ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2680/2022 от 26.07.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 26 июля 2022 года

Дело № 2а-2680/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 21 июля 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием истицы – Сакаль Н.И., представителя истицы – Кузева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сакаль Натальи Ивановны к Департаменту социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованного лица – Савощик Натальи Ивановны о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Сакаль Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействия по не рассмотрению в установленном законом порядке заявления от 19 апреля 2022 года о назначении ее опекуном недееспособной ФИО-1, года рождения, вместо опекуна Савощик Н.И., возложении обязанности рассмотреть заявление.

Исковые требования мотивированы тем, что ее тетка Савощик Н.И. является опекуном недееспособной двоюродной сестры ФИО-1 19 апреля 2022 года ею, в связи с ухудшением состояния здоровья Савощик Н.И. и с ее согласия, было подано заявление в Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым о назначении ее опекуном недееспособной, вместо Савощик Н.И. 19 мая 2022 года подано повторное заявление с просьбой предоставить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления от 19 апреля 2022 года. Однако до настоящего времени ее заявление рассмотрено не было, ответ не поступил. Считает указанное бездействие ответчиков незаконным, в связи с чем просит возложить обязательство рассмотреть заявление от 19 апреля 2022 года и назначить ее опекуном недееспособной.

Истец и ее представитель в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Ответчик Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик Администрация города Ялта Республики Крым, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, о причинах его неявки не сообщила.

Заинтересованное лицо Савощик Н.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованного лица.

Выслушав истца и ее представителя, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, если иное прямо не предусмотрено законом.

Установлено, что постановлением Администрации города Ялта Республики Крым № 3115-п от 25 августа 2016 года, Савощик Наталья Ивановна, года рождения назначена опекуном над совершеннолетней недееспособной ФИО-1 года рождения.

19 апреля 2022 года Сакаль Натальей Ивановной в адрес Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым (далее – Департамент) подано заявление о назначении ее опекуном в отношении совершеннолетней недееспособной ФИО-1, года рождения, с приложением перечня документов на 37 листах.

Получение Департаментом указанного заявления подтверждается распиской-уведомлением от 19 апреля 2022 года.

12 мая 2022 года Савощик Н.И. в адрес Департамента было подано заявление с сообщением о том, что с целью надлежащего ухода за ее недееспособной дочерью ФИО-1 и в связи с ухудшением ее (опекуна) здоровья, она решила переоформить свои опекунские права на Сакаль Н.И., в связи с чем ими были собраны все необходимые документы.

Указанное заявление зарегистрировано в Департаменте 13 мая 2022 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

19 мая 2022 года Сакаль Н.И. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей письменного ответа о результатах рассмотрения ее заявления о назначении ее опекуном ФИО-1 вместо Савощик Н.И., в связи с ухудшением ее здоровья.

В этот же день указанное заявление зарегистрировано в Департаменте, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

Обращаясь с данным исковым заявлением в суд, административный истец указывает на бездействие ответчиков, выраженное в не рассмотрении ее заявления о назначении опекуном.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации», к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами регулируются Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее Федеральный закон N 48-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ, основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся в том числе: установление опеки или попечительства; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 48-ФЗ).

Согласно частей 1,2 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 48-ФЗ опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее – Правила).

Согласно п. 2 Правил, подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

В соответствии с п. 4 Правил, гражданин, выразивший желание стать опекуном, за исключением граждан, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

а) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

и) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);

к) автобиография.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (п. 5 Правил).

В соответствии с п. 8 Правил, в целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, за исключением граждан, указанных в пункте 4(1) настоящих Правил, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи.

Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт об обследовании условий жизни гражданина).

Акт об обследовании условий жизни гражданина оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Согласно п. 9 Правил, орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 4 или 4(1) настоящих Правил, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.

В соответствии со ст. 1.1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 34-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым" органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению функций органов опеки и попечительства в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 25 июля 2019 года № 313 утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственной услуги "Установление опеки или попечительства в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными" (далее - Административный регламент).

Пунктом 2.6. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Так, согласно указанному перечню, гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем, за исключением близких родственников, выразивших желание стать опекунами или попечителями, предоставляет следующие документы:

1) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе (приложение 1 к Положению о порядке осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Крым в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже по состоянию здоровья, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 30.04.2015 N 241);

2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);

3) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (приложение 15 к Положению о порядке осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Крым в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже по состоянию здоровья, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2015 года N 241);

4) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

5) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна) (приложение 2 к Регламенту);

6) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 (при наличии);

7) автобиография;

8) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата оказания государственной услуги (в случае обращения представителя заявителя).

Согласно п. 2.4.1 Административного регламента, орган опеки и попечительства в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 4 или 4.1 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927, и акта об обследовании условий жизни гражданина (близкого родственника) принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном), которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа.

Постановление о назначении опекуном или попечителем или об отказе в назначении опекуном или попечителем (далее - постановление) или заключение о возможности или невозможности заявителя быть опекуном (далее - заключение) направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его подписания. Копия постановления (заключения) подшивается в личное дело. Вторая копия постановления направляется в территориальное управление (отдел) Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства недееспособного или не полностью дееспособного гражданина (п. 2.4.3 Административного регламента).

Административным истцом заявление о назначении опекуном было подано в Департамент 19 апреля 2022 года.

Вместе с тем, в установленный Административным регламентом срок решение о назначении опекуном, либо решение об отказе в назначении опекуном принято не было.

Административный ответчик Департамента в ответе за запрос суда указал о том, что заявление Сакаль Н.И. было рассмотрено, и письмом от 05 мая 2022 года ей был дан ответ о выявлении нарушений, в частности об отсутствии документов, подтверждающих родство с Савощик Н.И. и ФИО-1, а также об отсутствии заявления действующего опекуна снятии с нее полномочий (с указанием причин). Также указано на нарушение опекуном Савощик Н.И. Порядка распоряжения имуществом совершеннолетних недееспособных граждан, определенного ст. 37 ГК РФ и ст. ст. 19-21 Федерального закона N 48-ФЗ.

Вместе с этим, доказательства направления в адрес истца указанного ответа от 05 мая 2022 года отсутствуют. Представленный административным ответчиком реестр почтового отправления не содержит в себе печати почтовой организации о принятии почтового отправления. Иных доказательств (почтовое уведомление, почтовый конверт, информация по отправлению с почтовым идентификатором и прочее) административным ответчиком не предоставлено.

При этом, по результатам рассмотрения заявления о назначении опекуном должно быть принято решение в форме постановления.

Таким образом, заявление Сакаль Н.И. в установленный срок рассмотрено не было, соответствующее решение не принималось, что свидетельствует о бездействии Департамента, к полномочиям которого отнесено рассмотрение данного вопроса.

Кроме этого, как следует из содержания искового заявления, Сакаль Н.И. является двоюродной сестрой недееспособной ФИО-1, следовательно, не является ее близкой родственницей.

В заявления Сакаль Н.И. от 19 апреля 2022 года о назначении ее опекуном, отсутствует указание на то, что она является близкой родственницей недееспособной ФИО-1

Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, также как и Административным регламентом не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих родство в случае подачи заявления о назначении опекуном не близким родственником.

Из личного дела № 08-05-27-2016 на ФИО-1 следует, что заявителем Сакаль Н.И. к заявлению о назначении опекуном были приложены полный перечень документов, необходимый для рассмотрения вопроса о назначении ее опекуном.

Кроме этого, из представленных документов следует, что 12 мая 2022 года опекун недееспособной ФИО-1 - Савощик Н.И. в Департамент было подано заявление, в котором она указала на желание переоформить опекунство над дочерью на племянницу Сакаль Н.И., а также указала причины к этому, в частности состояние ее здоровья.

Указанное заявление было зарегистрировано в Департаменте 13 мая 2022 года.

Между тем, до настоящего времени заявление истца о назначении ее опекуном Департаментом не рассмотрено, какое-либо решение по нему не принято.

Доказательств обратного ответчиком Департаментом суду в нарушение требований статьи 62 КАС РФ не представили, следовательно, со стороны указанного ответчика имеет место бездействие в виде не рассмотрения заявления истца по существу.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку в данном случае оспариваемое бездействие противоречит закону, при этом нарушает права и законные интересы истца, суд признает бездействие незаконным.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым обязанность рассмотреть заявление истца о назначении ее опекуном в сроки и в порядке, установленные Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым № 1313 от 25 июля 2019 года.

При этом не подлежат удовлетворению исковые требования о назначении истца опекуном, поскольку в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений.

Требования к ответчику Администрации города Ялта удовлетворению не подлежат, поскольку рассмотрение заявлений о назначении опекуном и принятие по ним решения относиться к компетенции Департамента социальной политики Администрации города Ялта.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 111 КАС Российской Федерации с ответчика Департамента социальной политики Администрации города Ялта в пользу истца подлежит взысканию уплаченная ею при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Сакаль Натальи Ивановны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента социальной политики Администрации города Ялта, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления Сакаль Натальи Ивановны от 19.04.2022 года о назначении ее опекуном совершеннолетней недееспособной ФИО-1.

Обязать Департамента социальной политики Администрации города Ялта рассмотреть заявление Сакаль Натальи Ивановны о назначении ее опекуном несовершеннолетней недееспособной ФИО-1 в сроки и в порядке, установленные Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым № 1313 от 25 июля 2019 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Департамента социальной политики Администрации города Ялта в пользу Сакаль Натальи Ивановны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова