ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2675/2021 от 02.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2675 /2021

64RS0046-01-2021-005434-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2021 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре Корбацковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ненева Р.В. о признании незаконными действий (бездействия) Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов № 1 г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Линькова А.А. и Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области,

установил:

Ненев Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов № 1 г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее – Ленинский РОСП № 1 г. Саратова УФССП по Саратовской области) Линькова А.А. и УФССП по Саратовской области.

В обоснование поданного административного иска указано, что 01.04.2020 года возбуждено исполнительное производство № 19514/20/64043-ИП о взыскании с Леонтьева Р.А. в пользу Ненева Р.В. денежных средств на сумму 313069,7 руб.

14.09.2020 года судебным приставом-исполнителем Теселкиной К.С. было вынесено Постановление об окончании исполнительного производства по основаниям ст. 46 и 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установления местонахождения должника и его имущества.

Однако приставу была предоставлена информация о смерти должника и, что необходимо запросить информацию у нотариуса Чекмаревой З.Р., наследственное дело в отношении умершего ДД.ММ.ГГГГФИО10

11.11.2020 года в связи с незаконностью окончания исполнительного производства Ненев Р.В. подал административный иск. Дело рассматривалось судьей Токаревой Н.С. Ленинского районного суда административное дело №2А-5194/2020. До рассмотрения дела по существу от судебных приставов поступило Постановление об окончании исполнительного производства, а так же был направлен запрос в нотариальную контору. В связи с чем Ненев Р.В. отказался от исковых требований к судебному приставу.

В январе 2021 года Неневу Р.В. стало известно, что судебный пристав-исполнитель Теселкина К.С. намерена подготовить и направить заявление в суд о правопреемстве стороны в исполнительном производстве.

06.04.2021 года посредством ГОСУСЛУГ Ненев Р.В. обратился с заявлением к приставу о предоставлении информации об обращении в суд с заявление о правопреемстве, с направлением копий документов.

16.04.2021 года, за подписью Bpио начальника отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Линьков А.А. отказал Неневу Р.В. в заявленном требовании по причине необоснованности (Постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства)).

По мнению Ненева Р.В. данное постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 16.04.2021 года незаконным по следующим основаниям.

Так, согласно пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 При выбытии взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (в случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК РФ, ст. 44 КАС РФ, ст. 48 АПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

По мнению Ненева Р.В. Bpио начальника отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Линьков А.А. был не правомочен рассматривать его заявление от 06.04.2021 года № 1145174586 так как нарушаются указанные выше нормативно-правовые акты, поскольку дело находится в производстве другого судебного пристава-исполнителя.

Ненев Р.В., подав заявление посредством ГОСУСЛУГ, имел право на получение информации о ходе исполнительного производства, по которому является взыскателем, а вынесенное Постановление об отказе незаконно ограничивает его права, как взыскателя на получение информации по исполнительному производству.

Административный истец Ненев Р.В., административный ответчик Врио начальника отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова УФССП по Саратовской области Линьков А.А., представитель административного соответчика УФССП по Саратовской области, а также заинтересованное лицо указанное Неневым Р.В. в административном иске нотариус нотариального округа г. Саратов Саратовской области Чекмарева З.Р. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, заявлений об отложении не представили.

При указанных обстоятельствах, суд на основании ст. 150, ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закона № 229-ФЗ), возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Закона № 229-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Так, согласно ст. 64 Закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств.

В соответствии с частями 1, 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов исполнительного производства № 19514/20/64043-ИП от 01.04.2020 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП № 1 г. Саратова УФССП по Саратовской области возбуждено исполнительное производство о взыскании с Леонтьева Р.А. в пользу Ненева Р.В. задолженности по договору займа в сумме 313069 руб. 70 коп.

14.09.2020 года судебным приставом-исполнителем Теселкиной К.С. было вынесено Постановление об окончании исполнительного производства по основаниям ст. 46 и 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установления местонахождения должника и его имущества.

06.04.2021 года посредством ГОСУСЛУГ Ненев Р.В. обратился с заявлением к приставу о предоставлении информации об обращении в суд с заявление о правопреемстве, с направлением копий документов.

16.04.2021 года, за подписью Bpио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Линькова А.А. взыскателю Неневу Р.В. отказано в заявленном требовании по причине необоснованности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ст. 127 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны: 1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) краткое изложение жалобы по существу; 4) обоснование принятого решения; 5) принятое по жалобе решение; 6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений: 1) отменить полностью или частично вынесенное постановление; 2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) отменить принятое постановление и принять новое решение; 4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 2.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Исходя из п. 3 ст. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как видно из представленных документов указанные процессуальные сроки административным ответчиком не нарушены.

Так, 11.04.2021 года имело место быть обращение Ненева Р.В., 16.04.2021 года вынесено оспариваемое постановление и 26.04.2021 года Ненев Р.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением направив его посредством почтовой связи.

Согласно поступивших сведений должник ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ.

На настоящий момент согласно представленных материалов исполнительного производства следует, что последнее не окончено, по нему проводится ряд исполнительных действий связанных с поиском принадлежавшего на день смерти имущества должнику Леонтьеву Р.В.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом- исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, прямо не указанные в законе.

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства: 1) на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом; 2) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

При указанных обстоятельствах Врио начальника отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова УФССП по Саратовской области Линьков А.А. вправе был рассмотреть и разрешить заявленное административным истцом обращение, дав по нему ответ своевременно и в установленные сроки.

При этом, в данном случае обращение в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве в рамках исполнения судебного акта рассмотренным по требованиям о кредитных обязательствах наследодателя наследодателя не является обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку в данном случае требуется выяснять круг наследников и состав наследственного имущества, размер (стоимость) которого должна быть достаточной для исполнения обязательства.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд не усматривает оснований полагать, что Врио начальника отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП № 1 г. Саратова УФССП по Саратовской области Линьков А.А., бездействовал либо совершил действия нарушающие права взыскателя, в связи с чем не усматривает и оснований к удовлетворению требований административного истца.

При этом, для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов исполнительного производства, все действия в рамках исполнительного производства совершены в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве, по исполнительному производству проводится ряд действий направленных на исполнение судебного акта.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд не усматривает нарушения прав административного истца, поскольку достаточных доказательств того, что обжалуемые действия нарушили права истца и повлекли за собой какие-либо последствия не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Неневу Р.В. в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий (бездействия) Врио начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов № 1 г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Линькова А.А. и Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области – отказать в полном объеме.

На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 июля 2021 года.

Судья: А.Н. Кожахин