Дело № 2а-267/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Спас-Клепики Рязанской области 22 ноября 2023 года
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В., с участием прокурора Цунаева И.А., при помощнике судьи Евсеевой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Клепиковского района Рязанской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, Администрации МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района об обязании организовать газоснабжение населенных пунктов, с участием заинтересованных лиц: Министерства строительного комплекса Рязанской области, АО «Газпром промгаз», Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Клепиковского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, Администрации МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района, в котором, с учетом уточнений исковых требований, окончательно просит:
- в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района разработать и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Белозерье Клепиковского района Рязанской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства; установить количество домовладений с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения; направить необходимые документы в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области;
- в тот же срок обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района осуществить вышеперечисленные аналогичные действия в отношении объектов капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Рябиновка и к п. Малиновка Клепиковского района Рязанской области»;
- в тот же срок обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района осуществить вышеперечисленные аналогичные действия в отношении объектов капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Ветчаны Клепиковского района Рязанской области»;
- в тот же срок обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района осуществить вышеперечисленные аналогичные действия в отношении объектов капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Взвоз Клепиковского района Рязанской области» (л.д. 80-83 т. 2).
Свои требования прокурор мотивирует неисполнением ответчиками – органами местного самоуправления, обязанностей по газоснабжению поселений, что нарушает положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В населенных пунктах д. Белозерье, д. Ветчаны, д. Взвоз, д. Рябиновка, п. Малиновка отсутствует газоснабжение, при этом органы местного самоуправления не принимают достаточных мер, направленных на газификацию данных населенных пунктов. На территории Рязанской области действует утвержденная региональная программа газификации, в которую включено строительство межпоселкового газопровода к деревне Барское. В отношении других населенных пунктов с соответствующими заявками на получение субсидий, проектами на строительство газопроводов в целях включения населенных пунктов в региональную программу газификации административные ответчики не обращались, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Прокурор Цунаев А.И. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и изложенные в заявлениях обстоятельства, пояснил, что просимый срок является разумным и справедливым.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От административного ответчика Администрации МО – Клепиковский муниципальный район поступил отзыв, в котором указано следующее. Администрация МО – Клепиковский МР и администрации сельских поселений имеют право разрабатывать и утверждать проектную документацию на объекты капитального строительства «Газопровод межпоселковый» при наличии денежных средств в бюджете муниципальных образований. Проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы сформирован, направлен на рассмотрение в уполномоченный орган, в связи с чем невозможно предусмотреть средства на выполнение дополнительных мероприятий. Получение положительного заключения государственной экспертизы и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не зависит от органа местного самоуправления, в том числе и потому, что часть планируемых межпоселковых газопроводов пройдет по территории ООПТ «Национальный парк «Мещерский». В части требований об установлении количества домовладений и направления пакета документов в Минстрой Рязанской области, за исключением положительного заключения экспертизы, в целом возражений не имеется. Полагают, что просимый прокурором срок является недостаточным, разумным является срок для разработки проектно-сметной документации – 5 лет (л.д. 69-72 т. 2).
От других административных ответчиков Администрации МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района поступали заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей администраций (л.д. 53,96-99,156,228,244,248 т. 1).
От заинтересованного лица Министерства строительного комплекса Рязанской области поступили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и возражения по следующим основаниям. В заявлении прокурора не указано, в чем конкретно заключается нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности и достойную жизнь, поскольку при наличии печного отопления предоставляется такая услуга как продажа твердого топлива. Законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность организовать газоснабжение непосредственно путем строительства газопровода, и не регламентирует конкретный порядок организации газоснабжения. Органы местного самоуправления могут использовать возможность вступления в программы, для которых не требуется разработка проектной документации на газопроводы с положительным заключением государственной экспертизы за счет средств местных бюджетов, в том числе: программа газификации Рязанской области на основе инвестиционной составляющей, реализуемой АО «Газпром газораспределение Рязанская область». У органов местного самоуправления имеется право, не обязанность направить документы в Минстрой Рязанской области. Прокурором предъявлено одно и то же требование одновременно к двум администрациям, что приведен к сложности разграничения их обязанностей по исполнению судебного решения в случае удовлетворения исковых требований (л.д. 222-225 т. 1, л.д. 42-45,54 т. 2).
От заинтересованного лица АО «Газпром промгаз» поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества и письменные пояснения, в которых указано следующее. АО «Газпром промгаз» выполняло работы по корректировке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Рязанской области по заказу ООО «Газпром межрегионгаз», генеральная схема разработана на период до 2035 года. Генеральная схема – постоянно действующий и регулярно обновляемый информационно-аналитический документ, обосновывающий и определяющий основные направления развития газоснабжения региона, включая вовлечение местной ресурсной базы, программы энергоснабжения, оценку перспективного спроса на газ, альтернативные варианты газоснабжения. Администрация МО – Клепиковский муниципальный район предложила к газификации все населенные пункты муниципального образования, кроме н.п. Аничково и н.п. Куприно. Согласованная Администрацией МО – Клепиковский МР схема газоснабжения и газификации была передана в АО «Газпром промгаз». Отчетные материалы по актуализации Генеральной схемы были переданы заказчику работ для дальнейшего рассмотрения и согласования в ПАО «Газпром» (л.д. 159-160 т. 1, л.д. 25 т. 2).
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан.
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась – ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, Уставами МО – Екшурское сельское поселение (п. 4 ч. 1 ст. 13 Устава), МО – Криушинское сельское поселение (п. 15 ч. 1 ст. 14 Устава), МО – Ненашкинское сельское поселение (п. 4 ч. 1 ст. 12 Устава), МО – Колесниковское сельское поселение (п. 14 ч. 1 ст. 13 Устава), к вопросам местного значения данных сельских поселений относятся вопросы организации в границах поселения электро-, газоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Схема территориального планирования муниципального района, согласно пунктам 1 - 4 части 1 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
На указанных в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 19 названного Кодекса картах, отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся, в том числе, к области электро- и газоснабжения поселений (ч. 3 ст. 19 ГрК РФ).
В силу положений статей 7, 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что следующие населенные пункты на территории Клепиковского района Рязанской области не газифицированы: д. Белозерье (Ненашкинское сельское поселение), д. Рябиновка и п. Малиновка (Криушинское сельское поселение), д. Ветчаны (Колесниковское сельское поселение), д. Взвоз (Екшурское сельское поселение) – л.д. 29-30 т. 1.
Данные населенные пункты были предложены Администрацией МО - Клепиковский муниципальный район к газификации, что указано в Таблице потребителей (л.д. 161-165 т. 1).
На основании согласованных администрациями муниципальных образований исходных данных АО «Газпром промгаз» были сформированы схемы газоснабжения и газификации потребителей муниципальных образований, гидравлические схемы сетей газораспределения Рязанской области и направлены на согласование в Правительство Рязанской области (л.д. 160 т. 1).
Согласованная Администрацией МО – Клепиковский муниципальный район схема газоснабжения и газификации была передана в АО «Газпром промгаз», которая с иными документами была передана заказчику ООО «Газпром межрегионгаз» для дальнейшего рассмотрения и согласования в ПАО «Газпром» (л.д. 160 т. 1).
Постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 года № 312 утверждена государственная программа Рязанской области «Социальное и экономическое развитие населенных пунктов».
Подпрограммой № 1 указанной программы является «Развитие социальной инфраструктуры и газификация населенных пунктов», цель - обеспечение населения объектами социальной инфраструктуры, газификация населенных пунктов Рязанской области; показатель – доведение уровня газификации до 95,8 %; задачи - строительство газораспределительных сетей объектов областной и муниципальной собственности, строительство газораспределительных сетей.
В настоящее время утверждена Региональная программа Газификации Рязанской области на 2022-2031 годы, соисполнителями программы являются, в том числе: муниципальные образования Рязанской области, в объекты на основе инвестиционной составляющей включен газопровод межпоселковый к д. Барское Клепиковского района Рязанской области (л.д. 58-67 т. 1). Другие населенные пункты, перечисленные в заявлении прокурора, в Региональную программу Газификации Рязанской области, не включены (л.д. 29-30 т. 1).
Пунктом 6.2 раздела 5 Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 года № 312 предусмотрено, что реализация мероприятия, предусмотренного подпунктом 3.2.1 таблицы пункта 5 «Перечень мероприятий подпрограммы» (то есть Строительство газораспределительных сетей объектов областной и муниципальной собственности) осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Рязанской области в соответствии с Порядком представления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Рязанской области.
Согласно Порядку предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Рязанской области (утв. вышеприведенным Постановлением Правительства Рязанской области № 312) субсидии бюджетам муниципальных образований Рязанской области на софинансирование капитального строительства объектов муниципальной собственности (далее - субсидии) предоставляются в пределах доведенных до ГРБС лимитов бюджетных обязательств. Объектами капитального строительства муниципальной собственности, софинансирование капитального строительства которых осуществляется путем предоставления субсидий, являются газораспределительные сети (п. 1 Порядка). Критериями конкурсного отбора муниципальных образований Рязанской области для предоставления субсидий являются:
- наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- количество домовладений, с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения (пункт 3 Порядка).
Результатом использования субсидии является строительство газораспределительных сетей (пункт 9 Порядка).
Установлено, что административные ответчики не обращались в уполномоченный орган с заявками с приложением предусмотренных действующим законодательством документов в целях включения в Региональную программу Газификации Рязанской области следующих населенных пунктов: д. Белозерье (Ненашкинское сельское поселение), д. Рябиновка и п. Малиновка (Криушинское сельское поселение), д. Ветчаны (Колесниковское сельское поселение), д. Взвоз (Екшурское сельское поселение). Доказательств обратного не представлено.
Поскольку на территории Рязанской области утверждена Региональная программа Газификации Рязанской области на 2022-2031 годы, и в силу действующего законодательства организация газоснабжения на территориях Екшурского, Ненашкинского, Криушинского, Колесниковского сельских поселений относится к компетенции администраций сельских поселений и администрации муниципального района (соисполнители), то у данных органов местного самоуправления (при том, что региональным законодательством установлены способы получения муниципалитетами субсидий из регионального бюджета для покрытия затрат органов местного самоуправления, в том числе на проведение газификации населенных пунктов) имелась реальная возможность участия в программах софинансирования, утвержденных в Рязанской области. Однако заявки на получение субсидий со стороны данных органов местного самоуправления (административных ответчиков) в адрес уполномоченного органа не направлялись, объекты строительства газопроводов в д. Белозерье, д. Рябиновка, п. Малиновка, д. Ветчаны, д. Взвоз в вышеуказанную программу не включены, проекты на строительство газопроводов отсутствуют, и до настоящего времени газоснабжение в перечисленные населенные пункты не организовано.
Положения статей 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в совокупности с положениями статей 7, 8.1. Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», положениями Уставов муниципальных образований и положениями Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 года № 312, позволяют сделать вывод, что административные ответчики в силу требований закона несут обязанность по организации газоснабжения населенных пунктов на территории сельских поселений и должны принимать конкретные меры, направленные на организацию газоснабжения в целях включения населенных пунктов в региональную программу газификации. У административных ответчиков имелась реальная возможность обращения с заявками в целях включения объектов строительства газопроводов в д. Белозерье, д. Рябиновка, п. Малиновка, д. Ветчаны, д. Взвоз в региональную программу газификации, что ими сделано не было. Такая возможность у ответчиков существует и ее реализация зависит от ряда их действий. С учетом изложенного уточненные исковые требования подлежат удовлетворению полностью.
Просимый прокурором срок (три года) является разумным и достаточным для выполнения административными ответчиками возложенных на них в силу закона обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств невозможности по объективным причинам исполнить решение суда в указанные в иске сроки не представлено.
Доводы Администрации МО – Клепиковский муниципальный район и Минстроя Рязанской области не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий по газификации населения в пределах сельского поселения закреплены на уровне федерального и регионального законодательства, а также в Уставах муниципальных образований. По смыслу закона эти полномочия не должны иметь номинальный характер и устанавливаться лишь с формальной целью, эти полномочия должны реализовываться соответствующими органами в целях реального обеспечения населения газоснабжением. Административные ответчики имели реальную возможность принять меры по газификации спорных населенных пунктов в виде разработки и утверждения проектной документации на объекты капитального строительства - межпоселковые газопроводы, направления необходимых документов в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области, чего ими не было сделано. Недостаточность денежных средств не освобождает административных ответчиков от возложенных на них законом обязанностей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Клепиковского района Рязанской области удовлетворить полностью.
Признать незаконными бездействие Администрации МО – Клепиковский муниципальный район, Администрации МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района, Администрации МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района в части неисполнения требований законодательства в сфере газификации населенных пунктов.
Обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Ненашкинское сельское поселение Клепиковского муниципального района в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Белозерье Клепиковского района Рязанской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установить количество домовладений с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения;
- направить необходимые документы в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области.
Обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Криушинское сельское поселение Клепиковского муниципального района в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Рябиновка и п. Малиновка Клепиковского района Рязанской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установить количество домовладений с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения;
- направить необходимые документы в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области.
Обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Колесниковское сельское поселение Клепиковского муниципального района в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Ветчаны Клепиковского района Рязанской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установить количество домовладений с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения;
- направить необходимые документы в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области.
Обязать Администрацию МО – Клепиковский муниципальный район и Администрацию МО – Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района в течение 3 (трех) лет с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить проектную документацию на объект капитального строительства «Газопровод межпоселковый к д. Взвоз Клепиковского района Рязанской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- установить количество домовладений с последующим подключением (технологическим присоединением) к планируемой к строительству сети газораспределения;
- направить необходимые документы в уполномоченный орган с целью включения муниципальных образований в региональную программу газификации Рязанской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 04 декабря 2023 года.
Судья: