РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2019 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Геберт Н.В.
с участием адвоката Богиной М.Б.
при секретаре Перединой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2680/19 по административному иску Кузнецова Ивана Витальевича к Администрации городского округа Чехов о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным и об обязании рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кузнецов И.В. обратился в суд с административном иском к административному ответчику Администрации городского округа Чехов о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности № Р№» от ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ответчика рассмотреть заявление, поданное им о перераспределении земельного участка, в соответствии с законом.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова И.В. по доверенности адвокат Богина М.Б. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске (л.д. 4-7).
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Чехов по доверенности Каминина Ю.Ю. административные исковые требования не признала в полном объеме.
Заслушав пояснения представителя административного истца адвоката Богиной М.Б., представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что административному истцу Кузнецову И.В. на основании решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности Кузнецова И.В. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-27).
Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Установлено, что административный истец Кузнецов И.В. обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв. м, который граничит с внешней границей СНТ «Энергия-2000» с южной стороны, с земельным участком с кадастровым номером № с западной стороны, с землями общего пользования – с северной стороны и с земельным участком с кадастровым номером № с восточной стороны.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № носит статус «временный» с ДД.ММ.ГГГГ.
Земельные участки с таким статусом представляют собой площади, на которые не зарегистрировано право собственности или аренды. Временный характер сведений ЕГРН о земельных участках, поставленных на кадастровый учет до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды на земельный участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком Администрацией городского округа Чехов было принято решение об отказе в предоставлении Кузнецову И.В. Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности № Р№.
Указанным решением Кузнецову И.В. отказано в перераспределении земельного участка, смежного с его земельным участком, по причине того, что испрашиваемая конфигурация формируемого земельного участка ограничивает доступ к земельному участку с кадастровым номером №, который находится в стадии оформления права собственности городского округа Чехов (л.д. 8).
Суд полагает, что данный отказ носит формальный характер и противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.27 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Перераспределение земель и (или) земельный участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания, при которых может быть отказано в перераспределении земель. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которого утвержден проект межевания территории.
Предусмотренные пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в перераспределении земельных участков являются исчерпывающими.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Между тем, причина, указанная административным ответчиком в качестве основания для отказа Кузнецову И.В. в предоставлении государственной услуги, а фактически отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, действующим законодательством не предусмотрена, и более того, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из представленного административным истцом технического заключения кадастрового инженера ООО «Виктория» ФИО7 согласно представленным сведениям земельный участок площадью 401 кв. м (рис. 2) является частью земель, государственная собственность на которые не разграничена. Испрашиваемый земельный участок граничит с границей СНТ «Энергия-200» с южной стороны, с участком с кадастровым номером № с западной стороны, с землями общего пользования – северной стороны и с участком с кадастровым номером № участвующим в перераспределении – с восточной стороны (л.д. 10-28). По результатам визуального осмотра специалистом установлено, что образуемый исследуемый земельный участок находится в фактическом пользовании Кузнецова И.В. Участки с кадастровыми номерами № и № также принадлежат Кузнецову И.В.
Участок с кадастровым номером № представляет собой заросшую территорию. На момент обследования участок не обрабатывался, участок не имеет ограждения искусственного происхождения. Доступ на участок осуществляется с северо – северо-восточной границы, как видно на фото 5. Образуемый земельный участок :ЗУ1 (рис. 2) не перекрывает доступ на участок с кадастровым номером №
Согласно представленного ответа заместителя Главы Администрации городского округа Чехов Карповой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ№, Администрация городского округа Чехов, рассмотрев заявление Кузнецова И.В., сообщает следующее: проезд между земельными участками с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, а является частью земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 22).
Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение осуществляется на основании соглашений, то есть законодателем предусмотрена именно форма соглашения между сторонами при перераспределении.
В соответствии с положениями п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Действительно, согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ, пунктами 1 и 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных участков. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Таким образом, нормы главы V.4 ЗК РФ (статьи 39.27-39.29 ЗК РФ) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п. 10 ст. 39.28 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Пунктами 9 и 14 ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие основания для перераспределения указанных в пункте 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие основания для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29. ЗК РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 27.06.2017 № 1266-О, Земельным кодексом РФ в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В вышеуказанном определении Конституционного Суда РФ отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным. При данных обстоятельствах сформировать самостоятельный объект невозможно.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Исходя из этого принципа в ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно заявленных административным истцом требований.
Между тем, административным ответчиком суду не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца.
Кроме того, основание отказа, указанное административным ответчиком, при его буквальном толковании не соответствует содержанию п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Кузнецова И.В. о признании незаконным вышеназванного решения Администрации городского округа Чехов об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности № Р№» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный отказ не соответствует требованиям закона, а также производных от основных исковых требований административного истца об обязании административного ответчика рассмотреть заявление в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление административного истца о перераспределении земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования Кузнецова И.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 218, 219, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кузнецова Ивана Витальевича к Администрации городского округа Чехов о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным и об обязании рассмотреть заявление – удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Чехов об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности № Р№» от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа Чехов рассмотреть заявление, поданное Кузнецовым Иваном Витальевичем о перераспределении земельного участка, в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Геберт
Мотивированное решение в окончательно форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ