ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2686/19 от 04.01.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2686/2019 (73RS0004-01-2019-003529-36)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 года г. Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,

при секретаре Галиуллиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить защитное сооружение в реестр объектов федеральной собственности, привести сооружение в соответствие с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее по тексту МТС Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить защитное сооружение в реестр объектов федеральной собственности, привести сооружение в соответствие с требованиями законодательства, указав, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.

Установлено, что убежище, расположенное по адресу: <...> (инвентаризационный №113-73), находится в собственности Российской Федерации, при этом оно не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не значатся, балансодержатель отсутствует.

Согласно составленной отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области справке о результатах проверки защитных сооружений на территории Заволжского района г. Ульяновска указанное убежище в настоящее время не готово для использования по назначению и нуждается в капитальном ремонте.

Так, по результатам проверки убежища №113-73, 1983 года постройки вместимостью 950 человек, расположенного по адресу: <...>, вскрыты грубейшие нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 (далее по тексту Приказ 1) и Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 (далее по тексту – Приказ 2), имеются многочисленные нарушения.

Помещения указанного убежища не соответствует требованиям постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования, а именно: надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; комплексные проверки не производились, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежища, техническое обслуживание средств связи и оповещения не осуществлялось, не обеспечены обозначения защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к ним, не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, помещения защитного сооружения имеют повышенную влажность, окраска элементов инженерных систем внутри убежища, стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер не соответствует предъявляемым требованиям, инженерно-техническое оборудование убежища неисправно.

Таким образом, в настоящее время указанное защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует срочного капитального ремонта.

Статья 214 ГК РФ предусматривает, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст.294, 296 ГК РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п.15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской от 05.06.2008 №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, в силу п.2 ст.8 ГК РФ, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Поскольку право федеральной собственности на указанное убежище возникло в силу закона в 1983 году, то есть до принятия вышеуказанного закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, следовательно, оно является юридически действительным и не подлежит обязательной государственной регистрации.

Сведения о том, что убежище является бесхозяйным, также указываются и в акте инвентаризации, оценки содержания и использования убежища инв. №113-73.

Сведения о том, что убежище включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны подтверждается полученной прокуратурой района из МЧС России по Ульяновской области реестром и выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны (инв. №113-73).

Предъявление прокурором требований к ответчику в интересах Российской Федерации обусловлено нарушением Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области единого порядка создания на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества.

Руководствуясь ст.39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитного сооружения гражданской обороны: №113-73, расположенного по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации, незаконным. Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище) №113-73, расположенное по адресу: <...>, в реестр объектов федеральной собственности. Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области привести защитное сооружение гражданской обороны №113-73, расположенное по адресу: <...>, в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, а именно: устранить нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, исправить техническое состояние инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, провести плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования: установить и отремонтировать вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, дизельную электростанцию, восстановить электроснабжение, восстановить противовзрывные устройства и фильтры ячейковые (ячеистые). Устранить на инженерно-техническом и специальном оборудовании следы глубокого ржавления (коррозии) либо заменить их на новые; отремонтировать и законсервировать дизельную электростанцию, укомплектовать помещение дизельной электростанции ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей; окрасить: в белый цвет - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; в зеленый цвет - водопроводные трубы, баки запаса воды; в серый цвет – защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота; устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, установить люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; установить в дверь в помещение электрощитовой самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения; провести текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций, устранить видимость на железобетонных перекрытиях металлических арматур, восстановить отслоившийся бетон и отделку на стенах, устранив имеющиеся отверстия в стенах глубиной в 2 см, устранить имеющиеся на лестничных маршах сквозные отверстия; провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.

Помощники прокурора Заволжского района г. Ульяновска Казакова В.А. и ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Указали на то, что защитное сооружение числится в соответствующем реестре и решение о его снятии с учета должно приниматься на основании заявления собственника объекта, на день разрешения спора такое решение компетентными органами ГУ МЧС России по Ульяновской области не принималось.

Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области ФИО2 исковые требования не признала, свою позицию отразила в письменном отзыве, указала, что МТУ Росимущества на основании своего Положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 458, является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области, осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и иного федерального имущества. Объект гражданской обороны – убежище № 113-73, 1983 года постройки, вместимостью 950 человек, расположенное по адресу: <...>, не относится к собственности Российской Федерации. Сведения об указанном объекте в МТУ Росимуществор в Республике Татарстан и Ульяновской области не подавались и не поступали. Кроме того, в соответствии с Положением МТУ Росимущество не наделено полномочиями по обеспечению и поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, а также по участию в мероприятиях по гражданской обороне (по планам штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и выполнению иных требований, установленных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Также, штатным расписанием Управления не предусмотрена должность по обеспечению вышеуказанной деятельности. Кроме того, в случае наступления чрезвычайной ситуации, МТУ Росимущества не имеет возможности выполнить мероприятия по защите рабочих и служащих, работающих н предприятиях в помещениях над защитными сооружениями, а также другого населения, от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, полагает, что следует рассматривать вопрос не о восстановлении защитного сооружения, а о его списании, т.е. снятии с учета. Информация о потребности в данном убежище также не рассматривалась прокурором. Просит отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Агентства государственного имущества по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, указав, что в силу приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, которое и должно содержать объекты гражданской обороны.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрации г. Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, ЗАО Ульяновское монтажное управление «Волгасантехмонтаж», МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска», ООО «Река-ФАРМ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО4 в отзыве на иск просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляла на усмотрение суда, указав что объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности, тогда как функции по управлению федеральным имуществом осуществляет МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области. Представитель МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» ФИО5 также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляли на усмотрение суда, указав, что при проведении инвентаризации спорного убежища 02.08.2018 было установлено, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых, необходимо принять решение о снятии его с учета. Представитель ЗАО УМУ «Волгасантехмонтаж» ФИО6 в отзыве на иск указал, что организация к защитному сооружению отношения не имеет, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд с учетом позиции участников судебного разбирательства полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2, п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Федерального закона).

Установлено, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.

Установлено, что убежище, расположенное по адресу: <...>, не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не значится, балансодержатель отсутствует.

Согласно составленной отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области справке о результатах проверки защитных сооружений на территории Заволжского района г. Ульяновска указанное убежище в настоящее время не готово для использования по назначению и нуждается в капитальном ремонте.

Так, по результатам проверки убежища № 113-73, 1983 года постройки вместимостью 950 человек, расположенного по адресу: <...>, вскрыты грубейшие нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 (далее по тексту Приказ 1) и Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 (далее по тексту – Приказ 2).

В частности в убежище имеются следующие нарушения: допущено нарушение герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны: помещения убежища подтоплены водой, на перекрытиях и стенах следы подтеков, что нарушает п.п.2, 3 Приложения к Приказу 2, п.п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.7 Приложения к Приказу 1; не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования не проводится: вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, дизельная электростанция разукомплектованы (произведен частичный демонтаж оборудования), находятся в нерабочем состоянии, электроснабжение не работает, противовзрывные устройства, фильтры ячейковые (ячеистые), неисправны. Всё инженерно-техническое и специальное оборудование имеет следы глубокого ржавления (коррозии), что нарушает п.3.2.1, п.5.1.1, табл.2, 3.2.2 Приложения к Приказу 1, п.п.2, 5 Приложения к Приказу 2; дизельная электростанция не законсервирована, помещение дизельной электростанции не укомплектовано ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком в нарушение п.п. 3.2.25, 3.5.2 Приложения к Приказу 1; не опечатаны герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей в нарушение п.3.2.17 Приложения к Приказу 1; не окрашены: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых (не окрашены); в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) (имеются фрагменты краски белого цвета); в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды (имеются фрагменты краски красного и серого цвета); в серый – защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота (имеются фрагменты краски зеленого и черного цвета) в нарушение п.п.3.2.10, 5.2.3 Приложения к Приказу 1; допущено загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов (должны быть свободными): перед входами и выходами со стороны лестниц нагроможден бытовой и строительный мусор, что нарушает п.3 Приложения к Приказу 2, п. 3.2.3 Приложения к Приказу 1; емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, не имеют люков для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей, что нарушает п.4.5.2 Приложения к Приказу 1; дверь в помещение электрощитовой не имеет самозапирающегося замка, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения в нарушение п. 4.5.5 Приложения к Приказу 1; текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций не производился: на железобетонных перекрытиях видна металлическая арматура, бетон отслоился, на стенах отделка отслоилась, имеются отверстия глубиной в 2 см, на лестничных маршах имеются сквозные отверстия, что нарушает п.5.2.2 Приложения к Приказу 1; окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится: краска на строительных конструкциях помещений не обнаружена, что нарушает п. 5.2.3 Приложения к Приказу 1. Помещения указанного убежища не соответствует требованиям постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования, а именно: надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; комплексные проверки не производились, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежища, техническое обслуживание средств связи и оповещения не осуществлялось, не обеспечены обозначения защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к ним, не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, помещения защитного сооружения имеют повышенную влажность, окраска элементов инженерных систем внутри убежища, стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер не соответствует предъявляемым требованиям, инженерно-техническое оборудование убежища неисправно.

Таким образом, в настоящее время указанное защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует срочного капитального ремонта.

Убежище включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным № 113-73.

По данным Акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. № 13-73 от 02.08.2018, утвержденного главой г. Ульяновска от 07.09.2018, установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1983 году, бесхозяйное – владелец не выявлен, не используется. По итогам инвентаризации ЗС ГО 2014 года находилось в частной собственности ЗАО «Река-ФАРМ». Убежище не готово к приему укрываемых. Комиссия считает необходимым снять данное защитное сооружение гражданской обороны с учета, так как отсутствуют организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственнее ведение, и потребность в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Таким образом, убежище, расположенное по адресу: <...>, относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью.

Данное защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению.

Тот факт, что данное защитное сооружение гражданской обороны (убежище), в течение длительного периода времени не включено в реестр объектов федеральной собственности, само по себе свидетельствует о бездействии со стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий.

Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны, как государственного имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

В силу пункта «б» статьи 6 раздела Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», учет федерального имущества (внесение сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом) и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах; имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом; федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Выводы комиссии, созданной постановлением Главы г. Ульяновска, содержащимся в акте инвентаризации от 02.08.2018 года, о том, что комиссия считает необходимым снять данное защитное сооружение гражданской обороны с учета, не опровергают необходимость возложения на административного ответчика обязанности по включению защитного сооружения гражданской обороны (убежища), в реестр объектов федеральной собственности, а также по принятию мер по приведению его в соответствие с требованиями действующего законодательствами.

Порядок и процедура снятия убежища гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.

В силу пункта 2.5 Правил защитные сооружения снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.

При этом согласно пункту 2.6 данных Правил, в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации. В отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в состав которой включаются по согласованию представители ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации и территориального органа Росимущества, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.

В полномочия указанной комиссии входит, по итогам рассмотрения документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, составление акта о снятии его с учета либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.8 указанных Правил).

До утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России (пункт 2.10 названных Правил). После этого акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны утверждается решением соответствующего должностного лица (пункт 2.12 этих же Правил).

Как следует из материалов дела, в настоящее время спорный объект с учета не снят.

Кроме того, из пояснений допрошенного в судебного заседании в качестве специалиста государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области ФИО7, установлено, что говорить о снятии спорного объекта с учета в настоящее время преждевременно, так как комиссией данные выводы были сделаны без приведения соответствующих расчетов, а также экономического и правового обоснования. Убежище по адресу: <...> состоит в соответствующем реестре, учитывается при планировании мероприятий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведении проверок, восстановление убежища возможно, но требует материальных вложений. При этом, вопрос о снятии объекта с учета решается на основании заявления собственника объекта.

Действующим законодательством (ст. 210 ГК РФ) прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник. Подразумевается, что и все действия в отношении объекта федеральной собственности полномочны осуществлять соответствующие органы.

Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В ходе судебного разбирательства установлено, что помещение убежища по адресу: <...> не отвечает требованиям о постоянной готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования защитного сооружения. Длительное время не осуществлялись мероприятия, направленные на надлежащее содержание объектов и финансирование на эти цели не производилось.

Учитывая, что названный объект гражданской обороны, находящийся в собственности Российской Федерации, длительное время не содержится в надлежащем состоянии в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований об обязании ответчика привести объект гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Поскольку в ходе рассмотрения дела бесспорно установлено, что спорный объект имеет статус защитного сооружения, находится в собственности Российской Федерации, полномочия собственника данного имущества осуществляет Росимущество, и указанные полномочия не передавались, ни органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ни органу местного самоуправления, ни другим собственникам, МТУ Росимущества в Республике Татарстан Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы административного ответчика о том, что обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не может быть возложена на МТУ Росимущества в Республике Татарстан Ульяновской области, поскольку такими полномочиями Управление не обладает, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как указано выше, собственник объектов гражданской обороны - Российская Федерация не передавала полномочия по их содержанию другим субъектам.

С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, надлежит признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитного сооружения гражданской обороны: №113-73, расположенного по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации; обязать включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище) №113-73, расположенное по адресу: <...>, в реестр объектов федеральной собственности, а также привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитного сооружения гражданской обороны: №113-73, расположенного по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации.

Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище) №113-73, расположенное по адресу: <...>, в реестр объектов федеральной собственности.

Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области привести защитное сооружение гражданской обороны №113-73, расположенное по адресу: <...>, в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, а именно: устранить нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, исправить техническое состояние инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, провести плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования: установить и отремонтировать вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, дизельную электростанцию, восстановить электроснабжение, восстановить противовзрывные устройства и фильтры ячейковые (ячеистые). Устранить на инженерно-техническом и специальном оборудовании следы глубокого ржавления (коррозии) либо заменить их на новые; отремонтировать и законсервировать дизельную электростанцию, укомплектовать помещение дизельной электростанции ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей; окрасить: в белый цвет - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; в зеленый цвет - водопроводные трубы, баки запаса воды; в серый цвет – защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота; устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, установить люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; установить в дверь в помещение электрощитовой самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения; провести текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций, устранить видимость на железобетонных перекрытиях металлических арматур, восстановить отслоившийся бетон и отделку на стенах, устранив имеющиеся отверстия в стенах глубиной в 2 см, устранить имеющиеся на лестничных маршах сквозные отверстия; провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Д. Николаева