РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – адвоката ФИО6,
представителя административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности - ФИО7,
представителя административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности – ФИО8,
представителя заинтересованного лица прокуратуры <адрес> – старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО9,
представителя заинтересованного лица ФИО10 по доверенности – адвоката ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» о признании незаконными действия (бездействия) МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» об отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ о разрешении на использование земельного участка, площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а выданного ФИО1, отмене распоряжения № об отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ о разрешении на использование земельного участка, площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а выданного ФИО1, о признании незаконными действия (бездействия) Администрации ГОсВД «<адрес>» об отмене Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ и отмене постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ об образовании земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000060:10874, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а,
установил:
ФИО1, действуя через представителя по доверенности адвоката ФИО6, обратился в суд с учетом уточнённых требований с вышеуказанным административным исковым заявлением к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» ФИО1 было выдано распоряжение за № о разрешении на использование земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в границах <адрес> без предоставления и установления сервитута для размещения элементов благоустройства и территорий и детской площадки на земельном участке площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, в районе <адрес>-а. ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» и ФИО1 был заключен договор № о размещении элементов благоустройства и детской игровой площадки. Предметом данного договора является предоставление МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» ФИО4 права на размещение элементов благоустройства территории и детской площадки на земельном участке. К договору была приложена схема границ земельного участка. Согласно п.3 договора была установлена плата за размещение объекта в размере 15497, 06 рублей. Срок действия договора и условия его прекращения также были оговорены. Согласно п.4.2.1 стороной в одностороннем порядке договор расторгается при условии передачи прав и обязанностей по настоящему договору другим лицам, и в случае использования данного земельного участка привело к порче и уничтожению слоя почвы, приведения земельного участка в непригодное для использование состояние. Оговоренные в договоре обстоятельства для прекращения договора отсутствуют. После подписания указанного договора ФИО5 начал осваивать земельный участок. В настоящее время он использует его по назначению. Однако, ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» вынесено распоряжение за № об отмене Распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за № о разрешении на использование и соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Администрация ГОсВД «<адрес>» за № отменила Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ об образовании земельного участка предоставленного ФИО1 Указанные действия МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» и Администрации ГОсВД «<адрес>» не согласуются с действующим законодательством, нарушают законные права и затрагивают интересы ФИО1
Административный истец - ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – адвокат ФИО6 поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить и дала объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности ФИО7 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО8 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Определением Советского районного суда <адрес> от 26.11.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры <адрес> – старший помощник прокурора <адрес> – ФИО9 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо - ФИО10, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя.
Представитель заинтересованного лица ФИО10 по доверенности – адвокат ФИО11 требования не признала, просил суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Глава 3 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемые местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах.
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> вынесло распоряжение № о разрешении ФИО1 использовать территорию общего пользования в зоне многоквартирной малоэтажной жилой застройки (Ж-2), прилегающую к земельному участку (под обслуживание детского сада), находящемуся в его собственности, для размещения элементов благоустройства территории и детской игровой площадки на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000060:10874, расположенным по адресу: РД, <адрес>, район <адрес>-а, категория земель-земли населенных пунктов сроком на 10 лет с момента подписания договора о размещении элементов благоустройства территории и детской игровой площадки.
ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с ФИО1 заключен договор № о размещении элементов благоустройства и детской игровой площадки на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в границах МО ГОсВД «<адрес>» без предоставления земельного участка и установления сервитута.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» вынесено распоряжение № об отмене распоряжения Управления по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-разрешее на использование.
Оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГг. № кроме общей ссылки на Федеральный закон N 131-ФЗ, протест прокурора <адрес> и постановление Администрации <адрес> не содержит никакого нормативного обоснования, указания на установление конкретных обстоятельств, из которых сделан вывод о неправомерности ранее вынесенного распоряжения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, при этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 739-0-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 486-0-0).
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере земельных правоотношений, органы муниципального образования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации: справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Исходя из содержания приведенной нормы закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону.
Вместе с тем, при наличии заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о выдаче гр. ФИО1 разрешение на использование земельного участка фактически реализовано и орган не вправе отменять ненормативный правовой акт, на основании которого заключен этот договор, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции. В данном случае рассмотрение вопроса о соблюдении установленного порядка предоставления земельного участка возможно лишь при проверке законности сделки, что в силу положений статей 166 - 181 ГК РФ относится к исключительной компетенции суда.
На существенное нарушение административным истцом условий договора административные ответчики не ссылались.
Основанием для отмены распоряжения указано отмена «в порядке самоконтроля», что по существу является расторжением договора по требованию одной из сторон.
При таких обстоятельствах действия Управления по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> по отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует признать незаконными.
Судом также установлено, что постановлением Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено определить границы образуемого земельного участка площадью 600, 0 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - образование и просвещение. Этим же постановлением на МКУ <адрес> «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» возложена обязанность утвердить прилагаемую схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего постановления, расположенного в кадастровом квартале 05:40:000060.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> ГОсВД «<адрес>» вынесено постановление № об отмене постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО1 просил признать незаконным действия (бездействия) Администрации ГОсВД «<адрес>» об отмене Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. № и отменить постановление Администрации ГОсВД «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункты 2, 3 статьи 11.3 Земельного кодекса).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие в действиях административного ответчика при вынесении оспариваемого ненормативного правового акта нарушений законодательства, влекущих возникновение для административного истца неблагоприятных последствий, не усматривается.
Образование (формирование) земельного участка – это установление (изменение) местоположения его границ, в результате чего такой участок становится объектом государственного кадастрового учета и объектом прав на землю. Поскольку участок, в отличие от других объектов недвижимости, не является рукотворным объектом (за исключением искусственных участков), создание земельного участка следует квалифицировать как создание природного объекта, природного ресурса и основы для осуществления хозяйственной деятельности.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1). Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым (часть 2).
Оспариваемое постановление не является актом, непосредственно затрагивающим права, свободы и законные интересы ФИО1, поскольку вынесено в рамках процедуры принятия решений об образовании земельного участка, не понуждает его к совершению определенных действий, за неисполнение которых для него могут наступить негативные правовые последствия.
Доводы представителя заинтересованного лица ФИО10 по доверенности – адвоката ФИО11 о пропуске срока на обращение в суд с указанным административным исковым заявлением, не принимаются во внимание, поскольку в материалах административного дела доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что об оспариваемом распоряжение и постановление административный истец узнал ранее октября 2018 года, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» о признании незаконными действия (бездействия) МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» об отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ о разрешении на использование земельного участка, площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а выданного ФИО1, отмене распоряжения № об отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ о разрешении на использование земельного участка, площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а выданного ФИО1, о признании незаконными действия (бездействия) Администрации ГОсВД «<адрес>» об отмене Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ и отмене постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ об образовании земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000060:10874, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» по отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ о разрешении на использование земельного участка, площадью 600 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>–а выданного ФИО1
Отменить распоряжение МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев