Дело № 2а-2686/2022УИД 50RS0044-01-2022-003765-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Астаховой М.И., при секретаре судебного заседания Егоровой В.А.,
С участием:
Административного истца Цыплевой И.П.,
Представителя административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Ремезкова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Цыплевой Ирины Петровны о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»
УСТАНОВИЛ:
Цыплева И.П. обратилась в суд с иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 08.07.2022 № Р001-6298400497-60237277 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» Цыплевой Ирине Петровне в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для садоводства», расположенного по <адрес> 102; обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод истца.
Свои требования мотивирует тем, что Цыплева И.П. является собственником земельного участка с кадастровым <номер> площадью 600 кв. м, расположенного по <адрес> На данном земельном участке был возведен садовый дом площадью 85,3 кв. м, которому присвоен кадастровый <номер> и <адрес>, право собственности зарегистрировано. Фактически у Цыплевой И.П. в пользовании находится земельный участок площадью 798 кв. м, что на 198 кв. м больше юридической площади. Цыплева И.П. обратилась в администрацию г.о. Серпухов Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставления его в собственность. Рассмотрев заявление Цыплевой И.П. Администрацией г.о. Серпухов Московской области было принято решение от 08.07.2022 №Р001-6298400497- 60237277 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ, в связи с тем, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области перераспределяемый земельный участок ограничен в обороте, так как формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе (р. Скнига), а также изменена конфигурация земельного участка с кадастровым <номер>, что является недопустимым в силу ст. 11.10, 11.9 ЗК РФ. С данным ответом администрации городского округа Серпухов Московской области Цыплева И.П., указывает, что увеличение площади участка на 168 кв. м, происходит не со стороны р. Скнига. К тому же, согласно юридическим границам земельного участка с кадастровым <номер> усматривается, что произошло смещение границ вправо, данное смещение устраняется Цыплевой И.П. в том числе через представленную схему земельного участка. Административный истец ссылается на положения ст. 27 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ и указывает, что участок Цыплевой И.П., находится на расстоянии более 20 метров от береговой линии, следовательно, он не входит в состав береговой полосы, ограниченной в обороте. Кроме того, береговая полоса р. Скнига не установлена в соответствии с нормами действующего законодательства, не поставлена на кадастровый учет.
В судебном заседании Цыплева И.П. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Ремезков А.С., в судебном заседании против заявленных требований возражал, просил оставить их без удовлетворения, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что Цыплева И.П. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 08.07.2022 №Р001-6298400497-60237277 заявителю было отказано в оказании Государственной услуги, поскольку земельный участок, заявленный к перераспределению является изъятым из оборота (ограниченным). Согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области перераспределяемый участок ограничен в обороте, так как формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе (р. Скнига). Также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам: образование земельного участка не должно приводить вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице. Формируемый земельный участок имеет изломанные границы, обоснование чему не представлено, изменена конфигурация земельного участка с кадастровым <номер>, что является недопустимым. В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года <номер> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями - Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется, при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. На основании Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2022 №123-0, принято решение о согласовании решения об отказе в предоставлении Государственной услуги (л.д. 64-66).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, СНТ «Строитель», Комитета архитектуры и градостроительства Московской области, Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Комитета по управлению имуществом Московской области в судебное заседание не прибыли, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения.
Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших участников процесса.
Выслушав лиц участвующих в деле, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что Цыплева И.П. является собственниками земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для садоводства», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, р-н, д. Подмоклово, тер. СНТ «Строитель», з/у <номер> (л.д. 115-116 ).
Административный истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.
В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).
Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.
Согласно пункта 13.1.8 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.
Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования м градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым перераспределяемый земельный участок ограничен в обороте, так как формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе (р. Скнига) (л.д. 102-106).
Согласно акта выездного обследования земельного участка пл. 768 кв.м., установлено, что прирезаемый земельный участок огорожен капитальным ограждением и входит в состав землепользования земельного участка с кадастровым <номер>. Согласно заключению об оборотоспособности, формируемый участок частично расположен в береговой полосе р. Скнига (л.д.101).
Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 08.07.2022 № 123-О подготовлен проект отрицательного решения в предоставлении государственной услуги, в нарушение регламента "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", а именно:
- по п. 13.1.18, поскольку земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации;
- по п. 13.2.3 согласно которого имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (л.д. 95-96 ).
В материалы дела представлена выдержка из Сводного заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений, из пункта 205 которого следует, что по заявлению Цыплевой И.П. согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги» (л.д. 99-100).
Оспариваемым решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 08.07.2022 №Р001-6298400497-60237277 отказано в предоставлении услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на основании того, что:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации с разъяснением причин отказа, из которых следует, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области перераспределяемый земельный участок ограничен в обороте, так как формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе (р. Скнига);
- имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам с разъяснением причин отказа, из которых следует, что при формировании схемы изменена конфигурация земельного участка с кадастровым <номер>, что является недопустимым в силу ст. 11.10, 11.9 ЗК РФ (л.д. 97-98).
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Пункт 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Основанием для отказа истцу в предоставлении государственной услуги, послужило то, что истцом при формировании схемы расположения участка изменена конфигурация земельного участка с кадастровым <номер> что является недопустимым в силу ст. 11.10, 11.9 ЗК РФ.
Однако, основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены в пунктах 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, их перечень является исчерпывающим и не содержит указаний на обстоятельства, приведенные в оспариваемом решении, а именно в части изменения конфигурации участка. Кроме того, изменение конфигурации земельного участка обусловлено устранением недостатков, на которые истцу не единожды было указано администрацией при рассмотрении заявлений истца о перераспределении участка.
Также основанием для отказа истцу в предоставлении государственной услуги, послужило то, что формируемый земельный участок частично расположен в береговой полосе (р. Скнига).
Между тем установлено, что выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером <номер> не содержит сведений о водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, указаний на наличие каких-либо изъятий земельного участка с кадастровым номером <номер> из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, наличие правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (ИСОГД Московской области; Водный кодекс Российской Федерации) земельный участок истца частично расположен в береговой полосе р. Скнига (сведения подлежат уточнению).
Таким образом, с учетом того, что сведения подлежат уточнению, такой документ нельзя признать достоверным и допустимым доказательством.
Ограничение прав граждан по основаниям, не предусмотренным федеральными законами, является недопустимым, поскольку в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из представленных сведений Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, установлено, что сведений об установлении местоположения береговой линии р. Сгнига, прибрежной защитной зоне, о параметрах водоохраной зоны отсутствуют в государственном водном реестре (л.д. 87-88).
В связи с чем, отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" без уточнения сведений о расположении земельного участка в береговой полосе водного объекта общего пользования является необоснованным и не отвечает требованиям закона.
Таким образом суд полагает, что оспариваемое решение от 08.07.2022 № Р001-6298400497-60237277, об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истцов.
Наличие отрицательного ответа Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области не может служить основанием для отказа в удовлетворении данного административного иска, поскольку решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии отражают только позицию органов местного самоуправления и носят рекомендательный характер для данного органа, к полномочиям которого относится принятие того или иного решения по тем вопросам, которые обсуждались и по которым принимались отрицательные решения органом местного самоуправления, направляемые на согласование в Минимущество в виде проектов, и не могут подменять собой процедуру предоставления земельных участков, предусмотренную нормами действующего законодательства.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Цыплевой Ирины Петровны удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 08.07.2022 № Р001-6298400497-60237277 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» Цыплевой Ирине Петровне в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для садоводства», расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, р-н, д. Подмоклово, тер. СНТ «Строитель», з/у <номер>.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Цыплевой Ирины Петровны о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» в отношении земельного участка с кадастровым <номер>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Астахова
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022.