ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/2021 от 25.01.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2020-005057-96 Дело № 2а-267/2021 (2а-4486/2020)

Мотивированное решение суда изготовлено 25 января 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волковой И. Ю., Волкова А. Н. к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Волков А.Н., Волкова И.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании незаконным решения от 07 октября 2020 года < № > об отказе в признании садового дома, площадью 74 кв.м, с кадастровым номером < № >, расположенного по адресу: < адрес >, жилым домом.

В обоснование требований указано, что административные истцы являются собственниками указанного дома, который находится в обременении у ПАО «Сбербанк России». 14 сентября 2020 года Волкова И.Ю. обратилась в Администрацию города Екатеринбурга о признании указанного садового дома (наименование - жилое строение, назначение - нежилое здание) жилым домом. Оспариваемым решением от 07 октября 2020 года отказано в признании садового дома жилым домом. Ссылаются, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству, поскольку административными истцами были представлены документы, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 56 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. При этом, согласие ПАО «Сбербанк России» было получено в простой письменной форме, но не представлено, так как не знали о необходимости предоставления такого документа, нотариальное согласие получить невозможно. Указывают, что на земельном участке для садоводства предусмотрена возможность размещения жилого дома для постоянного проживания, что следует из пункта 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», части 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ. Представленным техническим заключением, подготовленным ООО «Ремонт-Проект», подтверждено соответствие характеристик указанного здания установленным требованиям, пригодно для проживания, безопасность для жизни и здоровья людей обеспечена.

В судебное заседание не явились административные истцы Волкова И.Ю., Волков А.Н., в ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель административного ответчика Администрации города Екатеринбурга, представители заинтересованных лиц ПАО «Сбербанк России», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, в письменном отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие, извещены были надлежащим образом телефонограммой, заказной корреспонденцией, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит совокупность двух условий: оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Волков А.Н., Волкова И.Ю. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером: < № >, расположенного по адресу: < адрес >, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - садоводство, для ведения гражданами садоводства и огородничества.

На указанном земельном участке расположено принадлежащее с 15 октября 2018 года на праве собственности Волкову А.Н., Волковой И.Ю. здание - жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, назначение - нежилое, с кадастровым номером < № > по адресу: < адрес >.

Указанный садовый дом имеет обременение с 15 октября 2018 года в виде ипотеки в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России».

14 сентября 2020 года Волкова И.Ю. обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением, в котором просила признать садовый дом с кадастровым номером < № >, расположенный по адресу: < адрес >, жилым домом.

К указанному заявлению Волковой И.Ю. были представлены следующие документы: копия паспорта; копия свидетельства о заключении брака; выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на указанный садовый дом; выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером < № >, на котором расположен данный садовый дом; техническое заключение ООО «РЕМОНТ-ПРОЕКТ» на соответствие технических характеристик здания по адресу: < адрес > существующим нормативам.

По результатам рассмотрения указанного заявления, представленных документов, заключения межведомственной комиссии по результатам обследования помещения от 28 сентября 2020 года, межведомственной комиссией Администрации города Екатеринбурга было принято решение от 07 октября 2020 года < № > об отказе в признании садового дома, расположенного по адресу: < адрес >, жилым домом.

Согласно оспариваемого решения, оно принято на основании подпункта «г» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее-Положение), в связи с непредставлением документа, предусмотренного подпунктом «г» пункта 56 Положения, согласно которому в случае если садовый дом обременен правами третьих лиц, заявителю следует представить нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом; а также на основании подпункта «д» пункта 61 Положения, поскольку размещение садового дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Согласно части 11 статьи 54 указанного Федерального закона расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

В соответствии с пунктом 56 Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Пунктом 61 Положения установлено, что решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях:

а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 настоящего Положения;

б) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем;

в) поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа;

г) непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц;

д) размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения;

е) использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом).

Согласно пункту 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения.

Исходя из положений части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Таким образом, действующее правовое регулирование допускает признание садового дома, который обременен правами третьих лиц, жилым домом только при наличии нотариально удостоверенного согласия указанных лиц на признание садового дома жилым домом. При непредставлении такого согласия является основанием для отказа в признании садового дома жилым домом.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что заявителем Волковой И.Ю. при подаче заявления о признании вышеуказанного садового дома, который обременен правами ПАО «Сбербанк России», не представлено нотариально удостоверенное согласие ПАО «Сбербанк России» на признание указанного садового дома жилым домом.

Поскольку в силу императивного требования подпункта «г» пункта 56 Положения предоставление такого документа к заявлению о признании садового дома жилым домом является обязательным и его непредставление является основанием для отказа в признании садового дома жилым домом в силу подпункта «г» пункта 61 Положения, который не предусматривает иного решения уполномоченного органа. В связи с этим доводы административных истцов о том, что они не знали о необходимости предоставления указанного документа, не имеют правового значения.

Представленное к настоящему административному иску письменное согласие ПАО «Сбербанк России» не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку такое согласие в Администрацию города Екатеринбурга к заявлению представлено не было и не являлось предметом рассмотрения при вынесении оспариваемого решения.

Кроме того, указанное согласие нотариально не удостоверено, а доводы административных истцов о невозможности получения нотариально удостоверенного согласия ПАО «Сбербанк России» никакими доказательствами не подтверждены.

Таким образом, оспариваемое решение об отказе Волковой И.Ю. в признании садового дома жилым домом является законным и обоснованным, принятое при наличии предусмотренных законом оснований для отказа.

Как следует из материалов дела, в частности из представленной выкопировки из карты градостроительного зонирования территории муниципального образования «город Екатеринбург» Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года № 22/83 (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером: < № > расположен в территориальной зоне ПК-1.

Основными видами разрешенного использования для территориальной зоны ПК-1 являются: производственная деятельность; склады; объекты гаражного назначения; среднее и высшее профессиональное образование; обеспечение научной деятельности; обслуживание автотранспорта; объекты придорожного сервиса; железнодорожный транспорт; автомобильный транспорт; обеспечение внутреннего правопорядка; ветеринарное обслуживание; коммунальное обслуживание; земельные участки (территории) общего пользования; внеуличный транспорт.

Согласно части 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

При этом, в силу положений пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Таким образом, на земельном участке с видом разрешенного использования - для ведения садоводства возможно размещение жилых домов, что действующему законодательству не противоречит.

Вместе с тем, территориальная зона ПК-1, в которой находится принадлежащий административным истцам земельный участок, не предусматривает виды разрешенного использования, на которых возможно размещение жилых домов.

Данное обстоятельство не позволяет утверждать о возможности размещения жилого дома на принадлежащем административным истцам земельном участке, расположенном в территориальной зоне ПК-1, виды разрешенного использования которого не предусматривают размещение жилых домов в указанной территориальной зоне.

На основании изложенного оспариваемое решение является законным, принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, при наличии предусмотренных законом оснований, поскольку Волковой И.Ю. не было представлено при подаче заявления нотариально удостоверенное согласие третьего лица ПАО «Сбербанк», в обременении которого находится садовый дом, на признание садового дома жилым домом, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.

При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения от 07 октября 2020 года незаконным, поскольку оно не нарушает права административных истцов, поэтому в силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования административного искового заявления Волкова А.Н., Волковой И.Ю. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований административного искового заявления Волковой И. Ю., Волкова А. Н. к Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным решения от 07 октября 2020 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Л.Ю. Курищева