Дело № 2а-2686/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Ульяновск 25 июля 2018 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего федерального судьи Саенко Е.Н.,
при секретаре Аристовой А.В.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 27.11.2017, возложении обязанности выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 27.11.2017, возложении обязанности выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
В обосновании иска указал, что 24.07.2014 администрацией города Ульяновска ему было выдано разрешение на строительство № №, согласно которому ему было разрешено произвести реконструкцию объекта капитального строительства части многоквартирного жилого дома – <адрес>.
В связи с рождением второго ребенка ПФР РФ были предоставлены денежные средства материнского капитала в размере 200 000 руб. на строительство второго этажа (реконструкции).
После произведенной реконструкции для получения второй части материнского капитала он обратился к ответчику с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно полученного ответа от 27.11.2017 в выдаче требуемого акта ему было отказано.
Данным отказом, по мнению ФИО1, нарушено его право на получение оставшейся части материнского капитала.
Просит признать незаконным отказ администрации города Ульяновска от 27.11.2017 в выдаче ему акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возложить на административного ответчика обязанность выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства расположенного по вышеуказанному адресу по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 17.11.2011 № 286.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на иске настаивал, суду дал пояснения, изложив обстоятельства и факты аналогичные указанным в административном иске. Дополнительно суду пояснил, что оспариваемый отказ им был получен в декабре 2017 года. В последующем он обращался в органы прокуратуры с заявлением о незаконности действий администрации города Ульяновска. В удовлетворении его заявления было отказано.
Представитель администрации города Ульяновска ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала. Просила отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока обращения с данным иском в суд. Полагала действия администрации города Ульяновска законными и обоснованными.
Кроме того, суду пояснила, что причиной отказа в выдаче требуемого акта послужив факт реконструкции части многоквартирного жилого дома, а не объекта индивидуального жилищного строительства, тогда как п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено направление средств материнского капитала на улучшение жилищных условий – на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании с административным иском согласилась.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Ульяновской области, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещались.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 1 ст. 219 если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов..
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с ст. 5, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 указанного Закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В силу ч. 1.1 ст. 10 данного Закона часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с п. 2 ч. 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке документов.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 10 Закона часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с ч. 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, урегулирован Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».
Согласно п. 1 Правил таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - акт освидетельствования).
В силу п. 2 Правил акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя.
Уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме.
Как установлено в ходе рассмотрения дела ФИО1 является собственником <адрес>, площадью 75,20 кв.м.
24.07.2014 администрацией города Ульяновска ФИО1 было выдано разрешение на строительство № №, согласно которому ему было разрешено произвести реконструкцию объекта капитального строительства части многоквартирного жилого дома – <адрес>.
27.11.2017 администрацией города Ульяновска было отказано в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку дом является многоквартирным, принадлежащая истцу квартира не является объектом индивидуального жилищного строительства.
Данный ответ, подготовлен в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которым средства материнского капитала могут быть направлены на цели строительства, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, тогда как разрешение на строительство № было выдано на реконструкцию части многоквартирного жилого дома.
Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска в действиях администрации города Ульяновска нарушений не установлено. В результате проверки было выявлено, что первая часть суммы материнского капитала была выдана истцу неправомерно по причине нарушения порядка рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского капитала. В этой связи, как указано в ответе истцу, в адрес руководителя Отделения ПФР России по Ульяновской области внесено представление об устранении нарушения закона.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Приведенным правовым нормам и их разъяснениям корреспондирует положение части 5 статьи 180 КАС РФ, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенных норм права, суд при рассмотрении заявленного административного иска принимает во внимание, что административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд и не представлено доказательств уважительности причин его пропуска, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Поскольку, как следует из материалов дела, отказ от 27.11.2017 был истцом получен в декабре 2017 года, административный иск подан в суд в июне 2018 года, то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока.
По настоящему делу уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют.
При этом, суд также учитывает, что на момент обращения истца в прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска с обращением о несогласии с действиями должностных лиц администрации города Ульяновска в мае 2018 года установленный законом трехмесячный срок был пропущен.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска следует отказать в виду пропуска срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 27.11.2017, возложении обязанности выдать акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Саенко Е.Н.