ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2688/20 от 24.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело № 2а-2688/20 г.

Решение

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 24 сентября 2020г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Сотеевой Б.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гасанова ФИО7 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным приостановление государственной регистрации договора аренды лесного участка,

установил:

Гасанов М.К. обратился в суд с к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным действия, выразившиеся в приостановлении государственной регистрации права от 02.06.2020 по его заявлению №КУВД -001/2020-654494/1 договора аренды лесного участка. Обязать Управление Росрестра по РД зарегистрировать договор аренды лесного участка №1687 от 09 сентября 2017. Заключенный им с Комитетом лесного хозяйства РД.

В обоснование иска указал, что 23 августа 2017 года Комитетом по лесному хозяйству РД (далее - Комитет) был принят Протокол № 25 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, в силу которого 9 сентября 2017 года между мною и Комитетом был заключен договор аренды лесного участка № 1687.

По данному договору Комитет, выступая на стороне арендодателя, обязуется предоставить, а Арендатор, Гасанов ФИО8, обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и имеющий следующие характеристики: площадь 0,05 га, местоположение - <адрес> кадастровый и номер учетной записи в государственном лесном реестре 2017-01-1687. Участок был передан в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Он обратился с заявлением в Управление Росреестра по РД о государственной регистрации данного договора аренды лесного участка - №КУВД - 001/2020-6549494/1.

23 июня 2020 государственным регистратором Управления Росреестра по РД Зубайровым ФИО9 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права. В своем уведомлении регистратор приходит к выводу, что лесным законодательством не предусмотрено понятие «часть лесного участка», указывает на то, что часть лесного участка не может быть объектом аренды. Считает эти действия незаконными по основаниям:

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Статья 6 Земельного кодекса РФ перечисляет объекты земельных отношений:

Земля как природный объект и природный ресурс;

2. Земельные участки;

3. Части земельных участков.

Согласно п.4.1 ч.4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ « О кадастровой деятельности», кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Часть 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ устанавливает, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Лесной участок, предоставленный ему на праве аренды, прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен .

Статья 92 ЛК РФ устанавливает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с соответствии с ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В свою очередь, как отмечалось ранее, ч. З ст. 44 указанного закона устанавливает, в каких случаях осуществляется государственная регистрация договора аренды части земельного участка.

Также сообщаю, что понятие «часть лесного участка» упоминается в Федеральном законе от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (ч. 1.1 ст. 4.2).

Таким образом, административный ответчик незаконно отказал ему в государственной регистрации договора аренды лесного участка.

Согласно ст. 66 ФЗ- 218, орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.

Согласно п. 3 ст. 67 ФЗ 218, Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В судебном заседании Гасанов М.К. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям его иска и пояснений в суде.

Представитель ответчика на основании доверенности Алигаев Ш.С. иск не признал, просил в удовлетворении отказать по основаниям возражений, в которых указал, что Согласно п.2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства часть лесного участка не может быть объектом аренды.

Следующим грубым нарушением заявителя является абз. 2 подп. а, п. 12, главы 3 договора, согласно которому обязательным условием является то, что после подписания настоящего Договора или изменений к нему в течении 14 дней обратиться с заявлением о государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого по настоящему Договору, или изменений, вносимых в настоящий договор, а орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в течение 10 дней со дня подачи указанного заявления известить письменной форме Арендодателя о подаче таких документов.

После чего не позднее 60 дней со дня подписания настоящего договора передает Арендодателю экземпляр настоящего Договора, копию документа, подтверждающего государственную регистрацию, или уведомление об отказе в государственной регистрации права аренды лесного участка, передаваемого по настоящему Договору.

Заявителем данные условия договора не выполнены, спустя почти 3 года, что может говорить о её недействительности.

Более того согласно п.7, главы 2 Договора начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации настоящего договора.

Согласно информации, сообщенной заявителем в предварительном судебном заседании, заявителем оплата по договору не производилась, что говорит о нарушениях, влекущих в свою очередь вовсе расторжение данного Договора.

Он также показал, что арендный участок на кадастровый учет не поставлен, местонахождение не идентифицировано, в границах не определен, требования ст.41 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не соблюдены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды лесного участка №1687 от 09.09.2017 Комитет по лесному хозяйству РД в лице председателя аукционной комиссии, на основании доверенности - арендодатель и истец Гасанов М.К. заключили договор аренды лесного участка, площадью 0,05га, местоположение – <адрес> кадастровый , номер учетной записи лесном реестре 2017-01-1687. Для использования в целях рекреационной деятельности.

В соответствии кадастровой выписке земельный участок 15.08.2013 поставлен на кадастровый учет за , по адресу <адрес> в границах Махачкалинского лесничества, Сулакское участковое лесничество, как земли лесного фонда, площадью 18604751+/-75483 кв.м., правообладатель Российская Федерация. Указанный земельный участок разделен на участки с предоставлением учетных номеров. Учетный номер истца – 476.

Указанный договор аренды сторонами в предусмотренном порядке не зарегистрирован в органах государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", передаваемый в аренду земельный участок не прошел государственный кадастровый учет.

Уведомлением Управления Росреестра по РД от 23. июня 2020 по заявлению Гасанова М.К. приостановлена государственная регистрация договора аренды лесного участка, указав, что в соответствии п.2 ст.3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство. Согласно ст.3 ЛС РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса. Лесным законодательством не предусмотрено понятие «часть лесного участка». Предоставление в аренду части лесного участка противоречит требованиям действующего законодательства.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в главе 6 Лесного кодекса РФ.

На основании ст.71 ЛС РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

3. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

4. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно п.2 ст.72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства (ст. 7 ЛК РФ).

При этом, как видно, в основе определения лесного участка находится понятие земельного участка, но с точки зрения законодательства регулирование лесных отношений (в том числе вопросы аренды лесных участков) производится специальным законодательством - ЛК РФ.

Таким образом, лесной участок не может быть объектом договора аренды земельного участка, но может быть объектом договора аренды лесного участка.

Действующим законодательством не предусмотрено прямого запрета на передачу части земельного участка в аренду.

При этом в ч. 3 ст. 44 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает возможность регистрации договора аренды части земельного участка:

"Государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части".

Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю, предусмотренных ЗК РФ, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Из анализа норм ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, будут являться границы земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ О введении в действие Лесного кодекса РФ ст.4.1 до 1 января 2015 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

УТРАТИЛ СИЛУ принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ.

В соответствии ч.1 ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как установлено в суде, лесной участок истцу Комитетом по лесному хозяйству РД предоставлен на основании договора аренды от 09.09.2017 не прошедший кадастровый учет, определения границ и адреса местоположения.

Исходя из указанных правовых норм, суд считает, что, если в аренду передается часть земельного участка, для государственной регистрации договора аренды необходимо, чтобы эта часть участка была учтена в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Если часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, в регистрирующий орган должны быть представлены документы, необходимые для его кадастрового учета одновременно с регистрацией договора аренды.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заключение договора аренды с ответчиком на обособленный земельный участок, входящий в многоконтурный земельный участок, как с самостоятельным земельным участком, является незаконным, поскольку земельный участок, обозначенный как "единое землепользование" или "многоконтурный земельный участок", является единым объектом, а не набором или совокупностью отдельных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Гасанова ФИО10 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным приостановление государственной регистрации договора аренды лесного участка и обязании его зарегистрировать договор аренды лесного участка №1687 от 09.09.1917 между им и Комитетом по лесному хозяйству РД, оставить без удовлетворения.

Обременения установленные судом по делу по вступлении решения суда в законную силу отменить.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 24 сентября 2020г.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 29сентября 2020г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.

Председательствующий Магомедраслуов Б.М.