ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2691/18 от 04.01.2018 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Административное дело № 2а-2691/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2018 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,

при секретаре Ежеченко Ю.Ю.,

с участием: административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица УМВД России по Белгородской области ФИО2, действующей по доверенности от 04.01.2018 года,

в отсутствие: административного истца ФИО3, представителя заинтересованного лица УМВД России по городу Белгороду, о месте и времени извещенных своевременно, надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению №0093-2018 ФИО3 к ФИО1 о признании незаконными требований после окончания проверки документов вытащить руки из карманов при проведении публичного мероприятия 18.03.2018 года,

установил:

18 марта 2018 года в 15:10 час. ФИО3, находясь на Соборной площади города Белгорода, недалеко от входа в администрацию Белгородской области, проводил публичное мероприятие в форме одиночного пикета. При проведении пикета ФИО3 использовал плакат с надписью «данные изъяты».

В 15:17 час. к ФИО3 подошли сотрудники полиции, среди которых был капитан полиции ФИО1, который представился, назвал свою должность, звание, фамилию, имя и отчество, предъявил служебное удостоверение, потребовал у ФИО3 документ, удостоверяющий личность, а также указать причину нахождения на Соборной площади. Поскольку день проведения ФИО3 публичного мероприятия - пикета совпал с днем выборов Президента Российской Федерации, принимая во внимание, что недалеко от площади находился избирательный участок, что левая рука ФИО3 находилась в кармане, капитан полиции ФИО1 в целях безопасности граждан и общественного порядка стал выяснять о наличии (отсутствии) в кармане ФИО3 запрещенных предметов, попросил вытащить левую руку из кармана, убедившись, что в кармане отсутствуют запрещенные предметы, установив личность административного истца, капитан полиции ФИО1 возвратился на свой пост, продолжил дальнейшее несение службы.

Дело инициировано административным иском в суд ФИО3, в котором просит признать незаконными требования сотрудника полиции ФИО1 18 марта 2018 года на Соборной площади города Белгорода вытащить руки из карманов после окончания проверки документов, вместо того, чтобы просто от него отойти и не мешать проведению публичного мероприятия.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о месте и времени извещен своевременно, надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 полагал исковые требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что он является капитаном полиции, инспектором ДПС, 18 марта 2018 года нес службу в районе Соборной площади по ул. Попова. В этот день проводились выборы Президента Российской Федерации, недалеко от администрации Белгородской области находился избирательный участок. На Соборной площади недалеко от входа в администрацию Белгородской области он увидел неизвестного мужчину, держащего плакат с надписью «данные изъяты». Соборная площадь города Белгорода является общественным местом, контроль которого за безопасностью граждан и общественным порядком был усиленным. Подойдя к гражданину, он представился, назвал свою должность, звание, фамилию, имя и отчество, предъявил служебное удостоверение, попросил у гражданина документ, удостоверяющий личность. Гражданин, в свою очередь, отказался с ним беседовать, указать причину нахождения с плакатом на Соборной площади. Поскольку на плакате была фамилия одного из кандидатов в Президенты Российской Федерации, учитывая, что агитация в день выборов запрещена, он попросил ФИО3 убрать плакат. Поскольку у ФИО3 левая рука постоянно находилась в кармане, в целях безопасности граждан и общественного порядка стал выяснять о наличии (отсутствии) в кармане гражданина запрещенных предметов, было предложено освободить руку из кармана, ФИО3 требование отказался выполнить, вел себя грубо. После того, как ФИО3 вытащил руку из кармана, убедившись, что ни в кармане ни в руке нет запрещенных предметов, он возвратился на свой пост. Никаких действий, препятствующих проведению одиночного пикета, он не совершал.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Белгородской области ФИО2 (по доверенности) полагала исковые требования не обоснованными, не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что за несколько дней до начала выборов Президента Российской Федерации, в том числе 18 марта 2018 года, сотрудники ОВД несли службу в усиленном режиме. ФИО1 нес службу на Соборной площади города Белгорода, обеспечивал безопасность граждан и общественный порядок. В связи с тем, что ФИО3 не объяснил обстоятельств своего нахождения в общественном месте на Соборной площади, держал плакат с фамилией кандидата в Президенты Российской Федерации, полагала, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции», капитан полиции ФИО1 имел полное право обратиться к данному гражданину с целью установления личности, выяснения причины нахождения в общественном месте на Соборной площади с плакатом, на котором указана фамилия одного из кандидатов в Президенты Российской Федерации, а также выяснения наличия (отсутствия) у гражданина запрещенных предметов в карманах в целях общественной безопасности. Также пояснила, что проведение предвыборной агитации в день голосования запрещено. Оснований для признания незаконными требования административного ответчика ФИО1 не имеется.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по городу Белгороду в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен своевременно, надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Необходимо иметь в виду, что проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется не только Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", но и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Положением п. 1.1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от 02.04.2009 указано, что гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, под которой в названном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 49 поименованного закона в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения); описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года N 442-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" на 18 марта 2018 года назначены выборы Президента Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в ЦИК РФ заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (ч. 2 ст. 50).

Таким образом, действия ФИО3 с использованием плаката с надписью фамилии кандидата в Президенты Российской Федерации при проведении пикетирования 18 марта 2018 года в силу положений Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", относятся к предвыборной агитации, поскольку содержащаяся на плакате информация была направлена на формирование отрицательного отношения избирателей к кандидату в Президенты Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, которым является соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, не являясь абсолютным, может быть ограничено федеральным законом, который должен обеспечивать возможность полноценной реализации указанного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии) путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, а также защиты названных лиц от возникающих угроз их правам, жизни и здоровью.

Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, учитывая агитационный характер публичного мероприятия и дату его проведения (день голосования) суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место нарушение ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а именно: проведение предвыборной агитации в день голосования нарушает права и свободы других лиц. В силу положений ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 N19-ФЗ в указанный день агитационные мероприятия проводиться не могут.

Согласно п."б" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.

Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 - 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О полиции").

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; ее деятельность, направленная на ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц, допустима только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 7 Федерального закона "О полиции").

Согласно Федеральному закону "О полиции" действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).

В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию, в частности, возлагаются следующие обязанности: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (пункт 2); обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (пункт 5); обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок (пункт 6).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.

ФИО3 не представлено ни одного доказательства в подтверждение факта совершения капитаном полиции ФИО1 в отношении него незаконных действий, выразившихся в предъявлении ему требований вытащить руки из карманов. Просмотренная в судебном заседании видеозапись свидетельствует о том, что капитан полиции ФИО1 в соответствии с требованиями ч. 4 и 5 ст. 5, ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О полиции» назвал свои должность, звание, фамилию, предъявил по требованию ФИО3 служебное удостоверение, после чего в целях безопасности граждан и общественного порядка установил личность административного истца, потребовал сообщить причину и цель нахождения на Соборной площади с плакатом, на котором была фамилия одного из кандидатов в Президенты Российской Федерации, учитывая, что агитация в день выборов запрещена, он попросил ФИО3 убрать плакат. Обнаружив, что у ФИО3 левая рука постоянно находилась в кармане, в целях безопасности граждан и общественного порядка капитан полиции ФИО1 выяснил наличие (отсутствие) в кармане гражданина запрещенных предметов, предложил освободить руку из кармана. После того, как ФИО3 вытащил руку из кармана, убедившись, что ни в кармане ни в руке не было запрещенных предметов, капитан полиции ФИО1 возвратился на свой пост. Действий, препятствующих проведению ФИО3 одиночного пикета в судебном заседании не установлено.

Анализируя вышеизложенное, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика - капитана полиции ФИО1 выполнялись в рамках предоставленных ему Законом "О полиции" полномочий, с целью выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению общественной безопасности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО3

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления №0093-2018 ФИО3 к ФИО1 о признании незаконными требований после окончания проверки документов вытащить руки из карманов при проведении публичного мероприятия 18.03.2018 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья Октябрьского районного

суда города Белгорода Е.А. Колмыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 22.06.2018 года.