ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2683/2023 от 21.11.2023 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Большовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Батраковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-2683/2023 по иску прокурора Пролетарского района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования № », управлению образования администрации г. Тулы об обязании принять меры по содержанию защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями федерального законодательства,

установил:

прокурор Пролетарского района г. Тулы обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие МБОУ «Центр образования №» и управления образования администрации города Тулы в части непринятия мер по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно: необеспечении сохранности герметизации входных дверей убежища и стен; необеспечении наличия в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; необеспечении прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; необеспечении в ЗС ГО сухости помещений; непроизведении окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; необеспечении исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; необеспечении наличия фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; неосуществлении очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования, мотивировав тем, что прокуратурой Пролетарского района г. Тулы проведена проверка исполнения федерального законодательства при содержании, использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в МБОУ «Центр образования », в ходе которой выявлены нарушения требований федеральных законов №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», №28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1399 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», которые до настоящего времени не устранены. В связи с чем, просил суд обязать административных ответчиков принять меры по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 21.11.2023 принят отказ прокурора Пролетарского района г.Тулы от требований к МБОУ «Центр образования », управлению образования администрации г. Тулы в части обеспечения сохранности герметизации входных дверей убежища и стен, а также обеспечения в защитном сооружении гражданской обороны сухость помещений.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы Панченко Т.Ю. административные исковые требования, с учетом частичного отказа от требований, поддержала, подтвердив доводы, изложенные в обоснование иска, указав о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на ответчиков.

Представитель административного ответчика МБОУ «Центр образования » исполняющий обязанности директора Киселева О.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, мотивировав тем, что все недостатки указанные в административном иске могут быть устранены только по поступлении денежных средств, так как МБОУ не обладает собственными свободными денежными средствами, все необходимые сметы составлены и направлены в орган, осуществляющий полномочия учредителя - в управление образования администрации г. Тулы. При поступлении денежных средств все нарушения будут незамедлительно устранены.

Представитель административного ответчика Управления образования администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тула по доверенности Синдеев М.М. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, заслушав свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлены главой 22 КАС РФ.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39, ч.1 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Срок для обращения с данным административным исковым заявлением, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, истцом не пропущен, поскольку предполагаемое нарушение в виде бездействия со стороны административных ответчиков носит длящийся, неоконченный характер и может быть пресечено либо устранением, либо наступлением обстоятельств, исключающих возможность такого устранения.

В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство и семья находятся под защитой государства.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В силу положений ст. 4 указанного федерального закона целями государственной политики в интересах детей, в том числе, являются: осуществление прав детей, восстановление их прав в случаях нарушений, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и также основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 вышеуказанного федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ст.6 указанного закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу п.1 ст.9 Федерального закона №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На основании п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют в том числе основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций; разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком №1309; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309.

Пунктом 2 Порядка № 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка №1309).

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п.13 Порядка №1309).

Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данными Правилами предусмотрены требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности (пункт 3.2), периодичности оценок технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1), оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств (пункт 4.2), системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения (пункт 4.3), фильтров-поглотителей (пункт 4.4), систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств (пункт 4.5), техническому обслуживанию и ремонту технических систем (пункт 5.1), планово-предупредительному ремонту строительных конструкций (пункт 5.2), техническому обслуживанию средств связи и оповещения (пункт 5.3), мероприятия по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых (пункт 6.1), обозначению защитных сооружений и маршрутов движения укрываемых к ним (пункт 6.2), порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми (пункт 6.3), порядок размещения укрываемых в защитных сооружениях, санитарно-техническое требования к содержанию помещений (пункт 6.4).

Требования по содержанию и использованию ЗС ГО в мирное время определены в п.п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.

Согласно п.1.2 Правил №583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

В соответствии с п.2.1 Правил №583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

В силу п.2.2 Правил №583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

В соответствии с подп. 2 п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, МЧС России разрабатывает и утверждает (устанавливает) порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

В силу п. 2 раздела II Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должно обеспечивать постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и ч.10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом, в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушают права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Как видно из материалов дела и установлено судом, МБОУ «Центр образования » создано в порядке реорганизации в форме слияния на основании постановления администрации г. Тулы от 05.06.2015 № 3075 «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - средней общеобразовательной школы , муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида в форме слияния с последующим образованием муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования ».

В силу п.1.2 Устава МБОУ «Центр образования » является некоммерческой организацией.

Согласно п.1.6 Устава МБОУ «Центр образования », утвержденного приказом управления образования город Тула от 04.02.2019, Центр образования является юридическим лицом, отвечает по всем своим обязательством всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Пунктом 1.7 Устава МБОУ «Центр образования » предусмотрено, что учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет администрация города Тулы. Центр образования находится в подведомственном подчинении управления образования администрации города Тулы.

Как следует из п. 1.15 Устава МБОУ «Центр образования », Центр образования выполняет государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п.3.1 Устава все имущество МБОУ «Центр образования » является собственностью муниципального образования г.Тула, отражается на самостоятельном балансе и закрепляется за ним на праве оперативного управления решением собственника.

Финансовое обеспечение Центра образования осуществляется из городского бюджета и иных источников (п.3.9 Устава), которое поступает в виде субсидий в соответствии с муниципальным заданием Учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели (п.3.10 Устава).

В соответствии со ст.17 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 09.02.1997, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, решению вопросов об их реорганизации и ликвидации, определению целей, условий и порядка их деятельности, утверждению их уставов, назначению и увольнению руководителей, заслушиванию отчетов об их деятельности, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно Положению «Об управлении образования администрации города Тулы», утверждённому Решением Тульской городской Думы от 25.01.2012 № 40/803, для реализации указанных задач управление образования в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие исполнительно-распорядительные функции и полномочия: обеспечение организации содержания зданий и помещений подведомственных учреждений (п.3.2.17); осуществление полномочий главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования город Тула, главного администратора доходов бюджета муниципального образования город Тула по закрепляемым за ним видам доходов (п. 3.2.14); изучение спроса и потребности и решение вопросов в области материально-технического и учебно-материального обеспечения и оснащения подведомственных учреждений (п.3.2.18); охрана прав детей на безопасные условия обучения и воспитания (охрана жизни и здоровья, организация свободного времени, отдыха, учебных занятий) (п. 3.2.27).

Как установлено судом, в соответствии с паспортом ЗС ГО защитное сооружение (№02590-71) эксплуатируется МБОУ «Центр образования » по адресу <адрес>, с назначением убежища (противорадиационное укрытие) - подсобные помещения встроенное в здание МБОУ двух этажей, вместимостью 150 человек, общей площадью 154,2 кв.м для укрывания и защиты людей, форма собственности муниципальная. Дата приемка в эксплуатацию – 15.10.1958.

В ходе проведения проверки прокуратурой установлены нарушения ст.ст. 215, 296 ГК РФ, ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 2 раздела II Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 2.2., п.3.2.1., п. 3.2.2., п.3.2.5., п.3.2.6., п.3.2.7., п.3.2.10., п.3.2.11., п.3.2.12., п.4.5.1., п.3.2.14 - не обеспечена сохранность герметизации входных дверей убежища и стен; в ЗС ГО отсутствуют разгружающие подставки под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; входы в ЗС ГО не прикрываются съемными легкими экранами или щитами; в ЗС ГО не обеспечена сухость помещений; не произведена окраска стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью (на момент проверки лакокрасочное покрытие инженерных сетей, помещений и конструктивных элементов ЗС ГО отсутствует); инженерно-техническое оборудование ЗС находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению; отсутствуют фильтры-поглотители системы очистки воздуха, не исправна система фильтровентиляции; не осуществляется периодическая очистка от грязи системы вентиляции, оборудование не смазывается и не окрашивается.

По результатам проверки в адрес МБОУ «Центр образования » 28.04.2022 внесено представление в связи с ненадлежащим содержанием ЗС с требованиями по устранению вышеуказанных нарушений законодательства в области гражданской обороны.

Во исполнение требований указанного представления МБОУ «Центр образования » осенью 2022 года было проведено комплексное обследование инженерно-технического состояния ЗС ГО с использованием современных средств технической диагностики. По результатам проведенного обследования в декабре 2022 года управлением по организации закупок и контролю за ценообразованием администрации г. Тулы была разработана и проверена проектно-сметная документация на ремонт ЗС ГО (укрытия) на сумму 7 077 602, 79 руб.

Как следует из пояснений сторон и установлено судом, в настоящее время МБОУ «Центр образования » не приняло мер по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес>, в части: необеспечения наличия в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; необеспечения прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; непроизведения окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; необеспечения исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; необеспечения наличия фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; неосуществления очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования. По сообщению МБОУ «Центр образования » вся информация о необходимом объеме финансирования направлена в управление образования администрации г. Тулы.

Данные обстоятельства также были подтверждены в судебном заседании свидетелем Свидетель №1, который пояснил, что на все мероприятия, которые указаны административном иске была разработана проектно-сметная документация на ремонт ЗС ГО (укрытия), требуемая сумма запрошена в управлении образования администрации г.Тула, ввиду отсутствия у МБОУ собственных денежных средств на указанные работы.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они последовательны, подтверждаются письменными материалами дела, в силу чего суд придает данным показаниям доказательственное значение.

При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности МБОУ «Центр образования » в части не принятия мер по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства в части необеспечения наличия в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; необеспечения прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; непроизведения окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; необеспечения исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; необеспечения наличия фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; неосуществления очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования может повлечь неблагоприятные последствия к использованию его по предназначению, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц по обеспечению возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Функции и полномочия учредителя в отношении МБОУ «Центр образования » осуществляет управление образования администрации города Тулы (п.1.7 Устава).

Решением Тульской городской Думы от 26.04.2023 № 48/1053 утверждена структура администрации муниципального образования город Тула.

Так, одним из отраслевых (функциональных) органов администрации города Тулы (с правом юридического лица) является управление образования администрации города Тулы.

Решением Тульской городской Думы от 25.01.2012 №40/803 утверждено Положение об Управлении образования администрации города Тулы - муниципальное казенное учреждение, отраслевой (функциональный) орган администрации города Тулы, обеспечивающий реализацию исполнительно-распорядительных функций и полномочий органа местного самоуправления - администрации города Тулы в сфере образования, функционирования системы отдыха детей.

Одними из задач управления в силу п. 2.1.4 и 2.1.8 положения являются создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; организация обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных организаций, находящихся в подведомственном подчинении управления образования, обустройства прилегающих к ним территорий.

Согласно пп. 3.1, 3.2 положения для реализации указанных задач управление образования администрации г. Тулы в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие исполнительно-распорядительные функции и полномочия: в рамках материально-технического и учебно-материального обеспечения - согласование распоряжения движимым имуществом подведомственных казенных учреждений (3.1.2.2); как орган, осуществляющий управление - управление сетью подведомственных учреждений (3.1.3.1); осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (3.1.3.13); утверждение уставов подведомственных учреждений, изменений в них в установленном порядке (3.2.9); внутренний, предварительный и последующий муниципальный финансовый контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств подведомственными учреждениями (3.2.15); получение от подведомственных учреждений ежегодных отчетов о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и их анализ (3.2.16); обеспечение организации содержания зданий и помещений подведомственных учреждений (3.2.17); изучение спроса и потребности и решение вопросов в области материально-технического и учебно-материального обеспечения и оснащения подведомственных учреждений (3.2.18).

Совокупность приведенных норм материального права в их взаимосвязи указывает на то, что органы местного самоуправления участвуют в обеспечении образовательных учреждений средствами защиты граждан, в том числе, и путем принятия решений по вопросам их финансирования, при этом исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, полномочия учредителя и главного распорядителя бюджетных средств которого в г.Туле выполняет управление образования администрации г. Тулы, которое осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность и финансовое обеспечение деятельности указанной образовательной организации, и экономические интересы которого в части порядка бюджетного финансирования не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, в интересах которых подано настоящее административное исковое заявление.

Управление образования осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные муниципальные учреждения, определенные муниципальными правовыми актами администрации города Тулы, во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы (п. 1.4 Положения).

Финансовое обеспечение деятельности Управления образования осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Тула (п. 1.10 Положения).

Управление образования как главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполнению соответствующей части бюджета (ч.1 ст. 158 БК РФ).

Таким образом, Управление образования администрации г.Тула выступает от имени учредителя МБОУ (МО г. Тула), является главным распорядителем бюджетных средств по направлению своей деятельности, и имеет полномочия выбирать приоритетное направление расходования средств, распределять бюджетные ассигнования по подведомственным учреждениям, в связи с чем, с учетом вышеприведенных исполнительно-распорядительных функций и полномочий Управления, суд полагает целесообразным обязать данного административного ответчика обеспечить финансирование МБОУ «Центр образования » на выполнение мероприятий по содержанию защитного сооружения гражданской обороны при недостаточности средств учреждения.

При этом следует отметить, что главный распорядитель бюджетных средств Управление образования администрации г. Тулы не лишен возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий содержанию защитного сооружения гражданской обороны подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.

Сведений о выделении образовательному учреждению денежных средств на устранение указанных нарушений по содержанию защитного сооружения гражданской обороны или о том, что структурное подразделение МБОУ «Центр образования устранило выявленные нарушения, не приведено.

В силу положений частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права.

С учетом особой социальной значимости данного вопроса, надлежащая эффективность содержания защитного сооружения гражданской обороны в полной готовности может быть достигнута лишь при реализации полного комплекса предусмотренных законом мероприятий по обеспечению защитного сооружения, что необходимо для обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников, посетителей учреждения, защите их от любых посягательств.

Установив указанные обстоятельства, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, принимая во внимание, что устранение вышеуказанных нарушений закона должно быть произведено административным ответчиком МБОУ «Центр образования », которое является бюджетным учреждением и финансирование которого осуществляется за счет средств городского бюджета на основании распорядительных действий управления образования администрации г. Тулы, исполняющего функции и полномочия учредителя в отношении данного образовательного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Пролетарского района г. Тулы в части обязания МБОУ «Центр образования » обеспечить проведение мероприятий по содержанию защитного сооружения гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить наличие в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; обеспечить прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; произвести окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; обеспечить исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; обеспечить наличие фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; осуществить очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования, в течение 12 месяцев, за счет собственных средств, а при их недостаточности – за счет средств, выделяемых управлением образования администрации г. Тулы, обязав управление образования администрации города Тулы при недостаточности у МБОУ «Центр образования » денежных средств, обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета выполнение МБОУ указанных мероприятий, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя круг надлежащих административных ответчиков, суд руководствуется нормами федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федерального закона «Об образовании», Положения «Об управлении образования администрации города Тулы», Устава МБОУ «Центр образования ».

Ссылка на отсутствие необходимых денежных средств не освобождает уполномоченные органы от исполнения возложенных обязанностей и не ставит в зависимость от финансовых возможностей выполнение требований по содержанию защитного сооружения гражданской обороны образовательного учреждения, так как действующее законодательство не связывает обеспечение безопасности учащихся и иных лиц с наличием или отсутствием финансирования. Недостаточность бюджетных средств не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, от исполнения обязанности по соблюдению указанных требований безопасности.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, и не может расцениваться как вмешательство в муниципальное управление. При этом, определение размера необходимых расходов как раз относится к полномочиям ответчиков, в связи с чем не является обстоятельством, подлежащим определению в рамках настоящего спора.

Заявленный прокурором срок исполнения обязанности - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению для исполнения решения суда, климатические условия региона, исходя из существа права, подлежащего защите (право неопределенного круга лиц на безопасное нахождение в образовательном учреждении), и соблюдения положений Бюджетного кодекса РФ, а также пояснения участников дела в судебном заседании о разумном сроке исполнения решения, суд считает обоснованным.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании административных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Пролетарского района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования », управлению образования администрации г. Тулы об обязании принять меры по содержанию защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями федерального законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ «Центр образования » и управления образования администрации города Тулы в части непринятия мер по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязать МБОУ «Центр образования » принять меры по содержанию объекта гражданской обороны - защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно: обеспечить наличие в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; обеспечить прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; произвести окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; обеспечить исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; обеспечить наличие фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; осуществить очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, за счет собственных средств, а при их недостаточности – за счет средств, выделяемых управлением образования администрации г. Тулы.

Обязать управление образования администрации города Тулы при недостаточности у МБОУ «Центр образования » денежных средств, обеспечить финансирование за счет средств местного бюджета на выполнение мероприятий по содержанию защитного сооружения гражданской обороны защитного сооружения (№02590-71) в структурном подразделении МБОУ «Центр образования » по адресу: <адрес>, в части обеспечения наличия в ЗС ГО разгружающих подставок под защитно-герметическими дверями защитного сооружения; обеспечения прикрытия входов в ЗС ГО съемными легкими экранами или щитами; окраски стен, инженерных сетей в соответствии с установленной периодичностью; обеспечения исправного состояния инженерно-технического оборудования ЗС, готовности к использованию по назначению; обеспечения наличия фильтров-поглотителей системы очистки воздуха, исправности системы фильтровентиляции; осуществления очистки от грязи системы вентиляции, смазывания и окрашивания оборудования, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2023 года.