменений. В состав Комиссии могут быть включены депутаты городского Совета Новосибирска, представители структурных подразделений мэрии, государственных органов и организаций города.
Указанная комиссия дважды рассматривала заявление ФИО1, решения по которым были отражены в соответствующих заключениях от 23.10.2017 г. __ и от 24.07.2018 г. __ где рекомендовано отклонить предложение об изменении зоны природной (Р -2) в границах территории на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6) согласно приложению 7 в связи с тем, что предложение не соответствует планируемому развитию функциональных зон, определенному Генеральным планом города Новосибирска, не учитывает красные линии границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, утвержденные постановлением мэрии города Новосибирска от 13.03.2015 __ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной рекой Обью, границей города Новосибирска, ... непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста через реку Обь в Заельцовском районе», не учитывает границы земельных участков и ленных пунктов, занятых лесами, определенными распоряжением мэра от 30.06.2006 __ «Об утверждении проектов границ земельных участков и передаче муниципальному учреждению города Новосибирска «Горзеленхоз» земельных участков, занятых городскими лесами.
Заключение комиссии послужило основанием для вынесения оспариваемого отказа,оформленного постановлением от 10.09.2018 __ «Об отклонении предложений о внесенииизменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска».
Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий установленного органа (должностного лица), в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Приложению 14 к Генеральному плану города Новосибирска: Карта-схемапланируемых границ функциональных зон города Новосибирска на период до 2030 года спорная территории находится в функциональной зоне городских лесов, территорий отдыха,скверов, парков, где размещение индивидуальных жилых домов не предполагается Проектомпланировки территории, ограниченной рекой Обью, границей города Новосибирска, ..., перспективной городскоймагистралью непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста черезреку Обь в Заельцовском районе спорная территория отнесена к зоне природной.
Удовлетворение требований административного истца нарушит указанный принцип, так как заявленная им территориальная зона не предусмотрена ни генеральным планом города, ни проектом планировки.
Требование о принятии решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка невозможно удовлетворить в силу расположения земельного участка в территориальной зоне природной (Р-2), где в соответствии со статьей 26 Правил землепользования и застройки города Новосибирска размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Согласно пункта 4 части 16 статьи 11.10, пункта 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации.
Суд, выслушав административного истца, её представителя, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела __ суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Мэрии г. Новосибирска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.п. 2 п.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания незаконным постановления, действия (бездействия), решения должностного лица, незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов истца.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. __ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ (п. 8 ст. 226 КАС РФ) суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп. 3).
В силу положений п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. п. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Судом установлено, что 16.12.2015 г. на основании договора купли-продажи ФИО2 приобрел в собственность у ФИО3 земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства индивидуального жилого дома, площадью 2002 кв.м, расположенный по адресу: обл. Новосибирская, г. Новосибирск, <...>, кадастровый номер: __ (л.д. 9-10).
Данный земельный участок принадлежал продавцу - ФИО3 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.11.2015 г., зарегистрированном в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.12.2015 г. за __ Переход права собственности от ФИО3 к ФИО2 зарегистрирован в установленном порядке 12.12.2015 г. за ____. После раздела земельного участка, земельному участку, площадью 1001 кв.м. присвоен кадастровый __ право собственности на образованный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
Одновременно с земельным участком 16.12.2015 г. ФИО2 приобрел в собственность у ФИО4 объект незавершенного строительства, назначение: не определено, общей площадью застройки 99,8 кв.м., степенью готовности 18%, инвентарный номер: 35Н.563, расположенный по адресу (местоположение): Новосибирская область, г. Новосибирск, п. Лесной Авиации, __ кадастровый (условный) номер: __. Данный объект незавершенного строительства принадлежал продавцу на основании договора об инвестиционной деятельности __ от 11.01.2003 г., зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.10.2009 г. за __ Переход права собственности от ФИО4 к ФИО2 зарегистрирован в установленном порядке.
26.04.2016 г. ФИО1 на основании договоров купли-продажи, приобретены в собственность:
-земельный участок с кадастровым __ категория земель: земли населенных пунктов - для завершения строительства индивидуального жилого дома, площадью 1001 кв.м., местоположение: обл. Новосибирская, г. Новосибирск, поселок Лесной Авиации, о чем в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права __;
-объект незавершенного строительства с кадастровым __ построенный в 2003 году, площадь застройки: 99,8 кв.м., местоположение: Новосибирская область, г. Новосибирск, п. Лесной Авиации, __ о чем в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права __ - __ (л.д. 11-14, 15).
Земельный участок с кадастровым __ полностью расположен в границах земельного участка, площадью 7.0 Га, который был предоставлен в аренду для строительства коттеджей постановлением мэрии г. Новосибирска __ от 16.11.1993 г. Новосибирскому лесхозу.
На земельном участке с кадастровым __ административным истцом завершено строительство жилого дома, которому присвоен кадастровый __ и 26.12.2016 г. в ЕГРП (ЕГРН) сделана запись о регистрации права собственности на жилой дом за __ (л.д. 16).
Земельный участок с кадастровым __ приобретённый ФИО1 у ФИО2, ликвидирован путём разделения на два земельных участка, площадью 501 кв.м. и 500 кв.м. и один из данных земельных участков ответчику уже не принадлежит, о чём 02.11.2016 г. государственным регистратором в Единый государственный реестр прав внесена соответствующая запись.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости информации земельный участок с кадастровым __ разделён на два:
с кадастровым __ площадью 500+/-7 кв.м.,
с кадастровым __ площадью 501+/-7 кв.м.
В отношении земельного участка с кадастровым __ 02.11.2016 г. осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО5.
В результате увеличения площади земельного участка с кадастровым номером; __ и его раздела, земельный участок, принадлежащий в настоящее время на праве собственности ФИО6 - с кадастровым __ площадью 1 880 кв.м., частично находился в границах ранее проданного ему Мэрией города Новосибирска земельного участка с кадастровым __ площадью 1 178 кв.м.
Земельные участки с кадастровым __ площадью 2246 кв.м., с кадастровым __ площадью 1 463 кв.м., с кадастровым __ площадью 1001 кв.м., с кадастровым __ площадью 500 кв.м., с кадастровым __ площадью 501 кв.м., и в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности, соответственно, ФИО7, ФИО6, ФИО1 и ФИО5, находятся за границами ранее существовавшего земельного участка с кадастровым __ площадью 1178 кв.м.
Как следует из материалов дела, решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30.08.2017 г. по гражданскому делу __ признано отсутствующим право собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым __ площадью 1880 кв.м. Истребован из чужого незаконного владения ФИО6, земельный участок с кадастровым __ площадью 1880 кв.м., земельные участки: с кадастровым __ площадью 1463 кв.м.; с кадастровым __ площадью 1001 кв.м. Истребован из чужого незаконного владения ФИО7, земельный участок с кадастровым __ площадью 2246 кв.м. Истребован из чужого незаконного владения ФИО1, земельный участок с кадастровым __ площадью 501 кв.м. Истребован из чужого незаконного владения ФИО5, земельный участок с кадастровым __ площадью 500 кв.м. Решение суда, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках:с кадастровым __ площадью 1880 кв.м., с кадастровым __ площадью 2246 кв.м., с кадастровым __ площадью 1463 кв.м., с кадастровым __ площадью 1001 кв.м., с кадастровым __ площадью 500 кв.м., с кадастровым __ площадью 501 кв.м. Решение суда, является основанием для восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым __ площадью 1178 кв.м. Решение суда, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации права собственности ФИО6, на земельные участки: с кадастровым __ площадью 1880 кв.м., с кадастровым __ площадью 1463 кв.м., с кадастровым __ площадью 1001 кв.м. Решение суда, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации права собственности ФИО7, на земельный участок с кадастровым __ площадью 2246 кв.м. Решение суда, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации права собственности ФИО5, на земельный участок с кадастровым __ площадью 500 кв.м. Решение суда, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости записей о государственной регистрации права собственности ФИО1, на земельный участок с кадастровым __ площадью 501 кв.м. Во встречных исковых заявлениях ФИО7, ФИО1, ФИО5 к Мэрии г. Новосибирска, о признании добросовестными приобретателями – отказано (л.д. 102-112).
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 05.12.2017 г. решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30.08.2017 г. оставлено без изменения (л.д. 118-124), взыскателю выдан исполнительный лист (л.д. 125-127), 22.02.2018 г. в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство (л.д. 128).
Определением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 14.02.2018 г. по гражданскому делу __ исправлены допущенные в резолютивной части Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30.08.2017 г. по делу __ описки, исключив из неё второй абзац следующего содержания:
«Истребовать из чужого незаконного владения ФИО6 ¬ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, паспорт серии 50 07 __ выдан Отделом УФМС России по Новосибирской области в Советском районе г. Новосибирска 11.02.2008г., зарегистрированного по адресу: г. Новосибирск, ... ФИО11, __ __ земельный участок с кадастровым __ площадью 1880 кв.м.».
Исправить допущенные в резолютивной части решения Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30.08.2017 года по делу __ описки, включив в неё абзац следующего содержания:
«Решение суда, является основанием для восстановления в Едином государственном реестре недвижимости записи государственной регистрации права собственности ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, паспорт серии 50 07 __ выдан отделом УФМС России по Новосибирской области в Советском районе г. Новосибирска, зарегистрированного по адресу: г. Новосибирск, ... на земельный участок с кадастровым __ площадью 1178 кв.м.» (л.д. 117).
В силу ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Частью 17 той же статьи предусмотрено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу ч. 16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
Административный истец обратилась в мэрию г. Новосибирска с просьбой о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в собственность.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 02.03.2018 г. __ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 500 кв.м. для эксплуатации жилого дома с местоположением: РФ, Новосибирская область, г. Новосибирск, пос. Лесной Авиации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, не может быть утверждена, поскольку не соответствует требованиям к ее подготовке в части учета требований Правил землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. __ (л.д. 20).
Также мэрией г. Новосибирска в ответе от 20.04.2018 г. на обращение ФИО1 было разъяснено, что отказ в части несоответствия схемы обусловлен тем, что предполагаемый к образованию земельный участок, площадью 500 кв.м. с местоположением: поселок Лесной Авиации согласно карте градостроительного зонирования территории г. Новосибирска, утвержденной решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. __ «О Правилах землепользования и застройки г. Новосибирска» расположен в территориальной природной зоне (Р-3), которая не содержит вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства» (2.1) - индивидуальный дома» (л.д. 21).
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне "Р-1" – природной зоне.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На момент принятия оспариваемого постановления действовали Правила землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. __ в соответствии с которыми испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне "Р-1" - природной зоне, которая не предусматривает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные дома.
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в природной зоне Р-1, градостроительным регламентом не допускается размещать в территориальной зоне городских парков, садов и скверов (Р-1) жилую застройку, включая отдельные жилые дома, следовательно, оспариваемый отказ Мэрии г. Новосибирска в предварительном согласовании предоставления земельного участка является правомерным.
Судом установлено, что истец ФИО1 обращалась в Мэрию г. Новосибирска с предложением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска Правил землепользования и застройки г. Новосибирска по земельному участку с кадастровым __ по п. Лесной Авиации, 27/1 в Заельцовском районе с переводом зоны природной (Р-1) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6).
Из ответа Мэрии г. Новосибирска от 26.07.2018 г. на предложение ФИО1 следует, что указанный земельный участок с кадастровым номером __ по п. Лесной Авиации, 27/1 в Заельцовском районе расположен в функциональной зоне городских лесов, территорий отдыха скверов и парков. Проектом планировки, утвержденным постановлением Мэрии г. Новосибирска от 13.03.2015 г. __ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной рекой Обью, границей г. Новосибирска, ..., ФИО12, Сухарной, перспективной ... непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста через р. Обь в Заельцовском районе», указанный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства - природной зоне (Р-1). Кроме того, вышеуказанный земельный участок входит в границы городских лесов, определенных распоряжением мэра от 30.06.2006 г. __Р «Об утверждении проекта границ земельных участков и передаче муниципальному учреждению г. Новосибирска «Горзеленхоз» земельных участков, занятых городскими лесами» (л.д. 22-23).
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определен главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки.
Статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено два вида оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшие в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В данной норме статьи предусмотрена возможность обращения граждан в комиссию в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Обязанность органа местного самоуправления в любом случае принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки законодателем не установлена.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими и юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33).
В соответствии с частью 2 статьи 35, частью 1 статьи 38 Устава города Новосибирска утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска относится к компетенции Совета депутатов города Новосибирска, решение о подготовке проекта Правительства принимается мэром города.
Предложения о внесении изменений были предварительно рассмотрены комиссией о подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, которая в соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Положения о комиссии, утвержденного постановлением мэра города Новосибирска от 30.10.2006 __ является постоянно действующим органом мэрии города Новосибирска по организации подготовки проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска, решению вопросов, связанных с разработкой, утверждением права землепользования и застройки и внесением в них изменений. В состав Комиссии могут быть включены депутаты городского Совета Новосибирска, представители структурных подразделений мэрии, государственных органов и организаций города.
Задачами и функциями комиссии являются подготовка и представление мэру г. Новосибирска заключений с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2.3 комиссии).
Указанная комиссия дважды рассматривала заявление ФИО1, решения по которым были отражены в соответствующих заключениях от 23.10.2017 г. __ и от 24.07.2018 г. __ (л.д. 55-64), где рекомендовано отклонить предложение об изменении зоны природной (Р -2) в границах территории на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6) согласно приложению 7 в связи с тем, что предложение не соответствует планируемому развитию функциональных зон, определенному Генеральным планом города Новосибирска, не учитывает красные линии границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, утвержденные постановлением мэрии города Новосибирска от 13.03.2015 __ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной рекой Обью, границей города Новосибирска, ... непрерывного движения в направлении перспективного Ельцовского моста через реку Обь в Заельцовском районе», не учитывает границы земельных участков и ленных пунктов, занятых лесами, определенными распоряжением мэра от 30.06.2006 __ «Об утверждении проектов границ земельных участков и передаче муниципальному учреждению города Новосибирска «Горзеленхоз» земельных участков, занятых городскими лесами.
Заключение комиссии послужило основанием для вынесения оспариваемого отказа, оформленного постановлением от 10.09.2018 __ «Об отклонении предложений о внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска» (л.д. 47-48).
Таким образом, из материалов дела следует, что оспариваемое постановление от 10.09.2018 __ «Об отклонении предложений о внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска» принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного нормативными актами порядка принятия такого решения.
Оценивая содержание оспариваемого решения, суд полагает указанный акт соответствующим требованиям закона.
Довод истца ФИО1 о том, что решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка в собственность и во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска принято без учета фактического использования земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства несостоятелен, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о возможности изменения разрешенного вида использования земельного участка в предложенной административным истцом форме.
Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что процедура принятия решения, предусмотренная ст. 33 ГрК РФ, органом местного самоуправления соблюдена, а сам отказ по отклонению предложений о внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 __ «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска» соответствует требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Поскольку установлено, что отказ Мэрии г. Новосибирска во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска, Правила землепользования и застройки г. Новосибирска в части перевода земельного участка с кадастровым __ в Заельцовском районе, площадью 1000 кв.м. из зоны Р-1 в зону Ж-6 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в предварительном согласовании ФИО1 предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка в поселке Лесной Авиации в г. Новосибирске с кадастровым __ для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым __ соответствует закону, права либо свободы истца не были нарушены оспариваемыми действиями, следовательно, оснований для признания их незаконными судом не установлено.
В связи с чем, требования истца об обязании Мэрию г. Новосибирска устранить нарушения прав ФИО1 путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утвердить схему фактически существующих границ земельного участка на кадастровом плане территории, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 в Мэрию г. Новосибирска, не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа во внесении изменений в Карту градостроительного зонирования территории г. Новосибирска, Правила землепользования и застройки г. Новосибирска в части перевода земельного участка с кадастровым __ в Заельцовском районе, площадью 1000 кв.м. из зоны Р-1 в зону Ж-6 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), признании незаконным отказа Мэрии г. Новосибирска в предварительном согласовании ФИО1 предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка в поселке Лесной Авиации в г. Новосибирске с кадастровым __ для эксплуатации индивидуального жилого дома с кадастровым __ обязании Мэрию г. Новосибирска устранить нарушения прав ФИО1 путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, утвердить схему фактически существующих границ земельного участка на кадастровом плане территории, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 в Мэрию г. Новосибирска, -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме:04.02.2019 г.
Судья подпись И.В. Павлючик
Подлинное решение находится в материалах административного дела __ в Заельцовском районном суде г. Новосибирска