ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/2016 от 01.03.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-267/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Георгиевой Ю.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«01» марта 2016 г.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решения, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и просят суд признать незаконным решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 09.10.2015г. ### об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав истцов путем осуществления государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка по адресу: г.Кемерово, ... с кадастровым номером ### на следующий: «Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3 этажей)».

Свои требования мотивируют тем, что истцы являются собственниками трех из четырех помещений в ... в г. Кемерово общей площадью 79,4 кв. м, что составляет 78,46% от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Право собственности истцов имеет следующее описание:

Право собственности на квартиру №4 в ЕГРП ни за кем не зарегистрировано.

Согласно справке ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» ### от 12.08.2014 ... в г. Кемерово является многоквартирным.

В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ, п.1 ст.290 ГК РФ, п. 1 ст.36 ЖК РФ, ч.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом.

На основании указанных норм права истцы решили оформить и зарегистрировать свое право долевой собственности на земельный участок под указанным многоквартирным домом, для чего протоколом общего собрания собственников от 20.11.2014г. уполномочили ФИО3 на совершение необходимых действий.

Истцами была проведена работа по установлению границ земельного участка. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 16.03.2015г. ### земельный участок поставлен на кадастровый учет с определением его границ (кадастровый ###, площадь 1907 кв. м).

После чего, истцы обратились 20.05.2015г. в Управление Росреестра по Кемеровской области за государственной регистрацией права долевой собственности на указанный земельный участок (вх. ###).

Управление Росреестра 02.06.2015г. приостановило государственную регистрацию по той причине, что по сведениям государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок имеет разрешенное использование «под жилую застройку индивидуальную». Управление Росреестра предложило истцам обратиться в орган кадастрового учёта для изменения вида разрешенного использования земельного участка.

**.**.**** истец ФИО3 от имени собственников обратилась в филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Кемеровской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на следующий вид разрешенного использования: «Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3 этажей)».

После нескольких приостановлений кадастрового учета административный ответчик решением от 09.10.2015г. отказал в учете изменений объекта недвижимости (земельного участка) по двум основаниям:

- отсутствует принятое в установленном федеральным законом порядке решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома;

- отсутствует документ, подтверждающий в соответствии с законодательством установленное разрешенное использование земельного участка.

В соответствии с ч.13 ст.27 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового чета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем.

Решение органа кадастрового учета от 09.10.2015г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным по следующим причинам.

Первое основание для отказа не имеет места, поскольку решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято в виде протокола от 20.11.2014г., который представлен в адрес административного ответчика сразу с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

В соответствии с представленной ответчику справкой Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово от 05.08.2015г. ### спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4.

Документом, подтверждающим установленное разрешенное использование земельного участка, является Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утв. Решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 26.06.2015г. ###.

Позиция органа кадастрового учета состоит в том, что на момент принятия решения 09.10.2015г. Правила землепользования и застройки в г. Кемерово не содержали для территориальной зоны Ж4 запрошенный истцами вид разрешенного использования (под малоэтажную жилую застройку), в связи с чем этот вид и не мог быть установлен для данного участка.

Однако ответчиком не принято во внимание, что примененная им редакция Правил утверждена Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.06.2015г. ###, которое вступило в силу с момента его опубликования (пункт 3 Решения), а публиковано оно было в газете «Кемерово» ### от 07.07.2015г.

Между тем обращение собственников помещений в многоквартирном ... г. Кемерово в Управление Росреестра по Кемеровской области (за государственной регистрацией права долевой собственности на земельный участок) произошло 19.05.2015г., а обращение в орган кадастрового учета (за изменением разрешенного использования земельного участка) произошло 01.07.2015г.

Таким образом, на момент обращения истцов в оба регистрирующих органа действовала прежняя редакция Правил землепользования и застройки в городе Кемерово.

Данная прежняя редакция Правил землепользования и застройки в городе Кемерово содержала следующее описание градостроительного регламента жилой зоны Ж4:

«Ж 4 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами, подлежащая реконструкции под жилую зону с многоэтажными жилыми домами.

Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3 этажей), подлежащая реконструкции под жилую зону с многоэтажными жилыми домами (5-25 этажей) с размещением многоквартирных домов (секционных, точечных), общежитий, зданий многофункционального использования с жилыми помещениями и встроенными объектами обслуживания населения, а также отдельно стоящих, пристроенных объектов социального, культурного, коммерческого, делового и коммунально-бытового обслуживания населения микрорайона и жилого района».

Таким образом, указанная жилая зона на момент обращения собственников за государственным кадастровым учетом изменений земельного участка прямо разрешала возведение и наличие на ней многоквартирных жилых домов до трех этажей, каковой на ней и расположен.

Учитывая, что земельный участок под указанным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет 26.11.2005г., а его границы определены 16.03.2015г. (кадастровая выписка от 16.03.2015г.), с указанных дат он является предметом долевой собственности всех собственников помещений в указанном доме и не может являться предметом распорядительных действий органа публичной власти.

В связи с этим возможность государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка и последующая государственная регистрация права долевой собственности на него не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления органа публичной власти, в том числе от решения об установлении или изменении того или иного вида разрешенного использования.

При таких обстоятельствах у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в изменении вида разрешённого использования земельного участка.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3 - ФИО5, действующий на основании доверенности от 21.10.2015 г., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности от 21.09.2015 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила отзыв на административное исковое заявление в письменном виде.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов.

Заслушав лиц, участвующих в процессе, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в административных исковых требованиях истцу должно быть отказано полностью.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

Судом установлено, что истцы являются собственниками трех из четырех помещений в ... в г. Кемерово общей площадью 79,4 кв. м, что составляет 78,46% от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Право собственности истцов имеет следующее описание:

Право собственности на квартиру №4 в ЕГРП ни за кем не зарегистрировано.

Земельный участок с кадастровым номером ###, имеющий местоположение (адрес): г. Кемерово, ..., является ранее учтенным земельным участком, поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.2005г. на основании оценочной описи земельных участков. Площадь данного земельного участка составляет 1907 кв.м. и является уточненной, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку Индивидуальную.

Правовую основу регулирования кадастровых правоотношений составляет Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - (далее - Закон о кадастре).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре, органом кадастрового учета сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых иных характеристик объекта недвижимости.

Согласно п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Учитывая изложенное, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом положений ч. 9 ст. 22 Закона о кадастре при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо предоставить заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, с приложением декларации правообладателя земельного участка о выбранном виде разрешенного использования земельного участка и копии фрагмента правил землепользования и застройки, содержащего необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения.

**.**.**** в орган кадастрового учета поступило заявление ФИО3### об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### с категории «под жилую застройку Индивидуальную» на категорию «под жилую застройку Многоквартирную». В составе данного заявления были представлены следующие документы:

- письмо филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 26.03.2015г. ###;

- заявление от 01.07.2015г.

В пределах своих полномочий орган кадастрового учета осуществляет проверку представленных документов на предмет выявления предусмотренных ст. ст. 26, 27 Закона о кадастре оснований для приостановления либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (отсутствует принятое в установленном федеральным законом порядке решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома);

- документ, подтверждающий в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка.

- копия постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 (в ред. от 24.01.2014) "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово";

- декларация от 19.08.2015г. «О желании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501007:585»;

- письмо Администрации г. Кемерово от 05.08.2015г. ###;

- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

**.**.**** в орган кадастрового учета дополнительно была представлена декларация от 10.09.2015г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### на категорию «Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3х этажей)»».

При этом, согласно ч. 1 ст. 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Согласно ч. 9 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

Таким образом, до момента подачи дополнительных документов в орган кадастрового учета срок, послуживший основанием для принятия решения оприостановлении, прекращается и возобновляется с момента подачи документов с учетом обстоятельств послуживших основанием для принятия решения о приостановления.

На территории города Кемерово Правила землепользования и застройки утверждены Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово" (далее - Постановление №75).

На момент подачи истцами дополнительных документов в орган кадастрового учета (24.08.2015г.) 08.07.2015г. вступили в силу изменения в Постановление №75.

Так, согласно ч. 4 ст. 33 Постановления №75 (в ред. от 26.06.2015г.) «Ж4» - это, зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами малой этажности (1-3 этажа), подлежащей развитию в целях освоения территории многоэтажным (высотным) жилищным строительством.

Действующая редакция Постановления №75 не предусматривала вид разрешенного использования указанный истцами в декларациях от 19.08.2015г., 10.09.2015г. как «Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3х этажей)».

Таким образом, решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 09.10.2015г. ### об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером ### было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 09.10.2015г. ### об отказе в учете изменений объекта недвижимости; обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав истцов путем осуществления государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка по адресу: г.Кемерово, ... с кадастровым номером ### на следующий: «Зона существующей жилой застройки с малоэтажными жилыми домами (до 3 этажей)», поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административных истцов указанным решением не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решения, обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 04.03.2016 г.