ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-268/19 от 29.10.2019 Мамонтовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-268/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2019 года с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корякиной Т.А.,

при секретаре: Неверовой О.Н.,

с участием административного истца: ФИО1,

представителя административного истца: ФИО2

представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в обоснование указав, что 05.06.2019 им в Администрацию Мамонтовского района подавалось заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором он просил согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для вида разрешенного использования - строительства гаража.

В результате рассмотрения заявления ему направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы Мамонтовского района Алтайского края ФИО4 в котором указывается, что в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано, поскольку на соседнем земельном участке уже установлен знак парковка для инвалидов и там расположена стоянка для клиентов Росреестра и отделения филиала № 2 ГУ АРО ФСС, согласование схемы расположения земельного участка повлечет за собой спорные ситуации.

Данный отказ органа местного самоуправления истец считает неправомерным, не основанном на требованиях законодательства.

Действия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории являются одним из видов муниципальных услуг, оказываемых Администрацией Мамонтовского района.

Каждая муниципальная услуга согласно положениям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ оказывается на сновании утвержденного административного регламента.

На момент подачи заявления Администрация Мамонтовского района действовала на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от 31.10.2017 № 454 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Соответственно, вся процедура рассмотрения поданного заявления, должна соответствовать требованиям административного регламента.

В соответствии с п.2.10, а также п.2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Положением п.3.6.4 Административного регламента установлено, что при установлении фактов, указанных в пунктах 2.10 и 2.11 настоящего Административного регламента, специалисты КАМРИЗО, которые в соответствии с подпунктом 3.6.1 настоящего Административного регламента ответственны за подготовку и согласование проектов постановлений Администрации Мамонтовского района, в письменной форме подготавливают проект решения об отказе в предоставлении услуги. В решении должны быть указаны все основания отказа.

В ответе Администрации Мамонтовского района не указано ни одного основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Ответ является немотивированным и незаконным. Администрацией Мамонтовского района при рассмотрении заявления допущены грубые нарушения в части сроков рассмотрения заявления, которые предусмотрены регламентом - 14 дней.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в виде ответа на заявление от 04.07.2019 № 1395. Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность утвердить схему расположения земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаража общей площадью 67 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 иск поддержали в полном объеме, представитель суду пояснил, что в декабре 2018 года истец купил квартиру по <адрес> многоквартирном доме. Вместе с квартирой, бывшим собственником ФИО5, которая прожила в квартире более 50 лет, ему был передан небольшой земельный участок с ветхими постройками, который располагается на придомовой территории. Данные участки были выделены каждой квартире, поскольку дом ранее имел печное отопление, и в данных постройках хранилось топливо для отапливания квартир. Постройки были ветхие, он решил снести их и возвести гараж для автомобиля. Он обратился в местные органы власти с целью узаконить участок и получил разрешение от сельсовета привезти и складировать строительные материалы. Было написано заявление об оформлении участка и заявление на имя главы сельской администрации с просьбой присвоить адрес. Данный участок граничит с заброшенным земельным участком не имеющим собственника и кадастрового номера. <адрес> приняла данное заявление и в месячный срок дала ответ в котором указала ложные сведения и в нем не содержатся причины отказа, не содержит ссылок на нарушение норм Земельного кодекса РФ. При рассмотрении заявления были нарушены сроки рассмотрения заявления.

Представитель административного ответчика администрации Мамонтовского района ФИО3 исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что согласно выписки из протокола заседания комиссии по безопасности дорожного движения в Мамонтовском районе, решено рекомендовать главе администрации Мамонтовского сельсовета установить дополнительные знаки по ул.Советской и по ул.Победы (парковка). Администрацией было отказано истцу, чтобы не было в дальнейшем споров, т.к. стоянка может препятствовать выезду как самого истца, так и граждан со стоянки.

Представитель заинтересованного лица администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, свидетелей ФИО6, ФИО7, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу пункта 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

05.06.2019 истец ФИО1 в администрацию Мамонтовского района подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором он просил согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для вида разрешенного использования - строительства гаража.

В результате рассмотрения заявления ему направлен ответ от 04.07.2019 № 1395 за подписью и.о. главы Мамонтовского района Алтайского края ФИО4 в котором указывается, что в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано, поскольку на соседнем земельном участке уже установлен знак парковка для инвалидов и там расположена стоянка для клиентов Росреестра и отделения филиала № 2 ГУ АРО ФСС. В случае строительства гаража, выезд из него может осуществляться только через территорию стоянки, согласование схемы расположения земельного участка повлечет за собой спорные ситуации.

При этом ссылки на нормы закона, либо нормы административного регламента, в соответствии с которыми истцу дан отказ, в оспариваемом ответе отсутствуют.

Из показаний свидетеля ФИО7, а также представленного административного материала в отношении ФИО1 следует, что в государственном кадастре недвижимости информация на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и сведения о наличии разрешительной документации на использование участка, отсутствуют.

Постановлением администрации Мамонтовского района Алтайского края № 454 от 31.10.2017 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в соответствии с п.2.2 которого муниципальную услугу предоставляет Администрация Мамонтовского района Алтайского края в лице комитета Администрации Мамонтовского района по имущественным и земельным отношениям. Решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимает Администрация Мамонтовского района посредством издания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (п.2.2.1)

В соответствии с п.2.3 регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: а) направление или выдача заявителю постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; б) направление или выдача заявителю мотивированного решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

П.2.10 регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

2.10.1 несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

2.10.2 полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

2.10.3 разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

2.10.4 несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

2.10.5 расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Кроме того, административный регламент предусматривает перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона (п.2.11)

Как следует из содержания оспариваемого отказа администрации Мамонтовского района, ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, со ссылкой на то, что на соседнем земельном участке уже установлен знак парковка для инвалидов и там расположена стоянка. В случае строительства гаража, выезд из него может осуществляться только через территорию стоянки, согласование схемы расположения земельного участка повлечет за собой спорные ситуации. При этом в качестве нормативного основания отказа не приведено ни одной из вышеперечисленных норм Земельного кодекса РФ или административного регламента.

Таким образом, ответчиком не приведено конкретное нормативное обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Показания свидетеля ФИО6 о том, что истцу было отказано по основаниям, предусмотренным ст.11.10 Земельного кодекса РФ суд не принимает во внимание, поскольку в оспариваемом ответе не содержится отсылка к указанной статье, кроме того, в ней имеется несколько оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком не доказана законность оспариваемого ФИО1 отказа, что влечет удовлетворение иска в данной части.

Также суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае способом восстановления нарушенного права будет возложение на администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Требование же истца возложить на Администрацию Мамонтовского района обязанность утвердить схему расположения земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаража общей площадью 67 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории с учетом положений ЗК РФ, приведенных выше в решении суда, является преждевременным, поскольку не установлено, на каком нормативном основании вынесен отказ администрацией Мамонтовского района.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в виде ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ

Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: Т.А.Корякина