ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2678/2022 от 23.05.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2а-2678/2022

УИД: 42RS0009-01-2022-003509-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Прошина В.Б., при секретаре Комащук К.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово

23 мая 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Центральный районный суд г.Кемерово с требованиями к ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении к совершению действий.

Требования мотивирует тем, что административным истцом в августе 2021 года на основании поручения прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», исполнения законодательства в сфере мониторинга состояния атмосферного воздуха.

Как следует из положений пунктов 3.2.18, 3.2.19 Устава на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации и осуществлению технического обслуживания и метрологического обеспечения наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети.

Обязанности по обеспечению сохранности государственной наблюдательной сети, в том числе соблюдение установленных ограничений деятельности в охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть.

Таким образом, именно на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определении их местоположения.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой установлено, что на территории г. Кемерово расположены 8 стационарных постов наблюдения: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...). Вместе с тем, как следует из ответа Кемеровского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на требование прокуратуры, в нарушение части 3 статьи 13 Федерального закона № 113-ФЗ, пункта 5 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов, вышеуказанные стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязанность осуществить подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово является публичной обязанностью ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны данного учреждения.

По факту выявленных нарушений 25.08.2021 года Кемеровским природоохранным прокурором было внесено представление начальнику Учреждения.

Между тем, нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не устранены, охранные зоны не установлены.

Таким образом, ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на протяжении длительного времени допускаются нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что может повлиять на достоверность получаемой с метеорологических станций информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенном пункте, и ведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Административный истец просит суд, признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» выразившееся в непринятии мер по подготовке и представлению необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...). Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в срок до 01.09.2023 осуществить подготовку и предоставление в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...).

Представитель административного истца Нуртдинова Д.Д., действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании настаивала удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Хлобыстов Е.В., действующий на основании доверенности от **.**.****, Быкова Л.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Судом установлено, что в августе 2021 года Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса проведена проверка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» исполнения законодательства в сфере мониторинга состояния атмосферного воздуха.

**.**.**** административным истцом в адрес начальника Кемеровского ЦГМС филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» было направлено требование о предоставлении информации о количестве наблюдательных постов, расположенных не территории г. Кемерово и степени их технического оснащения, с указанием нормативного количества и степени оснащения (с приложением сведений об адресах расположенных наблюдательных постов, расположенных на территории г. Кемерово); сведения о наличии установленных охранных зон вокруг наблюдательных постов, расположенных на территории г. Кемерово (с приложением подтверждающих документов в отношении каждого стационарного пункта) (л.д 12).

Как следует из ответа Кемеровского ЦГМС филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» ### от **.**.**** (л.д. 13-14) в соответствии с государственным заданием регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществляются в г. Кемерово на 8 стационарных постах наблюдения: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...). Вокруг стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, расположенных в г. Кемерово, охранные зоны, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствуют в условиях плотности застройки городской территории.

В соответствии с положениями статьи 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

В силу частей 1, 3 статьи 63.1 Федерального закона № 7-ФЗ единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды и включает в себя, в том числе государственный мониторинг атмосферного воздуха.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха, и обеспечение его проведения, организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха (статья 5 Федерального закона № 96-ФЗ).

Частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона № 96-ФЗ определено, что в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В развитие вышеуказанных положений федерального законодательства, постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 утверждено положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды (далее - Положение о мониторинге состояния окружающей среды).

В соответствии с пунктами 2-4 Положения о мониторинге состояния окружающей среды, объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.

Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно пунктам 4, 5.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.

В соответствии с уставом ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» утвержденным приказом Росгидромета от 31.08.2017 (далее - Устав), ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» является унитарной некоммерческой организацией созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории, в том числе, Кемеровской области, а также для выполнения отдельных функций.

Как следует из положений пунктов 3.2.18, 3.2.19 Устава на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации и осуществлению технического обслуживания и метрологического обеспечения наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети.

Обязанности по обеспечению сохранности государственной наблюдательной сети, в том числе соблюдение установленных ограничений деятельности в охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть.

Таким образом, именно на ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» возложены обязанности по организации деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определении их местоположения.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее - Федеральный закон № 113-ФЗ) под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.

В силу статьи 4 Федерального закона № 113-ФЗ основными принципами деятельности гидрометеорологической службы являются, в том числе: глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей), соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

К основным направлениям государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях относится формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети; обеспечение охраны государственной наблюдательной сети; осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного - экологического, мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 113-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона № 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок установления, изменения и прекращения существования охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть и находящихся в федеральной собственности определен Положением об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - Положение об охранной зоне), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392.

Пунктами 2, 3 Положения об охранной зоне установлено, что охранная зона устанавливается для стационарных пунктов наблюдений, расположенных на земельных участках, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - организации наблюдательной сети), или на части акватории водного объекта. Охранная зона устанавливается на срок существования стационарного пункта наблюдений.

Решение об установлении охранной зоны принимается территориальным органом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - территориальный орган) по месту нахождения стационарного пункта наблюдений, для которого устанавливается охранная зона. С заявлением об установлении охранной зоны обращается организация наблюдательной сети (пункты 4, 5 Положения об охранной зоне).

В силу пункта 6 Положения об охранной зоне для принятия решения об установлении охранной зоны в территориальный орган представляются следующие документы:

а) заявление об установлении охранной зоны;

б) сведения о границах охранной зоны, которые содержат графическое описание местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок, указанный в пункте 2 настоящего Положения, в границах которого расположен стационарный пункт наблюдений.

Согласно пунктам 12, 13 Положения об охранной зоне территориальный орган, принявший решение об установлении охранной зоны, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию в организацию наблюдательной сети, в уполномоченные на размещение сведений в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления городского округа, поселения (в случае нахождения стационарного пункта наблюдений на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района), применительно к территории которого установлена охранная зона.

Охранная зона считается установленной или прекращенной со дня внесения соответствующих сведений о границах охранной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из положений пункта 12 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением относится к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии частью 1 статьи 104 ЗК РФ целями установления зон с особыми условиями использования территорий являются, в том числе защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В вышеуказанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (часть 2 статьи 104 ЗК РФ).

Ограничения использования земельных участков охранных зон стационарных пунктов наблюдения содержатся в пункте 16 Положения об охранной зоне. Так, в границах охранной зоны запрещается:

а) строительство объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений и сооружений, размещение предметов и материалов, посадка деревьев и кустарников (далее - препятствия) на расстоянии менее или равном 10-кратной высоте препятствия вокруг стационарного пункта наблюдений, а для препятствий, образующих непрерывную полосу с общей угловой шириной более 10 градусов, - на расстоянии менее или равном 20- кратной максимальной высоте препятствия вокруг стационарного пункта наблюдений;

б) размещение источников искажения температурно-влажностного режима атмосферного воздуха (теплотрассы, котельные, трубопроводы, бетонные, асфальтовые и иные искусственные площадки, искусственные водные объекты, оросительные и осушительные системы, открытые источники огня, дыма);

в) проведение горных, геолого-разведочных и взрывных работ, а также земляных работ;

г) организация стоянки автомобильного и (или) водного транспорта, других механизмов, сооружение причалов и пристаней;

д) размещение источников электромагнитного и (или) иного излучения, создающего помехи для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха;

е) складирование удобрений, отходов производства и потребления.

Таким образом, с учетом вышеизложенных норм законодательства охранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и их наличие вокруг стационарных пунктов наблюдений является обязательным.

**.**.**** Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой начальнику ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 16-20).

**.**.**** ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» за ### направлено письмо, из которого следует, что установление (регистрация) охранных зон на стационарных пунктах наблюдения за загрязнение атмосферного воздуха (ПНЗ) №8,17,19,20,26 не представляется возможной в связи с отказом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово ### от **.**.**** мотивированного несоответствием земельных участка, на которых установлены ПНЗ, территориальным зонам «обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях». При этом, в отношении земельного участка, на котором установлен пост №17 в настоящее время ведутся работы по подписанию договора сервитута земельного участка с его собственником. На основании указанной причины, ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не может оформить право собственности на рассматриваемые земельные участки. Кроме того, причиной ненадлежащего исполнения требований законодательства, служит отсутствие целевого финансирования на проведение процедуры подготовки проекта межевания территории. Вступление в силу Положения о создании охранных зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 г. №392, упрощает процедуру установления охранных зон пунктов государственной наблюдательной сети со стороны федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, однако не решает проблемы оформления права собственности на земельные участки, на которых в настоящее время установлены посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. В рамках устранения допущенных нарушений ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» планирует проведение ряда мероприятий, направленных на устранение нарушений действующего законодательства.

**.**.**** Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено требование о предоставлении информации и документов о принятых мерах, направленных на устранение нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха, указанных представлении от **.**.****, в срок не позднее **.**.**** (л.д. 27).

**.**.**** административном ответчиком в рамках рассмотрения указанного требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуре было сообщено, что в соответствии с письмом Росгидромета от **.**.****### «О предоставлении целевой субсидии в 2022 году» предоставление субсидии на выполнении изысканий в 20022 году не планировалось, в связи с чем соответствующая заявка ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не направлялась. Подготовка проектов межевания территории за счет собственных средств не представляется возможной. Установление охранных зон на стационарные пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха №8,17,19,20,26 в настоящий момент не представляется возможной, так как земельные участки, на которых расположены ПНЗ, принадлежат третьим лицам, либо относятся к муниципальной собственности. В отношении земельных участков, на которых расположены ПНЗ №17,26 заключены договора аренды; в отношении остальных ПНЗ ведутся работы (переписка) на предмет передачи земли в аренду (ПНЗ №8) и (или) предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в отношении ПНЗ №19) проводятся инженерные работы, готовится обращение в уполномоченные органы).

**.**.**** Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено требование в срок не позднее **.**.**** представить документально подтвержденную информацию о запросе у Росгидромет дополнительного финансирования для проведения работ по установлению охранных зон для стационарных пунктов наблюдения, расположенных в г. Кемерово; об обращении в администрацию г. Кемерово, иные государственные органы с целью получения земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование для размещения стационарных пунктов наблюдения в г. Кемерово и установления охранных зон; о правообладателях земельных участков, на которых расположены пункты наблюдения, а также о правовых основаниях их занятия (л.д. 29-30).

Как следует из ответа ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» от 15.03.2022г. ### (л.д. 31-33) ПНЗ №1,02,10 расположены на земельных участках с кадастровыми номерами ###, находящимися в собственности Российской Федерации и принадлежат ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования. ПНЗ №17 расположен на земельном участке с кадастровым номером ###, принадлежащем ООО «Симвод» и используемым учреждением на основании договора аренды земельного участка от **.**.****. ПНЗ ### расположен на земельном участке с кадастровым номером ###, принадлежащем собственникам помещения многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, и используемым ими на основании договора об использовании объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме от **.**.****.

В отношении земельных участков, на которых расположены ПНЗ №8,19,20 Кемеровским ЦГМС – филиалом ФГБУ «западно-Сибирское УГМС» поданы заявления о предоставлении земельных участков, что подтверждается копиями расписок в получении документов на предоставление услуги (л.д. 34-65).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» на протяжении длительного времени допускаются нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что может повлиять на достоверность получаемой с метеорологических станций информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенном пункте, и ведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Доводы административного ответчика, о том, что установить охранные зоны для стационарных пунктов наблюдения, расположенных в г. Кемерово е представляется возможным в виду отсутствия финансирования, а также в связи с тем, что земельные участки принадлежат иным правообладателям, суд оценивает критически, поскольку действующим законодательством на административного ответчика возложена обязанность по установлению таких охранных зон, без учета каких-либо препятствий.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Указанные положения Конституции Российской Федерации также нашли закрепление в части 1 статьи 11 Федерального закона №7-ФЗ, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает, что исковые требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры к ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.175-180, 286 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившиеся в непринятии мер по подготовке и предоставлении необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования г. Кемерово: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...).

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность в срок до 01.09.2023 года осуществить подготовку и предоставить в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу необходимых документов для установления охранных зон стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: Пост 1 - ... (Центральный район); Пост 2 - ...); Пост 8 - ... (Центральный район); Пост 10 - ...); Пост 17 - ...); Пост 19 - ...); Пост 20 - ...); Пост 26 - ...).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 03.06.2022 г.

Судья Прошин В.Б.