Дело № 2а-2687/2019 (73RS0004-01-2019-003528-39)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2019 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Агентству государственного имущества Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности включить защитные сооружения в реестр объектов собственности, привести сооружение в соответствие с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с уточненным административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Агентству государственного имущества Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности привести сооружения в соответствие с требованиями законодательства, указав, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.
Установлено, что убежища, расположенные под разрушенными 2-х этажным зданием по адресу: <...> (инвентаризационный №109-73), и 3-х этажным зданием по адресу: <...> (инвентаризационный №110-73), находятся в собственности Ульяновской области, при этом они не передавались в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Российской Федерации не значатся.
Согласно составленной отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области справке о результатах проверки защитных сооружений на территории Заволжского района г. Ульяновска указанные убежища в настоящее время не готовы для использования по назначению и нуждаются в капитальном ремонте.
Так, по результатам проверки убежища №109-73 III класса, 1977 года постройки вместимостью 600 человек, расположенного под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, вскрыты грубейшие нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 (далее по тексту Приказ 1) и Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 (далее по тексту – Приказ 2), имеются многочисленные нарушения.
Защитное сооружение №110-73 III класса, 1980 года постройки вместимостью 600 человек, расположенное под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, «выглядит заброшенным». Один из двух входов в сооружение завален строительным мусором, у второго выхода входная дверь деформирована в связи с коррозией и заблокирована мусором, в связи с чем, доступ в помещения невозможен. Допущено загромождение путей движения, входов в ЗС ГО, которые должны быть свободными, вход завален строительными конструкциями разрушенного здания, чем нарушены п.3.2.3 Приложения к Приказу 1, п.3 Приложения к Приказу 2.
Таким образом, помещения указанных убежищ не соответствуют требованиям постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования, а именно: надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; комплексные проверки не производились, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежища, техническое обслуживание средств связи и оповещения не осуществлялось, не обеспечены обозначения защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к ним, не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, помещения защитного сооружения имеют повышенную влажность, окраска элементов инженерных систем внутри убежища, стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер не соответствует предъявляемым требованиям, инженерно-техническое оборудование убежища неисправно.
Таким образом, в настоящее время указанные защитные сооружения гражданской обороны не могут быть использованы по назначению и требуют срочного капитального ремонта.
Статья 214 ГК РФ предусматривает, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст.294, 296 ГК РФ.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На основании приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п.15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Учитывая положения ст.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с п.п.1.1, 2.1 положения об агентстве государственного имущества Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 №1/20-П агентство государственного имущества Ульяновской области, ранее именовавшееся агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области.
Согласно ответу на запрос из Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и реестру защитных сооружений, направленного из МЧС России по Ульяновской области указанные убежища находятся в собственности Ульяновской области, управлением которыми осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Руководствуясь ст.39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит с учетом уточнения признать бездействие надлежащего ответчика в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитных сооружений гражданской обороны: №109-73, расположенного под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, и №110-73, расположенного под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации, незаконным. Обязать надлежащего ответчика включить защитные сооружения гражданской обороны (убежища) в реестр объектов собственности и обязать привести защитные сооружения гражданской обороны №109-73, расположенное под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, и №110-73, расположенное под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, а именно устранить в убежище №109-73, расположенном под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, исправить техническое состояние инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, провести плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования: установить и отремонтировать вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, ДЭС, восстановить электроснабжение, восстановить противовзрывные устройства и фильтры ячейковые (ячеистые). Устранить на инженерно-техническом и специальном оборудовании следы глубокого ржавления (коррозии) либо заменить их на новые; отремонтировать и законсервировать дизельную электростанцию, укомплектовать помещение дизельной электростанции ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей; окрасить: в белый цвет - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; в зеленый цвет - водопроводные трубы, баки запаса воды; в серый цвет - защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота; устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, установить люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; установить в дверь в помещение электрощитовой самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения; провести текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций, устранить видимость на железобетонных перекрытиях металлических арматур, восстановить отслоившийся бетон и отделку на стенах, устранив имеющиеся отверстия в стенах глубиной в 2 см, устранить имеющиеся на лестничных маршах сквозные отверстия; провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт; в убежище №110-73, расположенном под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, починить входные ворота основного и запасного входов в сооружение, убрать строительный мусор, обеспечив свободный доступ в помещения убежища, устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.
Помощники прокурора Заволжского района г. Ульяновска Казакова В.А. и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске. Указали на то, что защитное сооружение числится в соответствующем реестре и решение о его снятии с учета должно приниматься на основании заявления собственника объекта, на день разрешения спора такое решение компетентными органами ГУ МЧС России по Ульяновской области не принималось.
Представитель административного ответчика Агентства государственного имущества по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что в силу приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.09.2015 № 481-П утвержден Порядок учета государственного имущества Ульяновской области, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области. В настоящее время сведения об объектах недвижимого имущества – убежища, расположенные по адресу: <...> (инвентаризационный номер № 109-73 и № 110-73), в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области, ведущимся согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 25.09.2015 № 481-П, не имеется. Ранее указанные объекты были учтены в реестре объектов государственной собственности в виду осуществления Агентством госимущества Ульяновской области и его правопредшественниками полномочий по распоряжению на территории Ульяновской области федеральным имуществом. Указанные полномочия осуществлялись до 2004 года с момента создания органа власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имущество на территории Ульяновской области. Кроме того, процедура принятия в государственную собственность Ульяновской области объектов недвижимости из федеральной собственности включает в себя опубликование соответствующего закона Ульяновской области и совершение иных действий во исполнение закона. В установленном законом порядке указанные объекты в государственную собственность Ульяновской области не передавались, таким образом, надлежащими ответчиками себя не считают.
Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области ФИО4 исковые требования не признала, указала, что МТУ Росимущества на основании своего Положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 458, является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области, осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и иного федерального имущества. Спорные объекты гражданской обороны не относятся к собственности Российской Федерации. Сведения об указанных объектах в МТУ Росимуществор в Республике Татарстан и Ульяновской области не подавались и не поступали. Кроме того, в соответствии с Положением МТУ Росимущество не наделено полномочиями по обеспечению и поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, а также по участию в мероприятиях по гражданской обороне (по планам штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и выполнению иных требований, установленных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Также, штатным расписанием Управления не предусмотрена должность по обеспечению вышеуказанной деятельности. Кроме того, в случае наступления чрезвычайной ситуации, МТУ Росимущества не имеет возможности выполнить мероприятия по защите рабочих и служащих, работающих н предприятиях в помещениях над защитными сооружениями, а также другого населения, от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, полагает, что следует рассматривать вопрос не о восстановлении защитных сооружений, а об их списании, т.е. снятии с учета, кроме того, одно из убежищ в ходе проверки осмотрено не было, в связи с чем, вызывает сомнение объективность составленного заключения. Информация о потребности в данном убежище также не рассматривалась прокурором. Просит отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО5 в отзыве на иск просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать, указав, что объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности, согласно реестру защитных сооружений МЧС России по Ульяновской области, указанные убежища находятся в собственности Ульяновской области, управлением которыми осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Представитель административного ответчика Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрации г. Ульяновска, ГУ МЧС России по Ульяновской области, МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. Представитель администрации г. Ульяновска ФИО6 в отзыве на иск просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляла на усмотрение суда, Представитель МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» ФИО7 также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляли на усмотрение суда, указав, что при проведении инвентаризации убежища № 109-73 19.09.2018 было установлено, что защитное сооружение находится в Казне Ульяновской области, не готово к приему укрываемых, необходимо принять решение о снятии его с учета как утратившее расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их экономически нецелесообразно. При проведении инвентаризации убежища № 110-73 19.09.2018 было установлено, что защитное сооружение находится в Казне Ульяновской области, не готово к приему укрываемых, необходимо принять решение о снятии его с учета как утратившее расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их экономически нецелесообразно.
Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно п. 2, п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Федерального закона).
Установлено, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.
Установлено, что убежища, расположенные под разрушенными 2-х этажным зданием по адресу: <...> (инвентаризационный №109-73), и 3-х этажным зданием по адресу: <...> (инвентаризационный №110-73), в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации не передавались, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Ульяновской области и Российской Федерации на день разрешения спора не значатся.
Согласно составленной отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области справке о результатах проверки защитных сооружений на территории Заволжского района г. Ульяновска указанные убежища в настоящее время не готовы для использования по назначению и нуждаются в капитальном ремонте.
Так, по результатам проверки убежища №109-73 III класса, 1977 года постройки вместимостью 600 человек, расположенного под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, вскрыты грубейшие нарушения Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 (далее по тексту Приказ 1) и Приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 (далее по тексту – Приказ 2).
В частности в убежище имеются нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, помещения подтоплены водой, на перекрытиях и стенах следы потеков, чем нарушены п.п.2, 3 Приложения к Приказу 2, п.3.2.1, п.п.3.2.2, 3.2.7 Приложения к Приказу 1; не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО, плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования не проводится: вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, ДЭС разукомплектованы (произведен частичный демонтаж оборудования), находятся в нерабочем состоянии, электроснабжение не работает, противовзрывные устройства, фильтры ячейковые (ячеистые), неисправны. Всё инженерно-техническое и специальное оборудование имеет следы глубокого ржавления (коррозии), что нарушает п. 3.2.1, п. 5.1.1, табл. 2, 3.2.2 Приложения к Приказу 1, п.п2, 5 Приложения к Приказу 2; дизельная электростанция не законсервирована в нарушение п.3.2.25 Приказа 1, помещение ДЭС не укомплектовано ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком, что нарушает п.3.5.2 Приказа 1; не опечатаны герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей в нарушение п.3.2.17 Приложения к Приказу 1; не окрашены: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых (не окрашены); в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей) (имеются фрагменты краски белого цвета); в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды (имеются фрагменты краски красного и серого цвета); в серый - защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота (имеются фрагменты краски зеленого и черного цвета), что нарушает п.3.2.10, п.5.2.3 Приложения к Приказу 1; допущено загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов (должны быть свободными): перед входами и выходами со стороны лестниц нагроможден бытовой и строительный мусор, что нарушает п.3 Приложения к Приказу 2, п.3.2.3 Приложения к Приказу 1; емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, не имеют люков для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей в нарушение п.4.5.2 Приложения к Приказу 1; дверь в помещение электрощитовой не имеет самозапирающегося замка, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения в нарушение п.4.5.5 Приложения к Приказу 1; текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций не производятся: на железобетонных перекрытиях видна металлическая арматура, бетон отслоился, на стенах отделка отслоилась, имеются отверстия глубиной в 2 см, на лестничных маршах имеются сквозные отверстия, что нарушает п. 5.2.2 Приложения к Приказу 1; окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится: краска на строительных конструкциях помещений не обнаружена, что нарушает п.5.2.3 Приложения к Приказу 1.
Здание над подвальным этажом разрушено. В указанных подвальных помещениях обнаружены признаки убежища: фрагменты дизельной электростанции, фильтровентиляционное оборудование, включая фильтра-поглотители, емкости аварийного запаса воды, двери герметические, ставни герметические, унифицированные защитные секции и др.
Защитное сооружение №110-73 III класса, 1980 года постройки вместимостью 600 человек, расположенное под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, «выглядит заброшенным». Один из двух входов в сооружение завален строительным мусором, у второго выхода входная дверь деформирована в связи с коррозией и заблокирована мусором, в связи с чем доступ в помещения невозможен. Допущено загромождение путей движения, входов в ЗС ГО, которые должны быть свободными, вход завален строительными конструкциями разрушенного здания, чем нарушены п.3.2.3 Приложения к Приказу 1, п.3 Приложения к Приказу 2.
Таким образом, помещения указанных убежищ не соответствуют требованиям постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования, а именно: надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; комплексные проверки не производились, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем убежища, техническое обслуживание средств связи и оповещения не осуществлялось, не обеспечены обозначения защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к ним, не указан порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, помещения защитного сооружения имеют повышенную влажность, окраска элементов инженерных систем внутри убежища, стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер не соответствует предъявляемым требованиям, инженерно-техническое оборудование убежища неисправно.
В настоящее время указанные защитные сооружения гражданской обороны не могут быть использованы по назначению и требуют срочного капитального ремонта.
Убежище включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным номерами: № 109-73 и № 110-73.
По данным Акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. № 109-73 от 19.07.2018, утвержденного главой г. Ульяновска от 07.09.2018, установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1977 году, находится в Казне Ульяновской области. Балансодержателя не имеет. Бесхозяйное. В аренду не сдается, не используется. Убежище не готово к приему укрываемых. Комиссия считает необходимым снять данное защитное сооружение гражданской обороны с учета, как утратившее расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их экономически нецелесообразно.
По данным Акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. № 110-73 от 02.08.2018, утвержденного главой г. Ульяновска от 07.09.2018, установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1981 году, находится в Казне Ульяновской области. Балансодержателя не имеет. Бесхозяйное. В аренду не сдается, не используется. Убежище не готово к приему укрываемых. Комиссия считает необходимым снять данное защитное сооружение гражданской обороны с учета, как утратившее расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их экономически нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 в любом случае, несмотря на снятие объекта с учета защитного сооружения, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке. Снятие объекта с учета защитного сооружения в любом случае предполагает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия спорного имущества из состава федеральной собственности с соблюдением соответствующего порядка.
Распоряжений, актов о передаче спорного имущества из состава федеральной собственности в состав собственности субъекта Российской Федерации в материалы дела не представлено, как и данных об издании соответствующего закона Ульяновской области, не оформлено и право собственности Ульяновской области на указанные объекты, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Ульяновской области об отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимости.
Согласно Паспортов убежищ в период введения их в эксплуатацию, они принадлежали заводу «Электробытприбор» (позднее «Электромаш»), в План приватизации не вошли, а значит из правообладания Российской Федерации не выбывали.
При этом, доводы представителя административного ответчика Агентства государственного имущества Ульяновской области о том, что данные объекты числились в реестре государственной собственности Ульяновской области в виду осуществления Агентством госимущества Ульяновской области и его правопредшественниками полномочий по распоряжению на территории Ульяновской области федеральным имуществом; указанные полномочия осуществлялись до 2004 года до момента создания органа власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имущество на территории Ульяновской области, заслуживают внимания.
Так, Положениями о Комитете по управлению государственным имуществом Ульяновской области от 30.04.1997 и о Департамента имущественных отношений Ульяновской области от 28.07.2001, на указанные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации была возложена обязанность ведения реестра государственного (областного и федерального) имущества, в том числе недвижимого, находящегося на территории Ульяновской области.
При этом, сообщением от 31.03.2009 директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, направленного в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просил принять в федеральную собственности и включить в реестр федерального имущества защитные сооружения гражданской обороны, в том числе, расположенные по адресу: <...>, так как указанные объекты могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации. Ответа на обращение не последовало.
Убежища, расположенные по адресу: <...>, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью.
Данные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены, находятся в состоянии непригодном для их использования по прямому назначению. На день разрешения спора не значатся такие объекты и в реестре государственного имущества Ульяновской области.
Тот факт, что данные защитные сооружения гражданской обороны (убежища), в течение длительного периода времени не включены в реестр объектов федеральной собственности, само по себе свидетельствует о бездействии со стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны, как государственного имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
В силу пункта «б» статьи 6 раздела Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», учет федерального имущества (внесение сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом) и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах; имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом; федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
Следовательно надлежащим ответчиком по иску является Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Выводы комиссии, созданной постановлением Главы г. Ульяновска, содержащимся в актах инвентаризации от 19.07.2018 года и от 02.08.2018 года, о том, что комиссия считает необходимым снять данные защитные сооружения гражданской обороны с учета, не опровергают необходимость возложения на надлежащего административного ответчика обязанности по включению защитных сооружений гражданской обороны (убежищ), в реестр объектов федеральной собственности, а также по принятию мер по приведению их в соответствие с требованиями действующего законодательствами.
Порядок и процедура снятия убежища гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.
В силу пункта 2.5 Правил защитные сооружения снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
При этом согласно пункту 2.6 данных Правил, в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации. В отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в состав которой включаются по согласованию представители ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации и территориального органа Росимущества, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.
В полномочия указанной комиссии входит, по итогам рассмотрения документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, составление акта о снятии его с учета либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.8 указанных Правил).
До утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России (пункт 2.10 названных Правил). После этого акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны утверждается решением соответствующего должностного лица (пункт 2.12 этих же Правил).
Как следует из материалов дела, в настоящее время спорные объекты с учета не сняты.
Кроме того, из пояснений допрошенного в судебного заседании в качестве специалиста государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области ФИО8, установлено, что говорить о снятии спорных объектов с учета в настоящее время преждевременно, так как комиссией данные выводы были сделаны без приведения соответствующих расчетов, а также экономического и правового обоснования. Убежища по адресу: <...>, состоят в соответствующем реестре, учитываются при планировании мероприятий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведении проверок, восстановление убежищ возможно, но требует материальных вложений. При этом, вопрос о снятии объекта с учета решается на основании заявления собственника объекта. Кроме того, дополнил, что на территории микрорайона, где располагаются убежища, они являются единственными, рядом с ними расположены железнодорожные пути и ближайшее убежище расположено на расстоянии около 5 км. Осмотр убежища, в которое комиссии не удалось попасть был произведен через технологические отверстия. Кроме того, по визуальным признакам возможно было установить, в каком состоянии находится объект и какие работы необходимо произвести для его восстановления.
Действующим законодательством (ст. 210 ГК РФ) прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник. Подразумевается, что и все действия в отношении объекта федеральной собственности полномочны осуществлять соответствующие органы.
Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В ходе судебного разбирательства установлено, что помещения убежищ по адресу: <...> не отвечают требованиям о постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования защитных сооружений. Длительное время не осуществлялись мероприятия, направленные на надлежащее содержание объектов и финансирование на эти цели не производилось.
Учитывая, что названные объекты гражданской обороны, находящиеся в собственности Российской Федерации, длительное время не содержатся в надлежащем состоянии в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований об обязании ответчика привести объект гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Поскольку в ходе рассмотрения дела бесспорно установлено, что спорный объект имеет статус защитного сооружения, находится в собственности Российской Федерации, полномочия собственника данного имущества осуществляет Росимущество, и указанные полномочия не передавались, ни органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ни органу местного самоуправления, ни другим собственникам, МТУ Росимущества в Республике Татарстан Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу, в иске к Агентству государственного имущества Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области надлежит отказать.
Доводы административного ответчика о том, что обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не может быть возложена на МТУ Росимущества в Республике Татарстан Ульяновской области, поскольку такими полномочиями Управление не обладает, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как указано выше, собственник объектов гражданской обороны - Российская Федерация не передавала полномочия по их содержанию другим субъектам.
С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, надлежит признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитных сооружений гражданской обороны: № 109-73, расположенного по адресу: <...>, № 110-73, расположенного по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации; обязать включить защитные сооружения гражданской обороны (убежища) №109-73, № 110-73, расположенные по адресу: <...>, в реестр объектов федеральной собственности, а также привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитных сооружений гражданской обороны: №109-73, расположенного под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, и №110-73, расположенного под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации.
Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитные сооружения гражданской обороны: №109-73, расположенное под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, и №110-73, расположенное под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, в реестр объектов федеральной собственности.
Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области привести защитные сооружения гражданской обороны №109-73, расположенное под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, и №110-73, расположенное под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575, а именно устранить в убежище №109-73, расположенном под разрушенным 2-х этажным зданием по адресу: <...>, нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, исправить техническое состояние инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, провести плановое техническое обслуживание и ремонт специального оборудования: установить и отремонтировать вентиляционные установки, пускатели к вентиляторам, воздуховоды, герметические клапаны, ДЭС, восстановить электроснабжение, восстановить противовзрывные устройства и фильтры ячейковые (ячеистые). Устранить на инженерно-техническом и специальном оборудовании следы глубокого ржавления (коррозии) либо заменить их на новые; отремонтировать и законсервировать дизельную электростанцию, укомплектовать помещение дизельной электростанции ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком; опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей; окрасить: в белый цвет - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый цвет - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; в зеленый цвет - водопроводные трубы, баки запаса воды; в серый цвет - защитно-герметичные двери, герметичные двери, ставни, ворота; устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, установить люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей; установить в дверь в помещение электрощитовой самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения; провести текущий (перекрытия, перегородки, лестницы) и капитальный (лестницы) ремонт строительных конструкций, устранить видимость на железобетонных перекрытиях металлических арматур, восстановить отслоившийся бетон и отделку на стенах, устранив имеющиеся отверстия в стенах глубиной в 2 см, устранить имеющиеся на лестничных маршах сквозные отверстия; провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт; в убежище №110-73, расположенном под разрушенным 3-х этажным зданием по адресу: <...>, починить входные ворота основного и запасного входов в сооружение, убрать строительный мусор, обеспечив свободный доступ в помещения убежища, устранить загромождение путей движения, входов в защитное сооружение гражданской обороны и аварийных выходов, а также убрать имеющийся перед входами и выходами в убежище со стороны лестниц бытовой и строительный мусор, провести окраску помещений и конструктивных элементов защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.
В удовлетворения административных исковых требований к Агентству государственного имущества Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Д. Николаева