ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2676/18 от 03.12.2018 Воскресенского городского суда (Московская область)

Дело №2а-2676/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2018 года г. Воскресенск Московской области

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ильина С.М.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-2676/2018 по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, просит суд признать незаконным и отменить решение Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Межмуниципальный отдел по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) от <дата> о приостановлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , площадью 1300 кв. метров, с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; признать незаконным и отменить решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата> об отклонении заявления ФИО1 об обжаловании решения Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Межмуниципальный отдел по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка кадастровым номером , площадью 1300 кв. метров, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок имеет площадь 800 кв.м, категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, однако при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка административного истца его площадь составила 1300 кв.м, что на 500 кв.м превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах. При этом в заключении кадастрового инженера указано, что земельный участок существует в настоящих границах более 15 лет, согласно материалам кадастровой съемки 1995 года, однако не был зарегистрирован в настоящих границах, документально остался в первоначальном состоянии и площадью 800 кв.м. Конфигурация участка соответствует данным материалам кадастровой съемки, что подтверждается ситуационным планом земельного участка, выданным администрацией сельского поселения Ашитковское. Кроме того, материалы межевого дела содержат полное описание границ, поворотных точек земельного участка, что позволяет определить его границы; фотоплан местности, подтверждающий фактическое местоположение земельного участка. Согласование с собственниками смежных земельных участков проведено, разногласий по границе не имеется.

ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением об уточнении границ и межевым планом, в состав которого входили заключение кадастрового инженера, схема расположения земельного участка и материалы кадастровой съемки земельного участка 1995 года, выданные МО «Сельское поселение Ашитковское» Воскресенского муниципального района Московской области, однако <дата> административным ответчиком в лице государственного регистратора ФИО2 было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка с указанием причин: - в нарушение пункта 70 Требований в межевом плане отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка; - в представленном межевом плане отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка; - в представленных материалах отсутствует информация о сведениях, исходя из которых определяется местоположение границ земельного участка при уточнении его границ.

Не согласившись с указанным уведомлением, ФИО1 обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка.

Решением апелляционной комиссии от <дата> заявление ФИО1 было отклонено, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком УФСГРКиК по Московской области в лице начальника межмуниципального отдела по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам УФСГРКиК по Московской области – ФИО3, действующей на основании доверенности (л.д.36), в материалы дела представлено возражение на административное исковое заявление (л.д.32-35), согласно которому административный ответчик исковые требования ФИО1 считает незаконными и необоснованными. При проведении правовой экспертизы представленных ФИО1 в УФСГРКиК по Московской области документов для уточнения сведений о земельном участке было установлено, что они не обосновывают увеличение площади земельного участка с 800 кв.м до 1300 кв.м, не подтверждают факт существования земельного участка в указанных границах на местности 15 лет и более, по следующим основаниям: кадастровая съемка и ситуационный план содержат отличную (иную) конфигурацию земельного участка и не соответствуют конфигурации земельного участка, описанной кадастровым инженером, кадастровая съемка содержит сведения о площади земельного участка, равной 1685 кв.м; из ситуационного плана не представляется возможным сделать вывод о площади земельного участка и существовании границ земельного участка на местности 15 лет и более, так как он не содержит дату изготовления.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания судом извещалась, дело рассмотрено в ее отсутствие с учетом участия ее адвоката.

Адвокат Гаврилеев Александр Александрович, представляющий интересы административного истца ФИО1 на основании ордера (л.д.30), в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФСГРКиК по Московской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование (копия диплома на л.д.48), просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях. Пояснил, что мотивом вынесения оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учета явились отсутствие обоснования расположения земельного участка в указанных границах, существенное расхождение сведений о земельном участке, содержащихся в правоустанавливающих документах (площадь участка 800 кв.м), в материалах кадастровой съемки (площадь участка 1685 кв.м), в ситуационном плане земельного участка (площадь участка 700 кв.м). Административным ответчиком был сделан вывод о самозахвате ФИО1 земельного участка, увеличение его площади, так как представленные ею документы не содержали достаточных обоснований расположения земельного участка в указанных границах. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что увеличение земельного участка ФИО1 за счет земель, право государственной собственности на которые не разграничено, должно осуществляться в специальном ЗК РФ порядке, за плату.

Суд, изучив доводы административного искового заявления, письменного возражения на административный иск, выслушав позиции сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 27 Федерального закона №218–ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав по основаниям, изложенным в ст. 26 Федерального закона №218–ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Как установлено в судебном заседании административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с К, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством. Перечисленные обстоятельства подтверждены материалами дела: выпиской из ЕГРН (копия на л.д.11), копией свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.28).

С целью определения границ земельного участка ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру ФИО5, которым был подготовлен межевой план земельного участка (л.д. 12-23), по которому площадь земельного участка, по фактическому использованию, составила 1300 кв.м., то есть разница между площадью по сведениям ГКН и по фактическому использованию составила 500 кв.м.

ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением об уточнении границ и межевым планом, в состав которого входили заключение кадастрового инженера, схема расположения земельного участка и материалы кадастровой съемки земельного участка 1995 года, выданные МО «Сельское поселение Ашитковское» Воскресенского муниципального района Московской области, однако <дата> административным ответчиком в лице государственного регистратора ФИО2 было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка с указанием причин: - в нарушение пункта 70 Требований в межевом плане отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка; - в представленном межевом плане отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка; - в представленных материалах отсутствует информация о сведениях, исходя из которых определяется местоположение границ земельного участка при уточнении его границ.

Не согласившись с указанным уведомлением, ФИО1 обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка.

Решением апелляционной комиссии от <дата> заявление ФИО1 было отклонено.

Перечисленные обстоятельства подтверждены в судебном заседании материалами дела: копией уведомления от <дата> (л.д.24-25), копией решения от <дата> (л.д.26-27).

На основании ч. 10 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В статье 22 Федерального закона №218–ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 статьи 22 Закона).

В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч. 2 указанной статьи).

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. ст. 22 Закона).

Межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч. 5 ст. 22 Федерального закона №218–ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости»).

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 6 ст. 22 вышеуказанного закона).

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 7 ст. 22).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона).

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч. 9 ст. 22 Закона).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 Закона).

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:

1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;

2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны (ч. 11 ст. 22 Закона).

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (ч. 12 ст. 22 Закона).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13 ст. 22 Закона).

В соответствии с пунктом 70 Формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);

сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Между тем, как следует из доводов возражения на административный иск, подтвержденных материалами дела: копиями межевого плана и материалов кадастровой съемки 1995 года, ФИО1 при обращении к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в сведениях о принадлежащем ей земельном участке были представлены документы, которые не обосновывающие увеличение площади земельного участка с 800 кв.м до 1300 кв.м и не подтверждающие факт существования земельного участка в указанных границах на местности 15 лет и более, так как содержали противоречащие сведения о площади земельного участка, о конфигурации земельного участка.

Так, кадастровая съемка и ситуационный план содержат отличную (иную) конфигурацию земельного участка и не соответствуют конфигурации земельного участка, описанной кадастровым инженером, кадастровая съемка содержит сведения о площади земельного участка, равной 1685 кв.м; из ситуационного плана не представляется возможным сделать вывод о площади земельного участка и существовании границ земельного участка на местности 15 лет и более, так как он не содержит дату изготовления.

Кроме того, из представленного стороной административного истца акта согласования местоположения границ земельного участка следует, что границы земельного участка, принадлежащего ФИО1 не были согласованы с муниципальным образованием, в ведении которого находятся земли неразграниченной государственной собственности, граничащие с земельным участком.

Доводы административного истца о том, что представленными документами: материалами кадастровой съемки подтверждается тот факт, что принадлежащий ФИО1 земельный участок существовал в границах, описанных кадастровым инженером 15 и более лет, суд оценивает критически, так как согласно указанным материалам кадастровой съемки 1995 года, площадь данного земельного участка составляла 1685 кв.м, а земельный участок имел конфигурацию, отличную от указанной в межевом плане.

При таких обстоятельствах осуществление кадастрового учета изменений помещения на основании представленных межевых планов создавало бы возможность внесения неподтвержденных сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что уведомление о приостановлении учета изменений объекта недвижимости соответствовало действующему законодательству, решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости также является законным и обоснованным.

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объектов недвижимости, обязании произвести учет изменений объектов недвижимости заявленных к межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области следует отказать по тому основанию, что межмуниципальный отдел Управления не является самостоятельным юридическим лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межмуниципальному отделу по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Межмуниципальный отдел по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) от <дата> о приостановлении кадастрового учета земельного участка кадастровым номером , площадью 1300 кв. метров, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; признании незаконным и отмене решения апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> об отклонении заявления ФИО1 об обжаловании решения Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Межмуниципальный отдел по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) от <дата> о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка кадастровым номером , площадью 1300 кв. метров, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2018 года.

Судья: С.М. Ильин