Дело № 2а-2688/2022
22RS0068-01-2022-001307-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Церковной Н.В.,
при секретаре Бейч Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Барнаула о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации города Барнаула об отказе в подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории в границах .... в отношении земельного участка по адресу: ...., выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№; возложить обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1, поданное через представителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в проект по внесению изменений в документацию по планировке территории в границах .... в отношении земельного участка по адресу: ...., в соответствии с действующим законодательством и порядком фактического использования.
В обоснование требований указывает, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ..... Согласно ответам уполномоченных органов правоустанавливающие документы на земельный участок по .... не оформлялись, сведения о предоставлении данного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома отсутствуют. В целях оформления земельного участка в собственность она обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о предварительном согласовании предоставления на праве собственности указанного земельного участка. В согласовании было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, в отношении которой принято постановление администрации города Барнаула от 3 октября 2019 года № 1715 «Об утверждении проекта планировки территории в границах ....», указанным проектом на территории расположения земельного участка не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. В ответ на обращение в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о принятии решения о подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории в границах вышеуказанных улиц в отношении земельного участка по адресу ...., администрацией города Барнаула отказано во внесении изменений в документацию по планировке территории, так как в отношении спорного земельного участка принято решение о подготовке документации по планировке территории (ответ от ДД.ММ.ГГГГ№). Вместе с тем, исходя из сведений публичной карты на сайте 2ГИС территория, где находится испрашиваемый земельный участок – это территория расположения многочисленных индивидуальных домов. У соседей все дома и земельные участки, на которых они находятся, оформлены в собственность или в аренду. Соответственно утвержденный проект планировки территории не соответствует фактически сложившемуся использованию земельных участков и нарушает право на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика администрации города Барнаула ФИО5 возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение принято административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренный законом срок.
Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае необходимости установления, изменения или отмены красных линий. Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Пунктами 5, 7 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.
Согласно пункту 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 38 Правил землепользования и застройки г.Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года № 447, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании Генерального плана, Правил (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (п.1).
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения администрации города, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3, 4 части 3 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, устанавливаются постановлением администрации города.
Такой порядок определен постановлением администрации города Барнаула от 25 ноября 2020 года № 1900 (далее – Порядок).
В силу пункта 1.2 Порядка (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) органом местного самоуправления, уполномоченным принимать решения о подготовке документации по планировке территории городского округа - города Барнаула (далее - город Барнаул), за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 12.12 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и об утверждении документации по планировке территории города Барнаула, является администрация города Барнаула.
Решение о подготовке документации по планировке территории города Барнаула принимается администрацией города как по собственной инициативе, так и на основании заявлений физических и юридических лиц или их уполномоченных представителей (далее - заинтересованные лица) о подготовке документации по планировке территории (пункт 1.3 Порядка).
Получение (прием), регистрация заявления и приложенных к нему документов (при наличии), рассмотрение заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов (при наличии), подготовка проекта постановления администрации города о подготовке документации по планировке территории, проекта письма об отказе в подготовке документации по планировке территории, подготовка документации по планировке территории, внесении изменений и отмены документации по планировке территории, проведение проверки документации по планировке территории, подготовка уведомления об отклонении документации по планировке, проекта постановления администрации города о проведении общественных обсуждений, подготовка проекта постановления администрации города об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку, согласование с уполномоченными лицами подготовленной документации до утверждения осуществляется комитетом по строительству, архитектуре и развитию .... (пункт 1.4 Порядка).
Заинтересованные лица обращаются с заявлением в администрацию города с предложением о подготовке документации по планировке соответствующей территории (далее - заявление). В заявлении должны быть указаны цель подготовки документации по планировке территории, вид документации по планировке территории, назначение документации по планировке территории, описание границ территории, в отношении которой предлагается осуществить подготовку документации по планировке территории, и описание объектов капитального строительства, планируемых к размещению на указанной территории (при необходимости) (пункт 2.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка администрация города в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявления рассматривает его и принимает одно из следующих решений: о подготовке документации по планировке территории; об отказе в подготовке документации по планировке территории. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается в форме постановления администрации города. Решение об отказе в подготовке документации по планировке территории оформляется письмом администрации города с указанием оснований отказа.
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в подготовке документации по планировке территории принимается, в частности, в случае, если в отношении территории (земельного участка), указанной в заявлении, или ее части принято решение, в том числе лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о подготовке документации по планировке территории, двухлетний срок действия которого не истек.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект планировки территории в границах .....
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, через представителя ФИО4, обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в указанный проект планировки территории.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Барнаула на данное заявление дан ответ № в котором сообщено об отказе в принятии решения о подготовке проекта по внесению изменений в документацию по планировке территории в границах .... в отношении земельного участка по адресу: ...., поскольку на основании заявления ООО «СЗ «ЭТЮД» администрацией города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О подготовке проекта по внесению изменений в проект планировки территории в границах ....».
В соответствии с указанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, опубликованным на правовом портале администрации города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованным физическим и юридическим лицам в течение 14 дней со дня опубликования постановления было предоставлено право вносить предложения о порядке, сроках подготовки и содержания Проекта (пункт 2.1).
Таким образом, учитывая, что на момент обращения ФИО1 с заявлением о внесении изменений в проект планировки территории администрацией города Барнаула уже было принято решение о подготовке проекта по внесению изменений в проект планировки территории в границах ...., оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
Более того, как усматривается из административного искового заявления, нарушение своих прав административный истец связывает с невозможностью приобретения земельного участка в собственность в связи с его нахождением на территории, не предусматривающей размещение индивидуальных домов, в соответствии с постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении проекта планировки территории в границах ....».
Вместе с тем, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется.
При таких обстоятельствах то, что соседние земельные участки оформлены в собственность, а также несоответствие утвержденного проекта планировки территории фактически сложившемуся использованию земельных участков правового значения по данному делу не имеет.
Соответственно основания считать, что оспариваемое решение нарушило права ФИО1, отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку вышеуказанная необходимая совокупность условий по настоящему делу не установлена, административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Церковная
Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2022 года.
Судья Н.В. Церковная