ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2676/17 от 20.06.2017 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-2676/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2017 года г. Краснодар

Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Старикова М.А.,

при секретаре Цукановой З.В.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Краснодарской таможне о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Краснодарской таможне о признании незаконным бездействия.

В обоснование административного иска указано, что 21.12.2016г. ФИО4 с супругой ФИО5 находились в аэропорту г. Краснодара для совершения поездки в г. Вена (Австрия).

Для проведения таможенного оформления международного авиарейса №608 Краснодар (РФ) - Вена (Австрия) они вошли в «зеленый» коридор, поскольку роллета в «красный коридор» была наполовину опущена, и в нем не было сотрудника таможни.

На вопрос сотрудника о наличии при себе денежных средств ФИО4 ответил, что при себе имеются денежные средства в сумме 106 850 евро и 31 470 руб. РФ. Далее ФИО4 спросил, куда обратиться за оформлением, имея ввиду заполнение декларации, сотрудник кивнул в сторону другого сотрудника таможни, находящегося на выходе из коридора. Подойдя к последнему, тот никак не отреагировал, и они начали выходить в зал убытия международного сектора аэропорта г. Краснодара, после чего ФИО4 был остановлен вместе с супругой и приглашен к стойке для проведения таможенного контроля.

После ФИО4 достал из кармана пиджака 100 000 евро, надеясь на заполнение таможенной декларации и возможности продолжить оформление на рейс. Однако, сотрудник выдал бланк для дачи письменных объяснений по факту нахождения при себе указанной денежной суммы.

Затем в помещении зала международного сектора аэропорта Краснодар ФИО6 должностным лицом старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур т/п Аэропорт Краснодар ФИО7 произведен таможенный досмотр сопровождаемого багажа с личными вещами.

По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже №10309130/211216/Ф000726 от 21.12.2016 года. Предметом таможенного досмотра был сопровождаемый багаж, а именно 3 места, весом 19,60 кг.: чемодан черного цвета, сумка-чехол черного цвета, портфель черного цвета. В рамках таможенного досмотра в портфеле обнаружена наличная иностранная валюта и валюта РФ в сумме 6855 евро и 30500 рублей. При этом, старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур т/п Аэропорт Краснодар ФИО7 в протокол перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами товаров для личного пользования в сопровождаемом багаже №10309130/211216/Ф000726 от 21.12.2016 года включены следующие данные «В ходе устного опроса ФИО4 достал из кармана пиджака и предъявил 2 пачки с купюрами по 500 евро (100000 евро). В результате пересчета наличных денежных средств, вывозимых из России гражданином РФ ФИО4, установлено, что их общая сумма составляет 106855 евро и 30500 рублей. Досмотр перемещаемой наличной валюты проводился в зеленом коридоре международного сектора аэропорта г. Краснодара во время таможенного оформления авиарейса №608 Краснодар-Вена. Пересчет наличной валюты проводился с применением аппарата «Magner 35». Достоверность купюр проверена с применением ТСТК прибор «Регула 3405», заводской №0094. При проведении таможенного досмотра производилось фотографирование фотоаппаратом марки «Сапой», модель Power Shot А4000 IS», видеосъемка видеокамерой «Panasonic SDR-H8SEE-S. Приводилось ксерокопирование наличной валюты гражданина РФ ФИО4».

Таким образом, должностным лицом таможни Краснодарского края факт добровольной выдачи денежных средств не был зафиксирован, а форма таможенного контроля как опрос была запротоколирована при проведении иной формы таможенного - контроля - досмотра багажа, что недопустимо.

Добровольность выдачи денежных средств подтверждается тем, что в самом акте о проведении личного таможенного досмотра от 21.12.2016г. указано, что в результате личного досмотра ФИО4, ФИО5 не было обнаружено товаров запрещенных к вывозу в таможенную территорию Евразийского экономического союза и сокрытых от таможенного контроля. На предложение добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля, досматриваемое лицо сообщило, что таковые отсутствуют.

Согласно данным акта досмотра багажа денежные средства ФИО4 достал из кармана пиджака, что невозможно было не выявить в ходе личного досмотра. Изложенное подтверждает то обстоятельство, что денежные средства уже были добровольно переданы ФИО4 в ходе устного опроса до проведения досмотра багажа и личного таможенного досмотра. Ни в ходе досмотра багажа, ни при личном таможенном досмотре у ФИО4 не были обнаружены запрещенные к перевозке предметы.

В данном случае ни одна из форм таможенного контроля, за исключением личного таможенного досмотра, не способна выявить товары (денежные средства) при отсутствии добровольного желания на их выдачу. Между тем, акт добровольной выдачи денежных средств (валюты) в отношении ФИО4 сотрудником Краснодарской таможни не составлялся.

Фактически должностным лицом краснодарской таможни произведено изъятие добровольно выданных ФИО4 денежных средств в сумме 100 000 евро, между тем, официального документа об этом составлено не было, в связи с чем, до настоящего времени судьба указанных денежных средств не известна.

Принимая во внимание административные полномочия должностных лиц таможенных органов, то изъятие добровольно выданных денежных средств, имеющих значение для правильной квалификации действий ФИО4, должно было быть оформлено согласно ст. 27.10 КоАП РФ.

Кроме того, до приезда сотрудника ФСБ протокол о задержании ФИО4 и его супруги не был составлен, на каком основании им был запрещен выезд за пределы РФ, м не было разъяснено и составлено соответствующего документа.

На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие должностного лица - старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур т\п Аэропорт Краснодар ФИО7, выразившихся в неоформлении процессуального документа об изъятии денежных средств, добровольно выданных ФИО4, в помещении зала международного сектора аэропорта Краснодар ФИО6.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, ФИО1 требования административного иска поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика, действующие на основании доверенности, ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании требования административного иска не признали, пояснив, что 21 декабря 2016 года во время таможенного оформления международного авиарейса № 608 Краснодар (РФ) -- Вена (Австрия) гражданин Российской Федерации ФИО4 со своей женой ФИО5, при наличии красного коридора, предназначенного для пассажиров, перемещающие с собой товары, подлежащие письменному декларированию вошли по «зелёному» коридору, предназначенному для лиц, не имеющих при пересечении таможенной границы товаров, подлежащих письменному декларированию, в зал таможенного оформления на убытие, международного сектора аэропорта города Краснодара

При прохождении через «зелёный» коридор зала таможенного оформления ФИО4 и ФИО5 были приглашены старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни ФИО8 - к стойке для проведения таможенного контроля. В ходе осуществления таможенного контроля в форме устного опроса, предусмотренного статьей 112 Таможенного кодекса Таможенного союза, ФИО4 и его супруге был задан вопрос о наличии товаров и валюты, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме. Каких- либо заявлений о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию, а также о добровольной выдаче денежных средств сотруднику таможенного органа, ФИО4 сделано не было. Указанные обстоятельства отражены в докладной записке на имя начальника таможенного поста Аэропорт Краснодар от 21.12.2016 № 45-05/5302 «О проведении личного таможенного досмотра».

На основании информации о возможном сокрытии наличных денежных средств ФИО4 и ФИО5, предоставленной Федеральной Службы Безопасности, старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Краснодар ФИО7 в отношении ФИО4 были осуществлены, личный таможенный досмотр (статья 117 ТК ТС), получение объяснения (статья 113 ТК ТС), таможенный досмотр (статья 116 ТК ТС).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 117 ТК ТС, перед началом личного таможенного досмотра СГТИ ОСТП ФИО7 предоставил ФИО4 решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомил с его правами при проведении такого досмотра и предложил добровольно выдать скрываемые товары.

О проведении личного таможенного досмотра в отношении ФИО4 был составлен акт о проведении личного таможенного досмотра № 10309130/211216/0000005. В указанном акте было зафиксировано разъяснение ФИО4 прав и обязанностей, предусмотренных статьей 117 ТК ТС, в том числе право добровольно выдавать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением законодательства. Также в акте было отражено, что ФИО4 на предложение о добровольной выдаче товаров, сокрытых от таможенного контроля, заявил, что таких товаров он не имеет и добровольно их в ходе досмотра не выдавал. Все эти обстоятельства были подтверждены в акте ФИО4 и удостоверены понятыми.

Далее на основании статьи 113 ТК ТС было получено письменное объяснение, в котором ФИО4 указал, что у него находится 106 850 евро и 31 470 рублей Российской Федерации.

На основании вышеуказанного ФИО9, в отношении перемещаемого ФИО4 багажа, на основании статьи 116 ТК ТС, был проведен таможенный досмотр сопровождаемого багажа, результаты которого отражены в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), пунктом 24 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже, утверждена приказом ФТС России от 29.07.2011 № 1555, в акте таможенного досмотра (осмотра) №10309130/211216/Ф000726, форма которого предусмотрена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №260 «О формах таможенных документов».

В ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом багаже ФИО4, были установлены признаки совершения преступления, предусмотренного статьей 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Евразийский экономическое сообщество) наличных денежных средств. Были обнаружены наличные денежные средства на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США не задекларированные в письменной форме.

21.12.2016 управлением ФСБ России по Краснодарскому краю в отношении ФИО4 было возбужденно уголовное дело по части 2 статьи 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указание административного истца на необходимость применения должностным лицом таможенного органа статьи 27.10 КоАП РФ является необоснованным.

Таким образом, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом, 21.12.2016 года ФИО4, убывающий в Австрию воздушным транспортом, авиарейс №608 Краснодар – Вена, в «зеленом» коридоре зала таможенного оформления был остановлен вместе с супругой ФИО5 и приглашен к стойке для проведения таможенного контроля.

В соответствии с подп. 31 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Статьей 110 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены формы таможенного контроля, среди которых, в том числе, проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр.

Каждая из форм таможенного контроля является самостоятельной и должна оформляться соответствующим процессуальным документом, за исключением проверки документов и сведений, а также устного опроса.

Так, согласно ст. 112 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при совершении таможенных операций в соответствии с настоящим Кодексом должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Таможенный досмотр представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1 ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре, за исключением случая, установленного пунктом 4 настоящей статьи.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

3) результаты таможенного досмотра;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.

Форма акта таможенного досмотра утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №260.

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Согласно ч 2 ст. 117 Таможенного кодекса Таможенного союза перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра.

Как установлено судом, в отношении ФИО4 проведены следующие виды таможенного контроля, а именно: устный опрос, получены письменные пояснения, досмотр багажа, личный таможенный досмотр.

21.12.2016г. в 14 час. 30 мин. должностным лицом старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур т/п Аэропорт Краснодар ФИО7 в присутствии ФИО4 произведен таможенный досмотр в ЗТК т/п Аэропорт Краснодар, помещение зала вылета международного сектора аэропорта Краснодар ФИО6, о чем составлен акт таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже №10309130/211216/Ф000726 от 21.12.2016 года.

Из акта следует, что на таможенный досмотр предъявлен багаж из 3 мест, весом 19,60 кг. В результате досмотра 3 мест сопровождаемого багажа – чемодана черного цвета, сумки, чехла черного цвета были обнаружены личная одежда, предметы гигиены, бывшие в употреблении, а в портфеле черного цвета – наличная иностранная валюта и валюта РФ в сумме 6855 евро и 30500 рублей. В ходе устного опроса ФИО4 достал из кармана пиджака и предъявил 2 пачки с купюрами по 500 евро (100000 евро).

В результате пересчета наличных денежных средств, вывозимых из России гражданином РФ ФИО4, установлено, что их общая сумма составляет 106855 евро и 30500 рублей. Купюры достоинством 500 евро – 210 купюр; купюры достоинством 200 евро – 1 купюра; купюры достоинством 100 евро – 15 купюр; купюры достоинством 50 евро – 1 купюра; купюры достоинством 20 евро – 2 купюры; купюры достоинством 10 евро – 4 купюры; купюры достоинством 5 евро – 5 купюр; купюры достоинством 5000 рублей РФ-5 купюр; купюры достоинством 1000 рублей РФ – 5 купюр; купюры достоинством 500 рублей РФ – 1 купюра.

Досмотр перемещаемой наличной валюты проводился в зеленом коридоре международного сектора аэропорта г. Краснодара во время таможенного оформления авиарейса №608 Краснодар-Вена. Пересчет наличной валюты проводился с применением аппарата «Magner 35». Достоверность купюр проверена с применением ТСТК прибор «Регула 3405», заводской №0094. При проведении таможенного досмотра производилось фотографирование фотоаппаратом марки «Canon», модель Power Shot A4000 IS», видеосъемка видеокамерой «Panasonic SDR-H8SEE-S. Приводилось ксерокопирование наличной валюты гражданина РФ ФИО4»

Как пояснил представитель Краснодарской таможни очередность проведения в отношении ФИО4 форм таможенного контроля была следующей: проведен личный таможенный досмотр, получены письменные объяснения, и проведен таможенный досмотр багажа.

Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика о том, что денежные средства в сумме 100 000 евро были обнаружены у ФИО4 после проведения процедуры личного таможенного досмотра ввиду следующего.

Так, из самого акта о проведении личного таможенного досмотра от 21.12.2016г. следует, что в результате личного досмотра ФИО4 не было обнаружено товаров запрещенных к вывозу в таможенную территорию Евразийского экономического союза и сокрытых от таможенного контроля. На предложение добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля, досматриваемое лицо сообщило, что таковые отсутствуют.

При этом, суд учитывает, что согласно данным акта досмотра багажа денежные средства ФИО4 достал из кармана пиджака, что невозможно было не выявить в ходе личного досмотра. Изложенное подтверждает то обстоятельство, что денежные средства уже были добровольно переданы ФИО4 в ходе устного опроса до проведения досмотра багажа и личного таможенного досмотра.

Учитывая, что выявление денежных средств и предметов, подлежащих декларированию, в ходе устного опроса кроме как вследствие их добровольной выдачи опрашиваемой стороной невозможно, суд приходит к выводу, что ФИО4 добровольно в ходе устного опроса выдал имеющиеся при себе две пачки с купюрами по 500 евро (100 000 евро), достав их из кармана пиджака.

В данном случае ни одна из форм таможенного контроля, за исключением личного таможенного досмотра, не способна выявить товары (денежные средства) при отсутствии добровольного желания на их выдачу.

Между тем, акт добровольной выдачи денежных средств (валюты) в отношении ФИО4 сотрудником Краснодарской таможни не составлялся.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что доводы ФИО4 о незаконном бездействии должностного лица – старшего государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур т\п Аэропорт Краснодар ФИО7, выразившихся в неоформлении процессуального документа об изъятии денежных средств, добровольно выданных ФИО4, в помещении зала международного сектора аэропорта Краснодар ФИО6 являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, однако в удовлетворении административного искового заявления следует отказать в связи с истечением сроков обращения с административным исковым заявлением в суд.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из ст.95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО4 к Краснодарской таможне о признании незаконным бездействия – отказать.

Меры предварительной защиты по административному иску – не применялись.

Решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краевой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -