Дело N 2а-267/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года г. Пучеж
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Федичевой И.Ю.,
при секретаре Гладковой Е.Л.,
с участием заместителя прокурора Пестяковского района Ивановской области Белоцветовой И.В.,
представителя административного ответчика - Совета Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области - адвоката Пучежского филиала Ивановской областной коллегии адвокатов Канашиной И.Е.,
представителя заинтересованного лица - Правительства Ивановской области - ФИО1,
представителя заинтересованного лица - Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пестяковского района к Совету Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Пестяковского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пестяковского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Пестяковского сельского поселения № 289 от 29.01.2019 года и обязании представительного органа местного самоуправления - Совета Пестяковского сельского поселения о досрочном прекращении полномочий депутата поселения ФИО3 Требования мотивированы требования тем, что в декабре 2018 года по поручению прокуратуры Ивановской области проводилась проверка исполнения депутатом Совета Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО3 законодательства о противодействии коррупции. В нарушение законодательства ФИО3, обладающая публичным статусом лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа местного самоуправления не представила в срок сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга - ФИО4 за 2017 год. По выявленным нарушениям прокуратурой района 24.12.2018 года в Совет Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области вынесено представление № 2-416в-2018 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» и было потребовано рассмотреть представление с обязательным участием сотрудника прокуратуры района на ближайшем заседании Совета поселения; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; рассмотреть вопрос о привлечении лица, виновного в нарушении законодательства о противодействии коррупции к установленной законом ответственности; о заблаговременно сообщении в прокуратуру района о дате рассмотрения представления. Представление было рассмотрено Советом на заседании 29.01.2019 года без уведомления прокуратуры района о дате его рассмотрения, без участия прокурора, в связи с чем депутатами Совета поселения принято немотивированное решение об отклонении представления. Совет освободил ФИО3 от ответственности, предусмотренной за допущенное ею нарушения антикоррупционного законодательства, чем нарушил п.4 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Бездействие представительного органа муниципального образования по непринятию мер ответственности к депутату поселения ФИО3, не исполнившей требования Федерального законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации подрывает авторитет народной власти, и как следствие нарушает права Российской Федерации, муниципальных образований - Пестяковского муниципального района Ивановской области и Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании представитель административного истца Белоцветова И.В. отказалась от требования в части обязания представительного органа местного самоуправления - Совета Пестяковского сельского поселения о досрочном прекращении полномочий депутата поселения ФИО3, пояснив, что 26.04.2019 года решением Совета Пестяковского сельского поселения №300 Совет самораспустился, тем самым полномочия депутата поселения ФИО3 прекращены. В данной части производство по делу прекращено, о чем вынесено отдельное определение. В остальной части исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковой заявлении. Пояснила, что представление было вынесено в отношении ФИО3, из текста представления можно было установить, что прокурор просит прекратить полномочия именно данного депутата. Прокуратура не была извещена о дате и времени рассмотрения представления ни письменно, ни путем получения телефонограммы, что препятствовало прокурору представить дополнительные пояснения по представлению.
Представитель административного ответчика - адвокат Канашина И.Е. административные исковые требования не признала, указав, что в представлении прокурора не указания на конкретное лицо, которое должно нести наказание за допущенные нарушения. Кроме того, поскольку Совет распущен, полномочия ФИО5 прекращены.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Ивановской области - ФИО1 с административным исковым иском согласился, пояснив, что ФИО3 не представлена декларация о доходах супруга за 2017 год. Единственной мерой ответственности за указанное нарушение является прекращение статуса депутата.
Заинтересованное лицо - председатель Совета Пестяковского муниципального района ФИО2 покинул зал заседания, не выразив свою позицию относительно исковых требований.
В судебное заседание заинтересованные лица ФИО3 и глава Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района ФИО6 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении дела не просили.
Суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся заинтересованных лиц, явка которых не признана судом обязательной, на основании ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 являлась депутатом Совета Пестяковского сельского поселения в период с 27.09.2016 года по 26.04.2019 года (л.д. 178, 179, 117).
По итогам проведенной по поручению прокуратуры области проверки исполнения ФИО3 (депутата Пестяковского сельского поселения) законодательства о противодействии коррупции (л.д.8-9), заместителем прокурора Пестяковского района в адрес Совета Пестяковского сельского поселения 24.12.2018 года вынесено представление № 2-416в-2018, в котором указывалось на факт непредставления ФИО3 в Управление по противодействию коррупции Правительства Ивановской области сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своего супруга - ФИО4 и было потребовано рассмотреть представление с обязательным участием сотрудника прокуратуры района на ближайшем заседании Совета поселения; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствовавших; рассмотреть вопрос о привлечении лица, виновного в нарушении законодательства о противодействии коррупции, к установленной законом ответственности; заблаговременно сообщении в прокуратуру района о дате рассмотрения представления, о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в письменной форме (л.д.17-18).
Решением Совета Пестяковского сельского поселения № 289 от 29.01.2018 года указанное представленное отклонено.
Как следует из протокола № 42 от 29.01.2019 года (л.д. 34-40) представление прокурора рассмотрено на заседании Совета в отсутствии представителя прокуратуры. Из объяснений адвоката Баринова, выступающего на заседании по приглашению ФИО3, следует, что Совету доподлинно было известно о лице, в отношении которого вынесено представление, в связи с чем довод представителя административного ответчика о невозможности установления лица, которое прокурор просит привлечь к ответственности, суд считает несостоятельным.
В соответствии со ст. 24 Регламента Совета Пестяковского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Пестяковского сельского поселения № 5 от 02.10.2015 года (далее - Регламент), основной организационно-правовой формой работы Совета являются его заседания. В силу ст. 25 Регламента заседания Совета проводятся как правило открыто, на них могут присутствовать представителя государственных органов. Совет может принять решение о проведении закрытого заседания, которое принимается большинством голосов от состава совета, присутствующего на заседании. Согласно п. 1.1 ст. 27 Регламента, в протоколе заседания Совета содержится список приглашенных на заседание, повестка заседания и докладчики и содокладчики по каждому вопросу, формулировки всех предложений для голосования и результаты голосований. Статья 31 Регламента определяет порядок выступления докладчиков, содокладчиков и депутатов при разрешении повестки дня.
Как следует из протокола от 29.01.2019 года в списки приглашенных представитель прокуратуры не значится, что свидетельствует о не извещении прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Представленная в материалах дела копии журнала исходящей корреспонденции (л.л. 161-162) факт вручения извещения не подтверждает, т.к. подписи о его получении не содержит, административный истец факт извещения отрицал.
В нарушении Регламента, в протоколе не содержится сведений о докладчиках и содокладчиках по вопросу рассмотрения представления прокурора.
Решение данного вопроса принято в закрытом режиме при отсутствии сведений о голосовании депутатов по данному вопросу и принятия такового решения в соответствии с п. 4 ст. 25 Регламента большинством голосов, что не соответствует Регламенту.
Данных о наделении Баринова полномочий по докладу повестки дня в части рассмотрения представления, протокол Совета не содержит. Вследствие чего, доведение до депутатов вопроса повестки дня указанным лицом при закрытом режиме голосования не может быть признано законным, т.к. указанное противоречит положения Регламента, что свидетельствует о нарушении порядка и основания для принятия оспариваемого решения Совета.
Кроме того, в силу ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, в порядке, установленном данным Законом, по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Ивановской области через структурное подразделение аппарата Правительства Ивановской области, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ, лица, замещающие муниципальные должности, представляют с 1 января 2018 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном этим Законом.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Устава Пестяковского сельского поселения, принятого решением Пестяковского сельского поселения от 11 ноября 2015 года № 30, депутат Совета должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.
По смыслу указанных федеральных законов и законов Ивановской области, обязанность по предоставлению своевременно, в полном объёме, надлежащему лицу достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей в целях противодействия коррупции лежит именно на лице, замещающем соответствующую должность, которое должно принять исчерпывающие меры по предоставлению. Непредставление таких сведений влечет ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 в Управление по противодействию коррупции Правительства Ивановской области сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своего супруга - ФИО4 за 2017 год не представлено, что подтверждено ответом Аппарата Правительства Ивановской области (л.д.12-13), апелляционным определением Ивановского областного суда от 23.01.2019 г (л.д. 143-159). Вследствие чего ФИО5 должна нести ответственность, определенную федеральным законодательством - в виде досрочного прекращения полномочий.
Таким образом, принятое по итогам рассмотрения представления прокурора решение Совета не соответствует Федеральному закону N 273-ФЗ, Федеральному закону N 131-ФЗ, что является основанием для признания его незаконным.
Сам факт принятия решения совета о самороспуске не исключает возможности повторного рассмотрения представления при новом созыве Совета, не свидетельствует об отсутствии нарушенных права и законных интересов лица, в чьих интересах обратился прокурор.
Решением Совета от 26.04.2019 года № 300 Совет самораспустился, что в силу пп. 9 п. 9 ст. 29 Устава Совета является основанием для досрочного прекращения депутата.
В свою очередь, прекращение полномочий депутата в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции является основанием для внесения сведений об указанном лице в Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.03.2018 N 228, что исключается при досрочном прекращении полномочий депутата по иным основаниям.
На основании изложенного, учитывая, что решение Совета Пестяковского сельского поселения № 289 от 29.01.2019 года принято с нарушением порядка и основания для принятия, не соответствует Федеральному закону N 273-ФЗ, Федеральному закону N 131-ФЗ, нарушает права Пестяковского сельского поселения, суд считает указанное решение не6законным, вследствие чего заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Пестяковского района к Совету Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Пестяковского сельского поселения - удовлетворить.
Признать решение Совета Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области № 289 от 29.01.2019 года об отклонении представления- незаконным.
Возложить на Совет Пестяковского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области обязанность возобновить на очередном заседании Совета рассмотрение представления прокуратуры Пестяковского района от 24.12.2018 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и принять по нему соответствующее решение.
Об исполнении решения сообщить в суд и прокурору Пестяковского района Ивановской области в течение 10 дней с момента повторного рассмотрения представления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.Ю. Федичева
Мотивированное решение составлено 18 июня 2019 года