Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующей судьи - Езаовой М.Б.,
с участием административных истцов – ФИО3, ФИО4,
представителя административного истца ФИО3 - ФИО5, действующей на основании ч.5 ст. 57 КАС РФ,
представителя административного ответчика Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска - ФИО6, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кивистик ФИО1 и Кивистик ФИО2 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, о признании действия незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с данным административным исковым заявлением. В обоснование, в заявлении указал, что является собственником 1/2 доли <адрес>. 02.12.2015 года им было подано заявление в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, о перепланировке квартиры. К заявлению были приложены два экземпляра проекта перепланировки и перечень документов, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ. 03.12. 2015 года им получен ответ о том, что для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо предоставить градостроительный план на земельный участок в соответствие со ст. 51 Градостроительного кодекса. Административным истцом было подано заявление о том, что градостроительный план на земельный участок по <адрес> в мэрию был предоставлен ИП ФИО7 при оформлении разрешительных документов на строительство указанного дома. После, в его адрес поступило письмо № от 15.01.2016 года о том, что ИП ФИО7 предоставлен градостроительный план на земельный участок по <адрес>. На момент обращения 02.12.2015 года, данный земельный участок снят с кадастрового учета в связи с разделом на несколько самостоятельных земельных участков. Следовательно, условие предоставление градостроительного плана на земельный участок по <адрес>, общей площадью 1300 кв.м. является обязательным. Данный ответ о предоставлении градостроительного плана на земельный участок, считает незаконным, поскольку в соответствие с законом им были представлены все необходимые документы. Требовать представления других документов административный ответчик не праве. Просил признать действие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в требовании предоставления градостроительного плана на земельный участок по <адрес> а в г. Черкесске, общей площадью 1300 кв.м. незаконным. Признать действие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в неприятии решения о согласовании на перепланировку квартиры №, расположенной в <адрес> а незаконным. Обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска выдать решение о согласовании на перепланировку квартиры №, расположенной в <адрес>
В дальнейшем административный истец ФИО4 в соответствие с ч.4 ст. 41 КАС РФ, вступила в административное дело с аналогичными требованиями.
В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержал свои требования и просил их удовлетворить. В обоснование пояснил, что в принадлежащей им с супругой квартире они планировали в ванной комнате заложить дверной проем в одной стене и установить дверной проем в другой стене, что является перепланировкой, а не реконструкцией.
В судебном заседании административный истец ФИО4 поддержала свои требования и просила их удовлетворить.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала по изложенным в административном иске доводам и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась и пояснила, что из проекта на перепланировку указанной квартиры видно, что стена, где административный истец планирует перепланировку, является несущей. В связи с чем, установка дверного проема в другой стене является реконструкцией. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса, в этом случае требуется градостроительный план на указанный земельный участок. Действительно по указанному адресу расположены два многоэтажных дома. Градостроительный план на весь участок был ранее предоставлен. Однако, в связи с присвоением второму дому другого номера был разделен и земельный участок. Градостроительный план на земельный участок по <адрес> в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, административным истцом не был предоставлен.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему выводу:
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Таким образом, в силу ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения обращается в орган, осуществляющий согласование с предоставлением предусмотренного п. 2 ст. 26 ЖК РФ пакета документов. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит в силу ч. 3 ст. 26 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что административные истцы являются собственниками <адрес>. 02.12.2015 года в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска было подано заявление о перепланировке квартиры. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ. 03.12.2015 года административным истцом получен ответ о том, что для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо предоставить градостроительный план на земельный участок в соответствие со ст. 51 Градостроительного кодекса. Административным истцом ФИО3 было подано заявление о том, что градостроительный план на земельный участок по <адрес> в мэрию был предоставлен ИП ФИО7 при оформлении разрешительных документов на строительство указанного дома. Однако, в ответ на данное заявление ФИО3, получено письмо № от 15.01.2016 года за подписью начальника Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, в котором указано: рассмотрев заявление о выдаче разрешения на реконструкцию <адрес>, сообщает, что ИП ФИО7 предоставлен градостроительный план на земельный участок общей площадью 4 227 кв.м. с видом разрешенного использования под комплексом зданий по <адрес>. На момент обращения 02.12.2015 года, данный земельный участок снят с кадастрового учета в связи с разделом на несколько самостоятельных земельных участков. Следовательно, условие предоставление градостроительного плана на земельный участок по <адрес>, общей площадью 1300 кв.м. является обязательным.
Административный истец, указывая на то, что им планируется перепланировка квартиры, считает требование административным ответчиком предоставления им градостроительного плана незаконным.
Административный ответчик в обоснование своих доводов сослался на то, что в квартире административного истца планируется реконструкция, в связи с чем, требование о предоставлении градостроительного плана является обоснованным.
Ответ за подписью начальника Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, направленный на имя ФИО3 за № датирован 15.01.2016 года, с данным административным иском ФИО3 обратился в суд 31.03.2016 года, в связи с чем, срок для обращения в суд соблюден.
Вопросы переустройства, перепланировки помещений регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ реконструирован может быть только объект капитального строительства. Жилое помещение объектом капитального строительства не является.
Исходя из смысла понятия "реконструкция", приведенного в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, жилое помещение не может быть реконструировано.
Согласно проектной документации в <адрес> планируется перепланировка, которая заключается в следующем: заложить дверной проем между прихожей и ванной, разобрать дверные проемы между прихожей и ванной. Произведенная перепланировка не повлечет за собой изменения конструктивной схемы здания и не нарушит его несущей способности.
Таким образом, несущие стены при выполнении данных работ в квартире, не переносятся, изменится только планировка квартиры без изменения параметров многоквартирного дома.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при перепланировке квартиры административных истцов необходимо получение градостроительного плана. Планируемая перепланировка не относится к реконструкции жилого дома, а в силу положений жилищного и градостроительного законодательства является работами по перепланировке жилого помещения.
При таких обстоятельствах, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, получив заявление о перепланировке квартиры, в силу ст. 26 ЖК РФ, не вправе была требовать от собственника квартиры представления градостроительного плана на земельный участок.
Поскольку в рамках данного дела рассматривалась законность действия административного ответчика, выразившееся в требовании предоставления градостроительного плана на земельный участок, суд не предрешая существа решения, которое должно быть принято, считает необходимым избрать в силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ способ восстановления прав административных истцов в виде возложения обязанности на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска рассмотреть заявление ФИО3 о выдаче разрешения на перепланировку <адрес> в установленном законом порядке и также сообщить о результатах рассмотрения документов ФИО3 суду и ФИО3 в течение 15 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, требования о признании действия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в неприятии решения о согласовании на перепланировку квартиры № расположенной в <адрес> незаконным; обязании Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска выдать решение о согласовании на перепланировку квартиры №, расположенной в <адрес> не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ.
р е ш и л :
Административное исковое заявление Кивистик ФИО1 и Кивистик ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать действие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в требовании предоставления градостроительного плана на земельный участок по <адрес> в г. Черкесске, общей площадью 1300 кв.м. незаконным.
Возложить на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска обязанность рассмотреть заявление Кивистик ФИО1 о выдаче разрешения на перепланировку <адрес> в установленном законом порядке и также сообщить о результатах рассмотрения документов Кивистик ФИО1 в течение 15 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований о признании действия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в неприятии решения о согласовании на перепланировку квартиры №, расположенной в г. Черкесске по <адрес> незаконным и обязании Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска выдать решение о согласовании на перепланировку квартиры №, расположенной в <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. 20.06.2016г.
Судья: М.Б. Езаова