АД №2а-266/2023
УИД 46RS0017-01-2023-000312-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«18» сентября 2023 года п.Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района Курской области Ирмаковой Д.А.,
при секретаре Стремоухове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области, ОКУ «Курскавтодор» об оспаривании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области и ОКУ «Курскавтодор» об оспаривании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Проведенной прокуратурой Октябрьского района проверкой установлено, что на территории Октябрьского района Курской области на автомобильных дорогах регионального значения, находящихся на праве оперативного управления в ОКУ «Курскавтодор», расположено 9 мостовых сооружений и 2 путепровода, а именно:
1. Мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги «Крым- Иванино»;
2. Мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги «Крым- Иванино»;
3. Мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги КурскЛьгов-Рыльск-граница с Украиной;
4. Мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов- Рыльск-граница с Украиной;
5. Мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово- Старково-Соколовка;
6. Мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
7. Мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
8. Мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
9. Мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
-Путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
-Путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
Согласно подпункту 17 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
Согласно подпункту 18 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, в нарушении требований вышеназванного законодательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в отношении вышеуказанных объектов, проведённая в 2018 году, до настоящего времени, в соответствии с Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 не проведена, соответственно планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры не разработаны.
Ранее, 18.10.2022, прокурором района в адрес директора ОКУ «Курскавтодор» внесено представление, в том числе с требованием устранить выявленные нарушения при оценке уязвимости данных объектов транспортной инфраструктуры.
Невзирая на то, что выявленные нарушения, отраженные во внесенном прокуратурой района представлении в адрес ОКУ «Курскавтодор», приняты к сведению и учтены в работе, ответчиком в настоящее время нарушения не устранены.
Пунктом 2.2 Устава ОКУ «Курскавтодор» определено, что одной из целей деятельности учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по дорогам, находящимся в ведении ОКУ «Курскавтодор».
Функции и полномочия учредителя ОКУ «Курскавтодор» осуществляет Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области (далее – Учредитель», в ведении которого находится казенное учреждение. Учредитель Казенного учреждения осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункты 1.3 – 1.4 Устава).
В ходе сбора информации, от ОКУ «Курскавтодор» получены сведения о невозможности исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в отношении вышеуказанных ОТИ в виду не доведения лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление может быть подано об оспаривании действий (бездействия) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Просит суд (с учетом уточнения):
1. Признать незаконным бездействие ОКУ «Курскавтодор» и Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области, связанное с не исполнением обязанностей по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры в части не организации и не проведения дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2201, объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино.
2. Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование исполнения ОКУ «Курскавтодор» мероприятий по проведению дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино.
3. Обязать ОКУ «Курскавтодор» в течение 4 месяцев с момента доведения финансирования провести дополнительную оценку уязвимости транспортной инфраструктуры объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино
в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 и подставить ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство.
4. Обязать ОКУ «Курскавтодор» в течение 2 месяцев с момента утверждения Федеральным дорожным агентством результатов дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино
внести изменения в планы обеспечения безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры с учётом результатов дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры объектов и представить их в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца- помощник прокурора Октябрьского района Курской области Ирмакова Д.А. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области и ОКУ «Курскавтодор»- Кузнецова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени, месте рассмотрения дела была извещена своевременно надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В письменном отзыве на иск заявленные административные исковые требования не признала, указав, что со стороны Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области и ОКУ «Курскавтодор» отсутствует факт бездействия. Законом Курской области от 19.12.2022 № 145-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на 2023 год предусмотрено 100 000 рублей, в связи с чем возникает трудность выполнения мероприятий, установленных требованиями Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 №2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства».
Министерство, осознавая необходимость выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации, обратилось к Губернатору Курской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства из областного бюджета на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Курской области, которое утверждено Постановлением Губернатора Курской области от 05.03.2011 № 65-пг Министерство является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим в пределах компетенции полномочия и функции в сфере транспорта, дорожной деятельности и организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, включая обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с частью 12 пункта 3.1 Положения Министерство обосновывает потребность в финансовых средствах, материальных и трудовых ресурсах для реализации программ и решения проблем, связанных с деятельностью в сфере дорожного хозяйства.
Административным ответчиком в материалы дела представлено доказательство - письмо от 10.07.2023 №03.2-01-51-01/3063, в котором обосновывается потребность выделения дополнительного финансирования на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, в связи с чем у нельзя делать вывод о непринятии Министерством мер по соблюдению действующего законодательства, а также со стороны Министерства отсутствует незаконное бездействие, выраженное в непринятии мер к проведению мероприятий по транспортной безопасности.
При доведении лимитов Министерством будут выполнены мероприятия, предусмотренные требованиями Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства».
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов и бюджетного контроля Курской области в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте рассмотрения дела был извещен своевременно надлежащим образом, направил возражения относительно удовлетворения административного искового заявления, указав что в соответствии с Положением о Министерстве финансов и бюджетного контроля Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 30.11.2022 №382-пг, Министерство является исполнительным органом Курской области, проводящим государственную политику в области регулирования бюджетных правоотношений на территории Курской области, финансовым органом Курской области, осуществляющим составление организацию исполнения областного бюджета, органом внутреннего государственного финансового контроля, контроля в сфере закупок.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса регламентированы главой 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полномочиями по самостоятельному выделению средств из бюджета финансовый орган не наделен. Формирование расходов областного бюджета регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, согласно статье 65 которого формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям; должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам субъекту Российской Федерации, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Обязанность по принятию мер по увеличению лимитов казенному учреждению (ОКУ «Курскавтодор») на исполнение обязательств Курской области, возлагается на соответствующего главного распорядителя средств бюджета, в ведении которого находится данное учреждение (Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области).
С учетом мнения представителя административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Федеральный закон №196-ФЗ) закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу п.п. 1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 09.02.2007 № 16ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры относятся тоннели, эстакады, мосты.
К мостовым сооружениям, в том числе, относятся путепроводы (Приложение Б к СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*, утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 №822).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее также - категорирование) - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпунктом «а» пункта 9 Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1595, предусмотрено, что в целях категорирования объектов транспортной инфраструктуры субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган должно быть представлено заявление о проведении категорирования, содержащее в себе сведения об объекте транспортной инфраструктуры и о субъекте транспортной инфраструктуры, предусмотренные порядком ведения реестра, а также полная и достоверная информация о количественных показателях критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Статьей 5 Федерального закона № 16-ФЗ предъявляются требования к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Так, в соответствии с частью 2 указанной статьи оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201 (далее – Требования), субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пунктом 1 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 02.07.2021 № 225, установлено, что разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее соответственно - планы, суда), осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Подпунктом 6 пункта 7 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Проверкой установлено, что на территории Октябрьского района Курской области на автомобильных дорогах регионального значения, находящихся на праве оперативного управления в ОКУ «Курскавтодор», расположено 9 мостовых сооружений и 2 путепровода, а именно:
1. Мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги «Крым- Иванино»;
2. Мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги «Крым- Иванино»;
3. Мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги КурскЛьгов-Рыльск-граница с Украиной;
4. Мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов- Рыльск-граница с Украиной;
5. Мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово- Старково-Соколовка;
6. Мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
7. Мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
8. Мост через реку Рогозга на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
9. Мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
-Путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
-Путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
Согласно подпункту 17 пункта 7 Требований, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2201, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня вступления в силу таких изменений.
Согласно подпункту 18 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, в нарушении требований указанного законодательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в отношении вышеуказанных объектов, проведённая в 2018 году, на момент рассмотрения административного дела, в соответствии с Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2201 не проведена, соответственно планы обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры не разработаны.
18.10.2022 прокурором Октябрьского района Курской области в адрес директора ОКУ «Курскавтодор» внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения при оценке уязвимости данных объектов транспортной инфраструктуры, выявленные нарушения, отраженные в представлении, административным ответчиком до настоящего времени не устранены.
Пунктом 2.2 Устава ОКУ «Курскавтодор» определено, что одной из целей деятельности учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по дорогам, находящимся в ведении ОКУ «Курскавтодор».
Функции и полномочия учредителя ОКУ «Курскавтодор» осуществляет Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области (Учредитель, в ведении которого находится казенное учреждение. Учредитель Казенного учреждения осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункты 1.3 – 1.4 Устава).
ОКУ «Курскавтодор» сообщило о невозможности исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в отношении вышеуказанных ОТИ, ввиду не доведения лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
На момент рассмотрения настоящего административного дела в Курской области продолжает действовать высокий («желтый») уровень террористической опасности, установленный решением председателя Антитеррористической комиссии Курской области в связи с сохранением террористических угроз, обусловленных активизацией деятельности украинских радикальных структур и диверсионно-разведывательных групп на фоне проведения специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации, чем вызвана необходимость защиты прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц в связи с бездействием административных ответчиков.
Как усматривается из поданного в суд в порядке ст.39 КАС РФ административного иска прокурором Октябрьского района Курской области, административный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствие со ст.46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
С учетом изложенного прокурор обоснованно, в соответствии со ст.39 КАС РФ, обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.
При таких обстоятельствах, требование прокурора Октябрьского района Курской области к Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области, ОКУ «Курскавтодор» и Министерству финансов и бюджетного контроля Курской области Курской области об оспаривании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, подлежит удовлетворению.
Сроки для устранения выявленных нарушений законодательства, предложенные административным истцом, отвечают требованиям разумности, являются достаточными для исполнения возложенных обязанностей. Доказательств необходимости установления более длительных сроков для исполнения требований прокурора суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Курской области и Областному казенному учреждению «Курскавтодор» об оспаривании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Областного казенного учреждения «Курскавтодор» и Министерства транспорта и автомобильных дорог Курской области, связанное с не исполнением обязанностей по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры в части не организации и не проведения дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201, объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозна на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино.
Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование исполнения ОКУ «Курскавтодор» мероприятий по проведению дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозна на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино.
Обязать Областное казенное учреждение «Курскавтодор» в течение 4 месяцев с момента доведения финансирования провести дополнительную оценку уязвимости транспортной инфраструктуры объектов:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозна на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино.
Обязать Областное казенное учреждение «Курскавтодор» в течение 2 месяцев с момента утверждения Федеральным дорожным агентством результатов дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры:
- мост через реку Воробжа на км 11+070 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Дичня на км 23+580 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- мост через реку Воробжа на км 26+150 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через ручей на км 32+650 автомобильной дороги Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной;
- мост через реку Сейм на км 1+300 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 17+520 автомобильной дороги Дьяконово-Старково-Соколовка;
- мост через реку Рогозна на км 10+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Большое Долженково через д. Авдеева;
- мост через реку Рогозна на км 1+300 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Волобуево;
- мост через реку Рогозна на км 1+400 автомобильной дороги "Дьяконово-Старково-Соколовка"-Стоянова;
- путепровод на км 11+400 автомобильной дороги "Крым"- Иванино;
- путепровод на км 0+700 автомобильной дороги "Крым"- Иванино
внести изменения в планы обеспечения безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры с учётом результатов дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры объектов и представить их в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «18» сентября 2023 года.
Судья (подпись).