РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
25 декабря 2018 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Свиридовой О.А.,
при секретаре Михайлиной М.К.,
с участием:
представителя административного истца - ФИО1,
представителя административного ответчика - ФИО2,
представителя заинтересованного лица судебного пристава - исполнителя ОСП <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2692/2018 по административному исковому заявлению ФИО4 к ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) к ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, указав, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес> по делу №, предмет исполнения алименты на содержание детей в размере ? дохода должника, в отношении ФИО5, в пользу взыскателя ФИО4 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному производству составляет 122 629,76 руб. В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> установлена необходимость направления поручения о совершении исполнительных действий и применить меры принудительного исполнения на территорию, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя: должник ФИО5 отбывает наказание по месту: <адрес>, уч. 1 «д», ИК-26. Постановлением СПИ о поручении (произвольное) от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> поручено совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде: совершения иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление о поручении от ДД.ММ.ГГГГ вручено ОСП <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП по <адрес>ФИО6, рассмотрев указанное поручение, составила акт о совершении исполнительных действий в том, что исполнить поручение не предоставляется возможным ввиду нахождения должника в местах лишения свободы. Административный истец считает, что не исполнение постановления о поручении от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права несовершеннолетнего ребенка на содержание его родителем, способствует неисполнению решения суда, способствует нарушению ФИО5 Семейного кодекса РФ. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение лица, отбывающего наказание от содержания своих несовершеннолетних детей, в связи с чем действия судебного пристава-исполнителя противоречат действующему законодательству РФ и являются незаконными. Копия акта получена истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения, административный истец просит суд признать бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО6 в рамках исполнения постановления СПИ о поручении (произвольное) от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> о совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в виде: совершения иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5 незаконными; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП волжского района УФССП России по <адрес>ФИО6 устранить в полном объеме допущенное нарушение, обязав совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде: совершения иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5, в ходе которого судебным приставом-исполнителем должны быть проведены в том числе следующие действия: ознакомить ФИО5 с материалами исполнительного производства, вручить постановление о расчете задолженности по алиментам, отобрать пояснения у ФИО5 о причинах не выплаты им алиментов, в том числе на содержание несовершеннолетнего ребенка, составить протокол об административном правонарушении в отношении ФИО5, направить в суд протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования с учетом уточнения поддержала, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - заместитель начальника ОСП <адрес> УФССП <адрес>ФИО2 требования административного истца не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве и дополнениях к нему, просила отказать в удовлетворении требований ФИО4 Пояснила, что должник ФИО5 отбывает наказание в колонии закрытого типа ИК-26. Доступ для составления протокола ограничен. Судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> должен был сделать все необходимые действия, составить протокол, направить ходатайство начальнику колонии.
Представитель заинтересованного лица судебный пристав - исполнитель ОСП <адрес>ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска ФИО4 отказать. Пояснила, что со слов представителя истца ей стало известно о том, что должник отбывает наказание в местах лишения свободы, а так же об адресе, где отбывает наказание ФИО5, запросы в ИК она не направляла. Направила поручение по факту неоплаты алиментов и о привлечении к административной ответственности. На сегодняшний день она бы не стала выносить поручение, а сначала сделала запрос в колонию.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава - исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава - исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона " О судебных приставах ", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав -исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес> по делу №, судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере ? дохода должника, в отношении ФИО5, в пользу взыскателя ФИО4
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>ФИО3 установлена задолженность по исполнительному производству по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
В ходе исполнения требований вышеуказанного исполнительного документа, установлена необходимость направления поручения о совершении исполнительных действий и применить меры принудительного исполнения на территорию, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя: адрес: <адрес>, уч. 1 «д», должник ФИО5 отбывает наказание по месту: <адрес>, уч. 1 «д», ИК-26.
Постановлением СПИ о поручении (произвольное) от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> поручено совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде: совершения иных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в отношении ФИО5 Целью поручения указано: уведомить должника о возбуждении исполнительного производства и проведения опроса по факту неоплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка и бывшей супруги, привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление получено ОСП <адрес> УФССП по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО6 по факту рассмотрения указанного поручения составлен акт о совершении исполнительных действий в том, что исполнить поручение не предоставляется возможным ввиду нахождения должника в местах лишения свободы.
С данными действиями судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> административный истец не согласна, считает их незаконными.
Как установлено в судебном заседании из пояснений судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>ФИО3, о том, что должник ФИО5 отбывает наказание в исправительной колонии №, расположенной в <адрес>, ей стало известно со слов представителя истца, запросы в ИК она не направляла.
В ответ на запрос суда, из ФКУ ИК-26 УФСИН России по <адрес> предоставлена информация о том, что ФИО5 отбывает наказание в данном исправительном учреждении по приговору Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прибыл в ИК-26 УФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не трудоустроен.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> не производились действия по достоверному установлению информации об отбывании наказания должником.
Между тем, п. 2.1.2. Соглашения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что судебный пристав запрашивает в учреждениях, исполняющих наказания, информацию о трудоустройстве осужденного должника, наличии у него заработка, размере этого заработка и производимых из него удержаниях, о размере денежных средств на лицевом счете осужденного должника, а также о сроке отбывания наказания и сроках возможного рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника, одновременно направляют сведения о наличии и размере задолженности по исполнительным документам.
П. 2.2.1. указанного соглашения при поступлении постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, предупреждений об уголовной ответственности, предусмотренных статьями 157, 177, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении содержащегося в данном учреждении осужденного должника, учреждение, исполняющее наказание,
организует незамедлительное их вручение осужденному должнику под подпись и в течение трех рабочих дней направляет судебному приставу-исполнителю соответствующего структурного территориального органа ФССП России о получении вышеназванного постановления или второй экземпляр врученного предупреждения об уголовной ответственности; после получения постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного должника и копии исполнительного документа принимает меры по трудоустройству осужденного должника в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предоставляет информацию о размере денежных средств, находящихся на лицевом счете осужденного должника, о размере и источниках получаемых осужденным
должником денежных средств (заработная плата, переводы и т.п.). В случае отсутствия возможности трудоустройства осужденного информирует об этом судебного пристава-исполнителя.
Указанные действия не были совершены судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>. Данные действия судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> перепоручил в порядке ч. 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес>, оформив это постановлением о поручении исполнительных действий, поручив уведомить должника о возбуждении исполнительного производства и проведения опроса по факту неоплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка и бывшей супруги, привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
При этом, судебный пристав-исполнитель должен был проверить достоверность информации о нахождении должника в местах лишения свободы, и в дальнейшем совершить действия по уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве», если в процессе исполнения исполнительного документа изменилось место жительства должника либо место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> такого решения не принято.
При этом, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ влечет обязательные работы, либо административный арест или наложение административного штрафа. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. В силу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) и в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
С учетом отбывания должником наказания в исправительном учреждении строго режима, совершение указанных действий было не возможно в рамках исполнения поручения.
Суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП по <адрес> правомерно составлен акт о невозможности исполнения поручения судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ввиду нахождения должника в местах лишения свободы, поскольку установление вышеназванных поручений возложено на лицо, возбудившее исполнительное производство.
Таким образом, в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А. Свиридова