Дело 2а-2684/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, №д от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Крук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 стало известно о привлечении его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228 УК РФ, прекращении уголовного дела в отношении него согласно справке выданной ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю. Считает данную информацию не соответствующей действительности, нарушающей его Конституционные права, которые могут отрицательно сказаться в дальнейшем при трудоустройстве, так как никогда не привлекался к уголовной ответственности. Поскольку наличие данной информации умаляет достоинство административного истца и дискредитирует его как личность, наличие информации нарушает его права гарантированные Конституцией РФ. Просит суд признать незаконными внесение в учет базы данных сведений о привлечении к уголовной ответственности, обязать УМВД России по Хабаровскому краю исключить из информационной базы МВД РФ и УМВД России по Хабаровскому краю данных о привлечении.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного ответчика ФИО5, ФИО3 исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание административный истец ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.
Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Судом установлено, что по данным учетов ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения следователем ОВД ФИО10 возбуждено уголовное дело №ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 228 УК РФ по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ., с фабулой - «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении ФИО4 прекращено по ст. 6 УПК РСФСР - с деятельным раскаянием на стадии предварительного следствия, о чем была выставлена статистическая карточка формы 1.1, на основании которой вышеуказанное решение внесено в Единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, которая в дальнейшем выставлена как учетная документация (алфавитная карточка Ф.1) для постановки лица на оперативно-справочный учет ИЦ с решением по уголовному делу на оборотной стороне карточки.
ФИО4 отрицает факт возбуждения ДД.ММ.ГГГГ в отношении него уголовного дела № по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ и его последующего прекращения по основаниям, предусмотренным статьей 6 УПК РСФСР, т.е. вынесение соответствующих постановлений следователя, в связи с чем, обратился в правоохранительные органы, контролирующие органы с обращением о проведении проверки.
Как следует из заключения проверки по обращению ФИО4 о незаконно внесенных сведениях в учет ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю о привлечении к уголовной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, ответа УМВД от ДД.ММ.ГГГГ, факт постановки в оперативно-справочную картотеку ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю ФИО4 подтвердился, вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 425 приказа МВД России от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения» наблюдательные производства по уголовным делам хранятся в течении 5 лет с момента принятия решения, в связи с чем подтвердить либо опровергнуть факт привлечения к уголовной ответственности не представляется возможным.
В оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции» внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием (п. 4 ч. 3).
В силу ч. 3 ст. 13 ФЗ «О полиции» порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.Приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.
Формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ г. №.
В соответствии с пп. «и» п. 9 Наставления одним из оснований для постановки на учет является постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренным настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований или возражений (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Так, согласно ч.ч. 9, 11 с. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют нормативно-правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, для признания незаконным решения, действия (бездействия) административных ответчиков необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и нарушения в их результате прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 1 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
ФИО4, обратившись в суд с требованиями о признании незаконными внесение в учеты ИЦУМВД России по Хабаровскому краю, возложении обязанности исключить информацию, по существу спора не согласен с тем, что он был внесен в учет базы данных ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю, вместе с тем, оснований, подтверждающих факт незаконного внесения, судом не установлено.
Уголовное дело в отношении ФИО4 прекращено на основании ст. 6 УПК РСФСР. Указанная норма предусматривала возможность прекращения уголовного дела вследствие изменения обстановки, совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным, что являлось не реабилитирующим основанием.
Из материалов дела следует, что дознавателем Центрального РОВД г. Хабаровска выставлена учетная документация (алфавитная карточка формы 1) в отношении ФИО6 для постановки ее на оперативно-справочный учет Информационного центра.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу межведомственный приказ МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета РФ Генеральной прокуратуры РФ ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым изменены сроки хранения.
Согласно пп. «е» п. 15.2 Приложения № 1 Наставления, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых, в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование), в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы, - до достижения ими 80-летнего возраста.
ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю является подразделением, на которое возложено формирование и ведение централизованных криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации на федеральном уровне. На федеральный учет ставится информация об осужденных отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы; а информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, условно осужденных, а также о лицах, осужденных к иным видам наказания, подлежит региональному учету.
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России, утвержденного приказом МВД России от 28.03.2002 г. № 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
При таких обстоятельствах, действия информационного центра по внесению ФИО4 в учеты являются законными, права, свободы и законные интересы заявителя нарушены не были, внесение, хранение, обработка и предоставление сведений, содержащихся в базе данных ИЦ УМВД России по Хабаровскому краю, осуществляются исходя из полномочий и компетенций этого органа, в соответствии с ведомственными правовыми актами и Наставлениями по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп.
В судебном заседании административным истцом не представлено доказательств в подтверждение нарушения его прав, свобод и законных интересов в виду исполнения административным ответчиком своих обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что права ФИО4 административным ответчиком не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными действий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме 19.03.2018 г.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко