ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2682/17 от 16.10.2017 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2682/2017 16 октября 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Кариной Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности провести лесоустройство на территории Пинежского лесничества,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности провести лесоустройство на территории Пинежского лесничества.

В обоснование заявления указано, что в ходе проведённой проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что административным ответчиком лесоустроительные работы на территории Пинежского района не проводились более десяти лет. В связи с чем границы Келдинского и Пижемского участковых лесничеств Пинежского лесничества соприкасаются с границами территорий государственного природного заповедника «Пинежский», созданного постановлением Совета Министров РСФСР от 20 августа 1974 года № 474. Указанные обстоятельства создают угрозу использования государственного природного заповедника «Пинежский» для целей заготовки древесины. Отсутствие новых материалов лесоустройства затрудняет работу лесничества, делает невозможным создание проектов освоения лесов. Просит обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 на территории Пинежского лесничества в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признал. В предварительных судебных заседаниях, состоявшихся <Дата> и <Дата>, пояснял, что обязательные для соблюдения сроки проведения лесоустройства положениями приказа Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 не установлены. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в силу предоставленных ему полномочий может лишь организовать мероприятия по проведению лесоустройства, но при наличии финансирования на эти цели из федерального бюджета. Административным ответчиком приняты все возможные меры для исполнения возложенных на него полномочий, однако федеральные бюджетные средства на проведение лесоустройства не выделены. Доказательств неактуальности материалов лесоустройства административным истцом в материалы дела не представлено. Проведение мероприятий по лесоустройству в срок, заявленный прокурором, полагал невозможным, поскольку полный цикл лесоустроительных работ в лесничестве, равном по площади 1 000 000 га, может быть завершён не ранее 29 месяцев, с учётом их начала с мая 2018 года.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал.

По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса.

Как следует из пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3-5 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу пункта 1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп (далее – Положение), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 указанного Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, возложено на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учёта и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объёма древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

На основании положений статьи 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объёмов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 150 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на территории Пинежского лесничества мероприятия по лесоустройству не проводились более десяти лет, что препятствует надлежащему планированию и реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Между тем, границы Келдинского и Пижемского участковых лесничеств Пинежского лесничества соприкасаются с границами территорий государственного природного заповедника «Пинежский», который на основании статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Наложение границ заповедника на земли лесного фонда Пинежского лесничества создаёт угрозу использования государственного природного заповедника «Пинежский» для целей заготовки древесины.

Отсутствие новых материалов лесоустройства затрудняет работу лесничества, делает невозможным создание проектов освоения лесов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере проведения лесоустройства, что нарушает права и законные интересы государства и неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу сохранности лесов и особо охраняемой природной территории.

При таких обстоятельствах исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

В то же время в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства относится к числу полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, обязанность провести мероприятия по лесоустройству может быть возложена на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области только в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Принимая во внимание объём работ, которые необходимо провести в ходе лесоустройства, учитывая площадь территории Пинежского лесничества, а также необходимость получения финансирования для этих целей из федерального бюджета, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для проведения лесоустройства до 30 сентября 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределённого круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности провести лесоустройство на территории Пинежского лесничества удовлетворить.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области провести лесоустройство на территории Пинежского лесничества Архангельской области в срок до 30 сентября 2020 года за счёт средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов