ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-267/2022УИД от 12.05.2022 Валдайского районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-267/2022 УИД: 53RS0003-01-2022-000345-04

Решение

Именем Российской Федерации

«12» мая 2022 года г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Галактионовой Ю.П.,

при секретаре Кукушкиной М.В.,

с участием помощника прокурора Валдайского района Васильева С.В.,

представителя ответчика - Быстровой М.В.,

в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании административного дела по административному исковому заявлению и.о. прокурора Валдайского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Валдайского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Валдайского муниципального района и обязании устранить допущенные нарушения

Установил:

И.о. прокурора Валдайского района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Валдайского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по благоустройству и содержанию дорожной инфраструктуры, обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки по обращению Баранова С.В. проведено обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Валдай Новгородской области установлено, что в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги местного значения, а именно, с левой стороны участка дороги по пр. Васильева (от пересечения с ул. Совхозная до пересечения с ул. Молодежная) в г. Валдай по направлению движения в сторону от ул. Совхозная до ул. Молодежная отсутствует тротуар.

Невыполнение требований федерального законодательства со стороны ответчика вынуждает граждан использовать для движения проезжую часть автомобильных дорог, чем нарушает их право на безопасность дорожного движения, возникает реальная угроза безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. По фактам отсутствия тротуара ОГИБДД ОМВД России по Валдайскому району вносилось представление об устранении Администрацией нарушений требований законодательства, которое до настоящего времени не выполнено. Принимая во внимание, что владельцем указанных выше автомобильных дорог является Администрация, в обязанности которой входит осуществление дорожной деятельности, учитывая наличие выявленных нарушений, просит признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать Администрацию оборудовать тротуарами вышеуказанный участок автомобильной дороги местного значения в г. Валдай.

В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены требования в части и административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по оборудованию тротуаром вышеуказанного участка автомобильной дороги.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области и ОГИБДД ОМВД России по Валдайскому району.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Васильев С.В. поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика – представитель Администрации Быстрова М.В. возражала против удовлетворения требований и.о. прокурора Валдайского района по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица – представитель Министерства транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании решения Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27 августа 2015 года № 316 и от 27 января 2016 года № 27, решения Думы Валдайского муниципального района от 28 августа 2015 года № 401, ст. 33.1 Устава Валдайского муниципального района администрация Валдайского городского поселения реорганизована в форме присоединения к администрации Валдайского муниципального района, является ее правопреемником и исполняет ее полномочия.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; (пункты 6, 12 статьи 3).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 33.1 Устава Валдайского муниципального района Администрация Валдайского муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет переданные от администрации Валдайского городского поселения полномочия по решению вопросов местного значения, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Валдайского городского поселения федеральными и областными законами.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и пункта 5 статьи 4 Устава Валдайского городского поселения к вопросам местного значения Валдайского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании решений Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27 августа 2015 года № 316, от 27 января 2016 года № 27, решения Думы Валдайского муниципального района от 28 августа 2015 года № 401 Администрация Валдайского городского поселения реорганизована в форме присоединения к Администрации Валдайского муниципального района.

Решением Совета депутатов Валдайского городского поселения Новгородской области от 29 декабря 2015 года № 22 с 01 января 2016 года создан муниципальный дорожный фонд Валдайского городского поселения.

Согласно статьям 16, 27 Устава Валдайского городского поселения, принятого решением Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27 января 2016 года № 25, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) Валдайского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не образуется, полномочия администрации Валдайского городского поселения исполняет Администрация Валдайского муниципального района.

Как следует из материалов дела, вышеуказанная автомобильная дорога находится в муниципальной собственности Валдайского городского поселения и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением Администрации Валдайского муниципального района от 14 ноября 2017 года № 2347.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Валдай отнесено к собственным полномочиям Администрации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация является лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах г. Валдай и обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожного сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ также предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 2 указанного Федерального закона под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

При этом осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, в том числе на объектах улично-дорожной сети, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа (пункт 4 статьи 6 данного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТа 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ 52766-2007) тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007).

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны (4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007).

В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 52398-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 296-ст (далее - ГОСТ Р 52398-2005), автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Согласно содержанию таблицы 1 ГОСТ Р 52398-2005 ширина полосы дороги IV категории составляет 3 метра.

Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 (далее – Правила классификации дорог).

Согласно подпункту «г» пункта 6 Правил классификации дорог классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется в отношении автомобильной дороги местного значения – органом местного самоуправления.

В соответствии с приложением к Правилам классификации дорог к дорогам IV категории относятся автомобильные дороги с общим количеством полос – 2, шириной полосы движения, м – 3 – 3,25, шириной обочины (не менее), м – 1,5 – 2, а с учетом изложенных характеристик общая ширина дороги IV категории, м – 6 – 6,5.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Валдайского городского поселения утвержден постановлением администрации Валдайского муниципального района от 14 ноября 2017 года № 2347 (в редакции постановлений от 13 декабря 2017 года № 2590, от 23 января 2018 года № 116, от 18 мая 2018 года № 719, от 29 ноября 2018 года № 1887, от 30 января 2019 года № 168, от 19 августа 2019 года № 1419) (далее – Перечень автомобильных дорог).

Судом установлено, что прокуратурой Валдайского района Новгородской области совместно с ОГИБДД ОМВД России по Валдайскому району 11 марта 2022 года проведено обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения в г. Валдай, а именно, по пр. Васильева от пересечения с ул. Совхозная до пересечения с ул. Молодежная, которое показало, что с левой стороны указанной дороги по направлению движения в сторону от ул. Совхозная к ул. Молодежная отсутствует тротуар, в нарушение пункта 4.5.1.1 ГОСТа 52766-2007.

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения Администрацией возложенных на нее федеральным законодательством полномочий по содержанию и обустройству автомобильных дорог местного значения, что ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по указанным выше дорогам, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая указанные выше требования норм права, учитывая, ширину автомобильных дорог, требования нормативных документов на планировку и застройку городских поселений, суд приходит к выводу, что участок автомобильной дороги с левой стороны по пр. Васильева (от пересечения с ул. Совхозная до пересечения с ул. Молодежная) в г. Валдай по направлению движения в сторону от ул. Совхозная до ул. Молодежная необходимо оборудовать тротуаром.

Принимая во внимание обстоятельства дела и необходимые действия, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, учитывая, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности устранения указанных нарушений в сроки, предложенные прокурором – до 31 октября 2022 года, суд приходит к выводу, что для устранения нарушений законодательства в области дорожного движения административному ответчику необходимо установить указанные прокурором сроки.

Доказательств для предоставления административному ответчику иного срока в материалы дела не представлено.

Кроме того, ответчик вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.

Также суд отмечает, что ссылка представителя ответчика в отзыве на отсутствие или недостаточность финансирования, не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.

Поскольку требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по оборудованию тротуаром вышеуказанного участка автомобильной дороги, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157, 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Валдайского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Валдайского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Валдайского муниципального района и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Обязать Администрацию Валдайского муниципального района устранить допущенные нарушения, а именно в срок до 31 октября 2022 года оборудовать тротуаром участок автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Васильева от пересечения с ул. Совхозная до пересечения с ул. Молодежная в г. Валдай Новгородской области с левой стороны по направлению движения в сторону от ул. Совхозная к ул. Молодежная.

Признать бездействие Администрации Валдайского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по благоустройству и содержанию дорожной инфраструктуры в части оборудования указанного выше участка автомобильной дороги тротуаром, незаконным.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.

Председательствующий Ю.П. Галактионова

Мотивированное решение изготовлено «18» мая 2022 года.