ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2680/20 от 19.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2680/2020

УИД: 59RS0004-01-2020-002398-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2020 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца Карелиной Е.В., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица Томилина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Росреестра по Пермскому краю об исправлении технической ошибки,

установил:

Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось в суд с требованиями об исправлении технической ошибки.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что государственная регистрация осуществляется в соответствии с Законом № 218-ФЗ, иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ. ДД.ММ.ГГГГ за исх. Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в адрес Управления Росреестра по <Адрес> направлено обращение с просьбой исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами . В обращении содержалась информация о том, что по имеющимся в Департаменте сведениям, информация о предоставлении земельных участках отсутствует, основания для разграничения права собственности отсутствует. Также было сообщено об отсутствии в Департаменте правоустанавливающих документов в отношении указанных земельных участков. С учетом полученной от Департамента информации в отношении указанных земельных участков в ЕГРН были внесены записи о снятии их с государственного кадастрового учета, им присвоен статус «архивный», о чем Департамент был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ.18. На текущий момент в отделе регистрации арестов на рассмотрении находится обращение ФИО1 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес><Адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>. В своей жалобе ФИО1 ставит вопрос о законности снятия земельных участков с кадастрового учета, информирует о том, что им было проведено уточнение границ земельных участков с кадастровыми номерами Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано ФИО1 предоставление земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты><Адрес> для ведения огородничества. Условием для предоставления земельного участка явилось проведение ФИО1 работ по уточнению границ земельного участка (границы участка уточнены ДД.ММ.ГГГГ). Распоряжением главы администрации г. Перми – начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано ФИО4 предоставление земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> по адресу: <Адрес> в <Адрес><Адрес>, для ведении огородничества. Условием для предоставления земельного участка являлось проведение ФИО4 работ по уточнению границ земельного участка (границы участка уточнены ДД.ММ.ГГГГ). Поводом для направления жалобы в адрес Управления согласно обращения ФИО1 послужило то, что Департаментом было отказано ФИО1 в заключении договоров аренды земельных участков, в связи с тем, что участки сняты с кадастрового учета. В рамках рассмотрения жалобы ФИО1 был сделан запрос от ДД.ММ.ГГГГ-ж в Департамент, в котором была высказана просьба пояснить причины, вызвавшие подачу Департаментом обращения с просьбой снять земельные участки с кадастрового учета, а также предоставить информацию об отмене распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Департамент не подтвердил информацию об отмене выданных распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, а лишь указал, что подача обращения связана с целями эффективного и рационального вовлечения в оборот земель г. Перми. Снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами попадает под порядок, предусмотренный ч. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ.

Управление Росреестра по Пермскому краю просит исправить техническую ошибку, допущенную при государственной регистрации прав, путем восстановлении статуса «актуальный» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Представитель административного истца в судебном заседании просила требования удовлетворить. Дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании заявленные Управление Росреестра по Пермскому краю требования поддержал, считает, что допущенная техническая ошибка при регистрации прав подлежит исправлению.

Представитель заинтересованного лица Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные возражения относительно заявленных требований, из содержания которых следует, что заявленные Управлением Росреестра по Пермскому краю требования удовлетворению не подлежат. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования – огородничество. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, огородничество не входит в перечень вдов разрешенного использования, предусмотренный для территориальной зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройки (Ж-3), в которой расположены земельные участки. В целях эффективного и рационального вовлечения в оборот земель с учетом Правил Департамент земельных отношений администрации г. Перми в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 0ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» направил в Управление Росреестра по Пермскому краю письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой рассмотреть возможность о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков. Решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка принимает Управление Росреестра по Пермскому краю. Также следует отметить, что в соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса РФ основанием для предоставления земельных участков является заявление о предоставлении земельного участка. На момент подписания письма от ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении земельных участков в Департамент земельных отношений администрации г. Перми не поступало. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 35).

Заслушав пояснения представителя административного истца, заинтересованного лица ФИО1, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений Департамента земельных отношений администрации г. Перми, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу ст. ст. 7, 8 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

С 01 января 2017 г. исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 ФЗ-218).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми обратился в адрес Управления Росреестра по Пермскому краю с письмом , в котором содержалась обращение об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках. Также в указанном письме сообщено о том, что земельные участки с кадастровыми номерами , имеют статус «ранее учтенные». Информация о предоставлении земельных участков в Департаменте земельных отношений администрации г. Перми отсутствует. По имеющимся в Департаменте сведениям, основания для разграничения права собственности на земельные участки отсутствует. Также сообщено об отсутствии в Департаменте правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, в отношении земельных участков (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Департамента земельных отношений администрации г. Перми Управление Росреестра по Пермскому краю направлено письмо , из содержания которого следует, что отделом регистрации арестов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю рассмотрено обращение Департамента с просьбой исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами . Согласно обращению Департамента земельных отношений администрации г. Перми в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , информация о предоставлении данных земельных участков в Департаменте отсутствует. В соответствии с действующим законодательством основания для разграничения права собственности на указанные земельные участки в Департаменте земельных отношений администрации г. Перми отсутствуют. С учетом поступившего обращения и поступления в Управление уведомления Департамента земельных отношений администрации г. Перми в порядке пп. 3 ст. 181 Правил ведения ЕГРН, в отношении указанных земельных участков ДД.ММ.ГГГГ внесены записи о снятии их с государственного кадастрового учета, им присвоен статус «архивный» в соответствии с п. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ посредством электронного документооборота в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ФИО1 поступило обращение, в котором содержалась просьба разобраться в законности принятия решения и полноте предоставленных сведений о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номерами при том, что земельный участок предназначен для предоставления в аренду ФИО1 и был разграничен на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми с письмом -ж, в котором содержалось просьба пояснить причины, вызвавшие подачу Департаментом обращения с просьбой снять земельные участки с кадастрового учета (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Управления Росреестра по Пермскому краю Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил письмо (л.д. 17), из содержания которого следует, что распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка в Мотовилихинском районе г. Перми» (л.д. 18), распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании ФИО4 предоставления земельного участка в Мтовилихинском районе г. Перми» (л.д. 19) предварительно согласовано предоставление земельных участков с кадастровыми номерами для ведения огородничества. Данные распоряжения действуют в течение двух лет со дня подписания. На момент подписания письма Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ исх. заявления о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами и в Департамент не поступали. Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования «огородничество», который не входит в перечень видов разрешенного использования, предусмотренных территориальной зоной, в которой они расположены. В целях эффективного и рационального вовлечения в оборот земель Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил в Управление Росреестра по Пермскому краю письмо о снятии участков.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ФИО1 Управлением Росреестра по Пермскому краю направлено письмо -ж, из содержания которого следует, что Управлением Росреестра по Пермскому краю рассмотрено обращение ФИО1 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес><Адрес>: земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес> кадастровым номером . Снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами попадает под порядок, предусмотренный ч. 3 ст. 70 Закона № 21-ФЗ. Также указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление от Департамента земельных отношений администрации г. Перми поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, согласно которому информация о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами в Департаменте отсутствует, основания для разграничения права собственности на данные участки также отсутствуют. Также, в Департаменте отсутствуют правоустанавливающие документы, выданные иным лицам. В связи с отсутствием указанных выше сведений, а также отсутствием в ЕГРН сведений об исходных земельных участков и о расположении на земельных участках объектов недвижимости, в том числе в виде сведений о частях земельных участков, занятых объектами недвижимости, у органа регистрации имелись основания для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами . Также указано о том, что в рамках рассмотрения обращения ФИО1 в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ-ж с просьбой пояснить причины, вызвавшие подачу Департаментом земельных отношений администрации г. Перми обращения с просьбой снять земельные участки с кадастрового учета. Также управлением была направлена просьба направить информацию об отмене распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Департамент не подтвердил информацию об отмене распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, а лишь указал, что подача обращения связана с целями эффективного и рационального вовлечения в оборот земель г. Перми. Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами не подлежат восстановлению в ЕГРН (л.д. 13-15).

Проанализировав представленные доказательства, в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении государственного кадастрового учета описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки органом государственной регистрации прав допущены не были. Несоответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, также отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № ФЗ-218, Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пп. 3 ст. 181 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 41548), в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".

Таким образом, судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами сняты Управлением Росреестра по Пермскому краю с кадастрового учета на основании заявления Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, заявления о их предоставлении на указанную дату (ДД.ММ.ГГГГ) в Департаменте отсутствовали, что не оспаривается сторонами, соответственно указанная в заявлении ошибка, с учетом положений части 1 ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не является технической.

Доводы Управления Росреестра по Пермскому краю, положенные в основу заявленных требований, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, суд признает их несостоятельными.

При таких обстоятельствах правовых оснований для исправления технической ошибки в ЕГРН не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Росреестра по Пермскому краю об исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации права, путем восстановления статуса «актуальный» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.