Дело №2а-2672/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Сорокиной Е.С.,
с участием административного истца ФИО15
представителя административного истца ФИО9
представителя административного ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК – ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кылыныч Али к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО1, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО3 о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО1, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО3, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просит признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав оформленного уведомлением от 25.06.2021г №КУВД-001/2021-23358212/1, признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, оформленный уведомлением от 27.09.2021г. №КУВД-001/2021-23 358212/5 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации на помещение: №. без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131.4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес>, общей площадью 57.2 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, обшей площадью 80,6 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м., обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности за Кылынч Али на помещение: №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131,4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес>. 5а в г Симферополе, общей площадью 57,2 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 80,6 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м, в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Административные исковые требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 02.03.2020г., оставленным без изменений кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2020г., ФИО15 является собственником следующих помещений: №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, обшей площадью 131,4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес>. 5а в <адрес>, общей площадью 80.6 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес>. 5а в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м., на ФИО16 возложена обязанность заключить с ИП Кылынч Али договор купли-продажи недвижимых вещей. Договор между сторонами считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения- решение суда вступило в законную силу и является основанием для государственной регистрации права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики ФИО4 и <адрес>.
08.06.2021г. административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Уведомлением приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права до 27.09.2021г. в связи с тем, что в ЕГРН имеется постановление о наложении ареста МОСП по ОИП УФССП России по Республике ФИО4 по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, и установлении запрета Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 совершать какие- либо действия по государственной регистрации, перерегистрации, переходу прав на недвижимое имущество, расположенное по <адрес> в <адрес>. Так же указано, что с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав обратился не правообладатель здания.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Центрального районного суда <адрес>, заменены обеспечительные меры принятые определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-1132/2020, 05.08.2021г. и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Республике ФИО4 было вынесено постановление о снятии ареста с вышеуказанного недвижимого имущества и отмене запрета на совершение каких либо регистрационных действий и по отчуждению недвижимого имущества.
Административный истец снова обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, приложив к заявлению необходимый пакет документов и постановления о снятии ареста.
19.08.2021г. в адрес административного истца пришло уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, т.к. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав обратился не правообладатель здания, а также не правообладатели всех помещений в данном здании, а так же то, что заявителем не предоставлен правоустанавливающий документ на регистрируемое недвижимое имущество.
ФИО15 подал заявление на имя председателя апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, об обжаловании указанного решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 19.08.2021г., принятого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ЦА Госкомрегистра по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой признать его необоснованным, т.е. не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 Закону № 218-ФЗ, и отсутствие иных оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Однако на электронную почту административного истца было получено сообщение о том, что данное заявление не принято к рассмотрению в связи с обжалованием заявителем решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав, так как в апелляционной комиссии могут быть обжалованы решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (и) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
С указанными выводами административный истец не согласен, считает отказ в принятии заявления к рассмотрению ничем не обоснованным.
В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО9 заявленные административные требования поддержали, просили удовлетворить уточненный административный иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала ранее поданные письменные возражения, просила в удовлетворении иска отказать.
Административные ответчики - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 А.А. и государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, полномочия перечисленных лиц на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации), устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Как следует из материалов административного дела, решением Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 02.03.2020г., частично удовлетворено исковое заявление Индивидуального предпринимателя Кылынч Али к Айылдыз Юсуфу, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, ФИО11, Ас Халил, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ООО «АТФ Компани» о понуждении заключить договор: расписка от ДД.ММ.ГГГГ признана предварительным договором купли-продажи будущих недвижимых вещей, предметом которого являются помещения без отделочных работ № площадью 131,4 кв.м стоимостью 7 884 000 рублей, помещение № площадью 57,2 кв.м стоимостью 3 432 000 рублей, помещение № площадью 80,6 кв.м стоимостью 4 832 000 рублей, помещение № площадью 89 кв.м стоимостью 5 340 000 рублей; на ответчика возложена обязанность заключить с истцом договор купли-продажи данных помещений. Договор между сторонами считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения. Одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности от (Продавца) Айылдыз Юсуф к (Покупателю) Индивидуальный предприниматель Кылынч Али, государственной регистрации права собственности с одновременным государственным кадастровым учетом в результате образования помещений в здании, подлежит право собственности Айылдыз Юсуф на помещение №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131,4 кв.м., помещение №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м., помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 80,6 кв.м.; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м., согласно технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ООО «Первая Крымская Кадастровая Компания» ФИО2, являющимся неотъемлемым приложением к настоящему решению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного о Суда Республики ФИО4 от 21.07.2020г. вышеуказанное решение от 02.03.2020г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Кылыныч Али к Айылдыз Юсуфу о признании расписки предварительным договором купли-продажи, понуждении заключить договор купли-продажи отказано.
Определением Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2020г., апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики ФИО4 от 21.07.2020г. отменено, оставлено в силе решение Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 02.03.2020г.
Таким образом ФИО15, являясь собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме с кадастровым номером 90:22:000000:1749, расположенном по адресу: Республика ФИО4, <адрес>а: помещение №; помещение №; помещение №; помещение №, 08.06.2021г. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 с заявлением о регистрации права.
Уведомлением от 25.06.2021г. государственная регистрация права собственности была приостановлена до 27.09.2021г. поскольку в ЕГРН имеются сведения о вынесении МОСП по ОИП УФССП России по Республике ФИО4 постановления о наложении ареста на имущества, а также установлен запрет Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 совершать какие-либо действия по государственной регистрации, перерегистрации, переходу прав на недвижимое имущество. Также заявителю необходимо было предоставить правоустанавливающий документ на регистрируемый объект недвижимого имущества.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2021-23358212/5 отказано в государственной регистрации в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа на регистрируемый объект недвижимого имущества.
07.09.2021г. ФИО15 обратился к председателю апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, согласно которого просил признать необоснованным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19.08.2021г. №КУВД-001 /2021 - 23358212/4, принятого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ЦА Госкомрегистра по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете, о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021- 34007877.
Согласно ответа апелляционной комиссии о регистрации обращения, вышеуказанное заявление от 15.09.2021г. не принято к рассмотрению в связи с обжалованием заявителем решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права, что противоречит части 1 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», так как в апелляционной комиссии могут быть обжалованы решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (и) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, а в рассматриваемом случае, обжаловалось решение о приостановлении государственной регистрации права.
Определяя правомерность принятых государственным регистратором решений, судом установлено следующее.
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (подп. 3 и. 1 ст. 8 ГК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Перечень оснований, по которым государственный регистратор приостанавливает государственную регистрацию содержится в ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пунктам 3, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики ФИО4 в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N 2432-р осуществляет Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
В своей деятельности административные ответчики руководствуются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Как следует из материалов дела и указывалось выше, административным истцом для регистрации права на объект недвижимого имущества 08.06.2021г. было представлено решение Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 02.03.2021г., технический план здания, сооружения, помещения от 04.06.2021г., свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 13.05.2014г., свидетельство о постановки на учет физического лица в налоговом органе от 13.05.2014г., определение суда от 04.03.2020г. по делу №, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, определение суда от 27.03.2020г. по делу №, чек от 08.06.2021г. №.
08.07.2021г. и 27.07.2021г. административный истец предоставил дополнительно определение Центрального районного суда <адрес> от 05.07.2021г. по делу №г.
18.08.2021г. ФИО15 предоставил дополнительно постановление о снятии ареста с имущества от 05.08.2021г., постановление о снятии ареста с имущества от 10.08.2021г.
Основанием принятия решения о приостановлении государственной регистрации, явилось то обстоятельство, что по в ЕГРН содержались сведения о наложенном аресте и установленных запретах на объект недвижимости подлежащий государственной регистрации, а также не предоставление заявителем правоустанавливающих документов.
Согласно уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2021-23358212/5 основанием для отказа в государственной регистрации послужило не предоставление в установленный срок правоустанавливающего документа на регистрируемый объект недвижимого имущества.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру предоставил суду возражения, согласно которым поясняет, что решением от 02.03.2020г. суд обязал стороны заключить договор купли-продажи недвижимой вещи, по результатам проведенной правовой экспертизы Госкомрегистром было установлено, что с заявлением о постановке на государственный учет обратился не правообладатель здания, а также не правообладатели всех помещений в данном здании.
С данным доводом суд не соглашается в виду того что, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», государственный комитет по государственной регистрации и кадастру уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В решении <адрес> муда <адрес> Республики ФИО4 от 02.03.2020г. указано, что Договор между сторонами считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения. Одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности от (Продавца) Айылдыз Юсуф к (Покупателю) Индивидуальный предприниматель Кылынч Али, государственной регистрации права собственности с одновременным государственным кадастровым учетом в результате образования помещений в здании, подлежит право собственности Айылдыз Юсуф на помещение №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131,4 кв.м., помещение №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м., помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 80,6 кв.м.; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м., согласно технического плана помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного кадастровым инженером ООО «Первая Крымская Кадастровая Компания» ФИО2, являющимся неотъемлемым приложением к настоящему решению.
Определением Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 05.07.2021г. удовлетворено частично заявление ООО «АТФ Компани», заменены меры по обеспечению иска, принятые определением Центрального районного суда <адрес> Республики ФИО4 от 28.02.2019г. по гражданскому делу №, путем отмены мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданина Турции, зарегистрированного в Республике ФИО4, <адрес>, принадлежащее ему и находящегося у него или у других лиц, в пределах цены искового заявления, а именно в пределах 38468776 (тридцать восемь миллионов четыреста шестьдесят восемь тысяч семьсот семьдесят шесть) рублей 90 копеек, и наложен арест на имущество ответчика ФИО17, а именно: <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, кадастровый №, <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, кадастровый №.
Как указывает административный истец в своем заявлении он не владеет правоустанавливающими документами на земельный участок, и не должен их представлять.
ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора Республики ФИО4 зарегистрирована декларация о готовности вышеуказанного объекта к эксплуатации за №РК 14218020048.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В связи с изложенным государственный регистратор не вправе был требовать от административного истца правоустанавливающие документы на земельный участок, где расположен многоквартирный дом, в котором ФИО15 приобрел нежилое помещение.
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «Осудах общей юрисдикции в Российской Федерации», части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального Кодекса Российский Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является вступивший в законную силу судебных акт.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным федеральным законом. Пунктом 7 части 1 статьи 16 указанного закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в течении пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, к компетенции органов регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Вместе с тем, данная норма не относит к полномочиям названного органа проверку вступивших в законную силу решений судов.
Обстоятельств, при которых вступивший в законную силу судебных акт можно не исполнить, действующее законодательство не предусматривает.
Судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законом порядке и государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
Исходя из вышеизложенного приостановление регистрации права собственности и отказ в регистрации за истцом права собственности в отношении объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, при наличии вступившего в законную силу решения Центрального районного суда <адрес> от 02.03.2021г., со всей очевидностью свидетельствует о незаконности вышеуказанных решений ответчиков.
В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, поскольку решение об отказе в регистрации за истцом права собственности в отношении объекта недвижимости, признано судом незаконным, суд считает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности за Кылынч Али на помещение: №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131,4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес>. 5а в г Симферополе, общей площадью 57,2 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 80,6 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м, в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
При подаче административного иска каждым из административных истцов была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждено платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
Учитывая, что судебное решение состоялось в пользу административного истца, понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу предписаний части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кылыныч Али к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО1, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4ФИО3 о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права– удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав оформленного уведомлением от 25.06.2021г №КУВД-001/2021-23358212/1:
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 от 27.09.2021г. №КУВД-001/2021-23358212/5 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на помещение: №. без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131.4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес>, общей площадью 57.2 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, обшей площадью 80,6 кв.м; помещение №, без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 осуществить постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности за Кылынч Али на помещение: №, без отделочных работ, расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 131,4 кв.м; помещение №, без отделочных работ расположенное на первом этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес>. 5а в г Симферополе, общей площадью 57,2 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 80,6 кв.м; помещение №. без отделочных работ, расположенное на втором этаже, в жилом доме КН: 90:22:000000:1749 по <адрес> в <адрес>, общей площадью 89,0 кв.м, в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 в пользу Кылыныч Али судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО4 через Центральный районный суд <адрес> Республики ФИО4 в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.