Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 30 апреля 2018 года. Дело № 2а-2673/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Екатеринбург 30 апреля 2018 года Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Егоровой В.Г., при секретаре Ворониной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО1 к Министерству общественной безопасности Свердловской области, ФИО2 о признании незаконным решения, о возложении обязанности совершить определенные действия, с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО3 (по устному ходатайству), административного ответчика ФИО2, представляющей также интересы административного ответчика Министерства общественной безопасности Свердловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, УСТАНОВИЛ: ФИО1 предъявил к Министерству общественной безопасности Свердловской области, ФИО2 требования о признании незаконным решения №, об изменении места проведения публичного мероприятия, о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом 25.04.2018 года посредством электронной почты в 20 часов 23 минуты в Министерство общественной безопасности Свердловской области было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - шествие. Публичное мероприятие планируется провести 05 мая 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут. Маршрут: от Свердловского государственного академического театра драмы (Октябрьская площадь, д.2) по нечетной стороне улицы Бориса Ельцина, далее по нечетной, северной стороне улицы 8 марта, до перекрестка с проспектом Ленина, далее по нечетной, северной стороне проспекта Ленина через плотину реки Исеть до подземного пешеходного перехода, через него на четную сторону проспекта Ленина (ближайший адрес проспект Ленина, д.35) далее по подземному пешеходному переходу к Плотнике, конец маршрута - Плотинка. Цель публичного мероприятия - шествие в защиту прав граждан России, в том числе инвалидов (далее - Уведомление). Предполагаемое количество участников - 99 человек. Уведомление было направлено на официальные адреса электронной почты Министерства: mitingi@еgov66,nu seciuitv@egov66.ru 26.04.2018 года в 17:31 ч Административным ответчиком на адрес электронной почты Административного истца было отправлено письмо Министерства общественной безопасности Свердловской области № в исполнении ФИО2, об устранении несоответствий. В данном Письме указано, что проводить публичное мероприятие административный истец не вправе, поскольку, уведомление было направлено заявителем в нерабочее время, что повлекло его регистрацию административным ответчиком за пределами периода, установленного ч.1 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», потому оно не влечет правовых последствий и не может быть принято к рассмотрению. Истцом указано, что письмо Министерства об устранении несоответствий нарушает права административного истца на проведение публичного мероприятия, гарантированные ст.31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и является незаконным. Кроме того, в соответствии с Областным законом № 102-ОЗ, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий в случае подачи уведомления о проведении публичного мероприятия доводит до сведения организатора в течение трех дней со дня получения уведомления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона. Таким образом, Областной закон № 102 говорит о дне получения уведомления как о дате отсчета необходимого времени для ответа, а не о дне регистрации уведомления в системе межведомственного документооборота. В Положении Министерства в пункте 7 указано, что Прием уведомлений осуществляется Министерством в кабинете N 8 с понедельника по четверг - с 8:30 до 12:12 и с 13:00 до 17:30; в пятницу, предпраздничные дни - с 8:30 до 12:12 и с 13:00 до 16:30. Однако, данная норма касается лишь случаев непосредственной подачи уведомления в Министерство лично заявителем. Порядок подачи уведомлений посредством электронной почты ни данным Положением, ни каким бы то ни было другим правовым актом (ни федерального уровня, ни уровня субъекта) не урегулирован. Однако, в Российской Федерации система правового регулирования является общедозволительной («разрешено все, что прямо не запрещено»). Кроме того, Конституция как одну из основ конституционного строя закрепляет в качестве наивысшей ценности права и свободы человека и гражданина (ст.2). Соответственно, истцом указано, что при наличии любых пробелов или неясностей в законодательстве, конфликтные ситуации должны разрешаться в пользу граждан. Подача уведомлений о проведении публичного мероприятия посредством электронной почты не запрещена. Время суток для подачи уведомления ни федеральным, ни областным законом не урегулировано. Соответственно, административный истец имеет право подать уведомление посредством электронной почты в любое время суток. Днём подачи уведомления должен считаться день его отправки посредством электронной почты. Положение Министерства не может ограничивать конституционные права и свободы граждан, поскольку в соответствии с Конституцией, таковое допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55). Подача уведомлений о проведении публичных мероприятий в электронной форме является распространенной практикой в деятельности Министерства. Таким образом, Письмо Министерства от 26.04.2018 г. № нарушает права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - 54-ФЗ), и не основано на нормах действующего законодательства. Обоснование административным ответчиком того, что административный истец не вправе проводить публичное мероприятие, не имеет фактического подтверждения, не предусмотрено федеральным законом. Административный истец просит признать незаконным решение Министерства общественной безопасности Свердловской области № от 26.04.2018 об изменении места проведения публичного мероприятия, возложении обязанности устранить нарушения, возложении обязанности на Министерство общественной безопасности Свердловской области согласовать проведение шествия 05.05.2018 согласно поданному уведомлению. В судебном заседании заявитель ФИО1, представитель ФИО1- ФИО3 поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в полном объеме. Уточнили в судебном заседании, что обратившись с уведомлением в Министерство общественной безопасности Свердловской области, просили в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях № 54-ФЗ от 19.06.2004 согласовать публичное мероприятие в форме шествия. Административный ответчик ФИО2, представляющая также интересы административного ответчика Министерства общественной безопасности Свердловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, просила в заявленных требованиях отказать. Суду пояснила, что 26.04.2018 года, Министерством зарегистрировано в системе межведомственного электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Свердловской области уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия от ФИО1, датированное 25.04.2018 (вх. № в 09 часов 17 минут), поступившее на адрес электронной почты Министерства в 20 час. 23 мин. Уведомление подано административным истцом в нерабочее время (25.04.2018 в 20 час. 23 мин.) на адрес электронной почты Министерства. Административному истцу разъяснено, что он может направить уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Министерство предупредило административного истца о том, что он не вправе проводить заявленное им публичное мероприятие, так как нарушен срок его подачи, и предложило подать новое уведомление о проведении публичного мероприятия, в соответствии с действующим законодательством, т.е. в установленные законом сроки, а именно в соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Вместе с тем, в силу части 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в суд на основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с требованиями о признании незаконным решения Министерства общественной безопасности Свердловской области, возложении обязанности совершить определенные действия. Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Как следует из материалов настоящего административного дела, 26.04.2018 Министерством зарегистрировано в системе межведомственного электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Свердловской области уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия от ФИО1, датированное 25.04.2018 (вх. № в 09 часов 17 минут), поступившее на адрес электронной почты Министерства: mitingi@egov66.ru 25.04.2018 в 20 часов 23 минуты. Место проведения публичного мероприятия – город Екатеринбург, Российская Федерация, маршрут: от Свердловского государственного академического театра драмы (Октябрьская площадь, д.2) по нечетной стороне улицы Бориса Ельцина, далее по нечетной, северной стороне улицы 8 марта, до перекрестка с проспектом Ленина, далее по нечетной, северной стороне проспекта Ленина через плотину реки Исеть до подземного пешеходного перехода, через него на четную сторону проспекта Ленина (ближайший адрес проспект Ленина, д.35) далее по подземному пешеходному переходу к Плотнике, конец маршрута - Плотинка. Время и дата проведения публичного мероприятия – 5 мая 2018 года, с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут. Цель проведения публичного мероприятия- в защиту прав граждан России, в том числе инвалидов. Количество участников публичного мероприятия – 99 человек. 26.04.2018, Министерством дан ответ административному истцу (исх. №), что уведомление ФИО1 направлено в нерабочее время (25.04.2018 в 20 часов 23 минуты) на адрес электронной почты Министерства, зарегистрировано 26.04.2018 в 09 часов 17 минут с присвоением регистрационного номера №,в порядке предусмотренным Положением. В судебном заседании указанные обстоятельства, сторонами не оспаривались, подтверждаются приложенными к материалам дела документами. Оценивая доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии объективной возможности у Министерства зарегистрировать (принять) заявление 25.04.2018 года. В соответствии с п.п. 5,7,15 Положения по принятию и рассмотрению уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Свердловской области, утвержденного Приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 23 января 2017 года № 7 срок рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия не должен превышать трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, проводимого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения). Прием уведомлений осуществляется Министерством в кабинете N 8: с понедельника по четверг - с 8:30 до 12:12 и с 13:00 до 17:30; в пятницу, предпраздничные дни - с 8:30 до 12:12 и с 13:00 до 16:30. В соответствии с ч.1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими днями),- не позднее четырех дней до его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. Таким образом, административный ответчик действовал в точном соответствии с требованиями Положения, которым не предусмотрена обязанность Министерства в нерабочее время проверять корреспонденцию, полученную по электронной почте, учитывая, как указано ранее, что прием Министерством осуществляется с 08 ч. 30 мин. При этом административным ответчиком, что прямо следует из ответа на уведомление, не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, а предложено направить уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Административный истец не учел указание Конституционного Суда Российской Федерации на то, что организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Таким образом, суд соглашается с доводами административного ответчика, что уведомление о проведении публичного мероприятия, подано ФИО1 за пределами срока, указанного частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия (административный истец) был своевременно уведомлен. Наличие полномочий на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий именно у Министерства общественной безопасности Свердловской области административным истцом не оспаривается. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности оспариваемого акта и в удовлетворении административного иска отказывает. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству общественной безопасности Свердловской области, ФИО2 о признании незаконным решения, о возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Судья: В.Г.Егорова |