ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2672/2016 от 14.07.2016 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2А-2672/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Серовой Т.Е.,

при секретаре Идрисовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Крылосова А.М. об оспаривании решения ОМВД России по городу Новому Уренгою об отказе в регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с иском к отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Новый Уренгой, указав, что 07.04.2016г. им в ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» были поданы документы, в соответствии со ст. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1995 г. № 713, а именно: заявление о регистрации по месту жительства, по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО5; распоряжение администрации МО г. Новый Уренгой о присвоении адреса объекту адресации в г. Новый Уренгой от 18.12.2015 г; свидетельство о государственной регистрации права собственности <данные изъяты> на объект незавершенного строительства, индивидуальный жилой дом, площадью застройки 56,2 кв.м.; документ, удостоверяющий личность (паспорт). 12.04.2016 г. он получил уведомление от инспектора отдела УФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой о возврате заявления о регистрации по месту жительства в связи с тем, что предоставленный документ (свидетельство о государственной регистрации права) не является основанием для оформления регистрации по месту жительства, так как объект незавершенного строительства не пригоден для проживания. 15.04.2016г. он обжаловал данный отказ начальнику ОУФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой. 30.04.2016г. им был получен ответ, в котором было указано, что незавершенный строительством объект - объект, строительство которого не завершено, не может использоваться как введенное в эксплуатацию в установленном порядке жилое помещение для постоянного проживания граждан. Таким образом, объект незавершенного строительства не может быть признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. Так же отсутствуют сведения об адресе (номер дома) объекта. С данным ответом административный истец не согласен. Право на регистрацию в спорном помещении подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <данные изъяты> на объект незавершенного строительства, индивидуальный жилой дом, площадью застройки 56,2 кв.м., договором энергоснабжения № ЭС-12/1200043031 от 01.04.2016 г. между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и ФИО7, договором между ОАО «Уренгойтеплогенерация – 1» на отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения № 566 от 01.09.2014 г. и ФИО7. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а УФМС России по ЯНАО в соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, должно выполнить мероприятия по осуществлению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а не оценивать пригодность для проживания объекта недвижимости. Отказ в регистрации по месту жительства, является нарушением конституционных прав административного истца. Истец просит признать незаконным решение отдела УФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой об отказе в его регистрации по месту жительства, обязать отдел УФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой произвести его регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> указать отделу УФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой о необходимости принятия мер к устранению причин, способствовавших нарушению действующего законодательства и недопущению нарушений в последующем.

Определением Новоуренгойского городского суда от 21.06.2016г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика с отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Новый Уренгой на отдел Министерства внутренних дел России по г. Новому Уренгою.

Административный истец Крылосов А.М. в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель административного ответчика ОМВД России по г. Новый Уренгой Шемякова Т.С. в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что истцом было представлено свидетельство о регистрации права на объект незавершенного строительством объекта со степенью готовности 3%. Поскольку регистрация возможна только в жилом помещении, а представленные истцом документы не подтверждали того, что объект завершен и пригоден к эксплуатации в качестве жилого дома, в регистрации его по месту жительства было отказано.

Представитель административного ответчика Арефьева Т.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, указала, исходя из предоставленных истцом документов, помещение в котором он намерен оформить регистрацию по месту жительства является объектом незавершенного строительства и не является жилым. Так же в свидетельстве о государственной регистрации отсутствует адрес объекта, указано лишь расположение объекта «мкр. Заозерный. Предоставленные Крылосовым А.М. документы: договор на отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения, договор энергосбережения, распоряжение Администрации г. Новый Уренгой о присвоении адреса объекту, не являются основанием для оформления регистрации по месту жительства. Инспектор отдела УФМС РФ по ЯНАО в г. Новый Уренгой не уполномочен определять вид объекта недвижимости пригодным либо не пригодным для проживания, государственная услуга осуществляется на основании предъявленные документов, являющихся в соответствии с ЖК РФ основанием для вселения в жилое помещение. Учитывая вышеизложенное, отказ Крылосову А.М. в оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

07.04.2016г. истец обратился в ГУ ЯНАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о регистрации его по месту проживания по адресу: <адрес> (л.д. 8). К заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности <данные изъяты> на объект незавершенного строительства, индивидуальный жилой дом, площадью застройки 56,2 кв.м. на имя ФИО7; распоряжение администрации МО г. Новый Уренгой о присвоении адреса объекту адресации в г. Новый Уренгой от 18.12.2015 г; документ, удостоверяющий личность (паспорт).

В регистрации по месту жительства ему было отказано, в связи с тем, что предоставленные документы не являются основанием для оформления регистрации по месту жительства.

Не согласившись с указанным решением Крылосов А.М. обжаловал его посредством подачи заявления на имя начальника ОУФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой Сарычевой А.В.. 30.04.2016 г. им был получен ответ, которым в удовлетворении жалобы было отказано в связи с тем, что незавершенный строительством объект не может быть признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ в обязанность органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) входит доказывание следующих обстоятельств: 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.11.2015 г. ФИО5 принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства индивидуальный жилой дом, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 56,2 кв.м., степень готовности 3%, инв. [суммы изъяты], лит. I, адресу объекта: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Заозерный.

Распоряжение Администрации г. Новый Уренгой от 18.12.2015 г. № 1481-р объекту незавершенному строительством «Индивидуальный жилой дом» с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному в <адрес> города Новый Уренгой, присвоен адрес: <адрес>.

В соответствии с ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Доказательств, подтверждающих, что спорное помещение - объект незавершенного строительства, окончен строительством, введен в эксплуатацию в соответствии с нормами действующего законодательства, отвечает требованиям безопасности для граждан и окружающей среды и является пригодным для постоянного проживания, суду не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Тот факт, что ФИО5 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на спорный объект незавершенного строительства не свидетельствует о пригодности указанного дома для постоянного проживания. Кроме того, в свидетельстве указана степень готовности дома – 3%, что исключает его пригодность для постоянного проживания.

Представленные истцом договор энергоснабжения № ЭС-12/1200043031 от 01.04.2016г. между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и ФИО7 и договору между ОАО «Уренгойтеплогенерация–1» на отпуск тепловой энергии и горячего водоснабжения [суммы изъяты] от 01.09.2014 г. и ФИО7 не свидетельствуют о пригодности дома для постоянного проживания.

Иных доказательств того, что жилой дом пригоден для постоянного проживания граждан и отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, суду не представлено.

Таким образом, суд полагет, что решение отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Новый Уренгой об отказе в регистрации Крылосову А.М. по месту жительства по адресу: <адрес> принято в соответствии с действующим законодательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Крылосова А.М. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Крылосова А.М. об оспаривании решения ОМВД России по городу Новому Уренгою об отказе в регистрации отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.

Судья: Серова Т.Е.