ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2693/18 от 14.01.2019 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-2693/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 14 января 2019 года

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Романовой В.А.,

при секретаре Ефремовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ТСН «Полет» к администрации города Пензы, МКУ «Департамент «ЖКХ г.Пензы» о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ТСН «Полет» обратилось в суд с названным административным исковым заявлением и просило суд: признать незаконным бездействие Администрации города Пензы; понудить Администрацию города Пензы признать бесхозяйными сети уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне - распределительное устройство МКД; Понудить Администрацию города Пензы обратится в 30-дневный срок с
момента получения данного обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью постановки на учет сетей уличного освещения, запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне - распределительное устройство МКД; Понудить Администрацию города Пензы по истечении года со дня постановки сетей уличного освещения, запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне - распределительное устройство МКД как бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; Понудить Администрацию города Пензы в кратчайшие (разумные) сроки обеспечить освещение придомовой территории дома № 18 и 20 по ул. Леонова в г. Пензе за счет средств муниципального бюджета.

В обоснование указанного иска указал, что 09.08.2017 г. ТСН «Полет» было зарегистрировано в качестве организации, управляющей домом № 18 по ул. Леонова. 04.10.2017 г. ТСН «Полет» обращалось в Администрацию г. Пензы по вопросу организации освещения на территории земельного участка с кадастровым номером , включения сетей уличного наружного освещения по данному участку в муниципальный контракт и определения обслуживающей сети уличного наружного освещения организации. В соответствии со ст. 225 ГК РФ и полностью (дословно) ей соответствует. В ответе от 23.10.2018 г. Администрация г. Пензы не удовлетворяет требования ТСН «Полет», откладывает решения проблемы, чем нарушают права собственников помещений указанного дома. Действия Администрации г. Пензы не являются законными, так как решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 (с участием Администрации г. Пензы и Управления муниципального имущества г. Пензы) вступившим в законную силу было определено, что опоры уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД - не являются общим имуществом собственников помещений МКД. Застройщиком МКД являлась ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», что подтверждается разрешениям Администрации г. Пензы от 21.10.2013 г. на ввод в эксплуатацию дома № 18 по ул. Леонова в г. Пензе. 13.04.2016 года ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест» была реорганизована путем присоединения к ООО «Гелиос» (ОГРН ), которая была исключена из ЕГРЮЛ 20.02.2018 (п. 77 выписки). Поскольку лицо, осуществляющее строительство данных сетей уличного освещения прекратило свое существование, у Администрации г. Пензы нет оснований заявлять, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ. В нарушение законодательства выдача разрешения на ввод в эксплуатацию МКД была осуществлена Администрацией г. Пензы без сформированного земельного участка под данный дом. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № 1309 за , утвержденным Администрацией г. Пензы, указанный земельный участок выделялся под застройку МКД. Согласно данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен МКД, в настоящее время находится в собственности публично-правового образования - Администрации г. Пензы. В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В результате действий Администрации г. Пензы в условиях короткого светового дня страдают жители трех домов общей численностью более 1500 человек. Кроме того, нарушаются имущественные права ТСН «Полет», которое вынуждено оплачивать расход по электрической энергии по оборудованию (опорам уличного освещения), не имеющего законного владельца, но запитанного на внутридомовых сетях МКД.

Определением суда по заявлению истца в качестве соответчика привлечено МКУ «Департамент ЖКХ».

В процессе рассмотрения дела представитель ТСН «Полет» управляющий Кузнецов П.А. уточнил исковые требования и просил: признать незаконным бездействие Администрации г. Пензы; понудить Администрацию г. Пензы признать бесхозяйными сети уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне- распределительное устройство МКД; понудить Администрацию г. Пензы обратится в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью постановки на учет сетей уличного освещения, запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД; понудить Администрацию г. Пензы по истечении года со дня постановки сетей уличного освещения, запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешне - распределительное устройство МКД как бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; понудить Администрацию г. Пензы и Муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить освещение придомовой территории дома № 18 и 20 по ул. Леонова в г. Пензе за счет средств муниципального бюджета.

Представитель административного истца ТСН «Полет» управляющий Кузнецов П.А. в дополнениях к исковому заявлению, указал, что в соответствии с письмом заместителя главы Администрации г. Пензы ФИО9 за № 6-14-1161 от 14.03.2018 г., ОМСУ отказывался включить сети уличного освещения в муниципальный контракт на освещение, поскольку они, с точки зрения ОМСУ, являются общим имуществом.

При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в МКД одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Это предусматривает часть 5 статьи 40 Закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Такая же позиция приведена в 3-м абзаце письма заместителя главы Администрации г. Пензы ФИО9 за № 6-14-1161 от 14.03.2018 г. То есть, на тот момент (14.03.2018 г.) ОМСУ соглашался, что указанные сети уличного освещения являются недвижимым общим имуществом, а потому их не нужно проводить через госрегистрацию.

Теперь же, после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017, ОМСУ начинает говорить об обратном, а именно, о необходимости регистрации права на сети уличного освещения, которые не являются общим имуществом.

В соответствии с п. ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. ОМСУ в этой ситуации демонстрирует непоследовательную и крайне недобросовестную позицию, изначально заявляя, что сети являются общим недвижимым имуществом, а затем меняя эту позицию и указывая на недоказанность отнесения данных сетей к недвижимому имуществу вообще.

Кроме того, именно на ОМСУ лежит прямая ответственность за согласование и утверждение проекта градостроительного плана, которым было в нарушении закона допущено устройство уличного освещения на внутридомовых сетях МКД, притом, что сети уличного освещения в силу закона не являются общим имуществом.

Представитель административного истца ТСН «Полет» управляющий Кузнецов П.А. в судебном заседании уточненные административные исковые требования, с учетом дополнений поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.Пензы, действующая на основании доверенности Лизунова О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала письменные возражения, в которых указала, что административное исковое заявление не содержит предмета иска, поскольку истцом не указаны индивидуально-определенные признаки сетей уличного освещения, которые позволили бы их идентифицировать, отсутствуют сведения о том, когда они были введены в эксплуатацию, их протяженность, диаметр, технические характеристики. Указание того обстоятельства, что сети освещения подключены к трансформаторной подстанции № 470, по мнению администрации г. Пензы, не является достаточным для рассмотрения дела по существу. В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации

подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Таким образом, принятию на учет в качестве бесхозяйного имущества подлежат вещи, обладающие признаками недвижимого имущества.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 МО применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в целях обеспечения стабильности гражданского оборота в статье 131 ГК РФ законодателем установлена необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Если допускается демонтаж сетей уличного освещения (опор, светильников, проводов), их возможный перенос на новое место эксплуатации при необходимости без ущерба для их назначения и осуществления их дальнейшей эксплуатации, данные объекты не относятся к недвижимому имуществу и не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом, в нарушение указанной нормы, не представлено доказательств того, что спорные инженерные сети являются недвижимым имуществом. В материалах дела отсутствует техническая документация на спорные сети как на объект недвижимого имущества. В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суд Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/2013, само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности на объект не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Поскольку способ приобретения права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном ст.ст. 218, 225 ГК РФ на объекты недвижимого имущества возможен в случае отсутствия правопритязаний на него со стороны третьих лиц, при поступлении в адрес администрации заявления от ТСН «Полет» ответчиком были направлены необходимые запросы на предмет установления имущественной принадлежности спорных сетей, о чем 30.10.2018 истец был в письменной форме извещен.

Процедура постановки сетей в качестве бесхозяйных занимает длительный промежуток времени. Вопреки указанным в административном исковом заявлении требованиям, администрация г. Пензы не обладает полномочиями по признанию бесхозяйными сетей уличного освещения. При поступлении соответствующего заявления орган местного самоуправления направляет запросы в соответствующие организации на предмет отсутствия правопритязаний на объект инженерной инфраструктуры. После поступления ответов орган местного самоуправления, руководствуясь Федеральным законом от 5.04.2013 № 44-ФЗ заключает контракт на проведение кадастровых работ с последующей постановкой сетей на кадастровый учет. После постановки на кадастровый учет орган МСУ обращается в Управление Росреестра с заявлением о постановке сетей на учет в качестве бесхозяйных, и уже Управление Росреестра осуществляет указанную регистрацию. Таким образом, в указанном случае администрация г. Пензы является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, требование, изложенное в п. 5 административного искового заявления, также не подлежит удовлетворению, поскольку полномочиями по обеспечению освещения придомовых территорий наделено Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы в соответствии с наделенными полномочиями.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2L07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом о регистрации, считаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйного имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в публичный реестр в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Исходя из текста административного искового заявления спорные опоры уличного освещения записаны из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство многоквартирного дома.

Согласно сведениям, изложенным в письме № 5/979 от 30.10.2018, указанная трансформаторная подстанция является собственностью ЗАО «Пензенская горэлектросеть».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, раздел которого без изменения его назначения невозможен, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости. Объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе - трансформаторными подстанциями, опорами линии электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс. Электрические кабели, провода, опоры с установленными на них светильниками, без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и объектам недвижимого имущества, находящимся на данном земельном участке. У них отсутствуют признаки капитальности и качества самостоятельного объекта.

Доказательств того, что спорные инженерные сети являются единым функциональным комплексом, административным истцом не представлено.

Таким образом, требование административного истца о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей уличного освещения не соответствует вышеуказанным требованиям закона. Спорные сети не отвечают признакам бесхозяйного имущества.

В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, созданную лицом с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранений от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Объектами вещных прав могут быть индивидуально-определенные вещи. Воля на отказ права собственности должна быть выражена однозначно и в отношении конкретного имущества. Ни ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», ни ООО «Гелиос» не обращались в администрацию города Пензы с заявлением о принятии в муниципальную собственность спорных сетей.

В отсутствие заявления собственника об отказе от прав на имущество не имеется законных оснований обязывать орган местного самоуправления принимать меры к постановке на учет спорного имущества в качестве бесхозяйного.

Строительством многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, при наличии разрешительной документации занималось ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», впоследствии реорганизованное путем присоединения к ООО «Гелиос». Таким образом, спорный объект имеет собственника, то есть лицо, которое их создало и отсутствие регистрации права собственности на объект не является основанием полагать, что он лишен собственника и является бесхозяйным. Исключение организации из ЕГРЮЛ также основанием для признания указанного имущества бесхозяйным не является.

На основании изложенного, административные исковые требования товарищества собственников недвижимости «Полёт» просила оставить без удовлетворения.

Представитель административного ответчика МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы, действующая на основании доверенности Е.С.Лохина в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что вновь построенные сети наружного освещения передаются в муниципальную казну г. Пензы в соответствии с разработанной проектно-сметной, технической документацией и на основании постановления администрации г. Пензы» от 18.01.2018 № 64 «Об утверждении Положения о порядке приема в муниципальную собственность г. Пензы в состав муниципальной казны объектов недвижимого и движимого имущества, приобретенных в рамках строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые осуществлены за счет средств бюджета города Пензы». Далее на основании постановлений администрации города Пензы, приказов, решений Пензенской городской Думы и актов приема-передачи указанные сети передаются на баланс в оперативное управление МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» с дальнейшей передачей их на обслуживание в специализированную организацию. В соответствии с и. 2.2.11 Устава МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» осуществляет управление муниципальными объектами энергетического комплекса, организация и координация деятельности энергетического хозяйства отраслей бюджетной сферы города Пензы. Для осуществления данной деятельности Учреждением проводится закупочная процедура, по итогам которой с победителем электронного аукциона заключается муниципальный контракт на предоставление услуги «Организация уличного освещения». В настоящее время спорные сети на балансе МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» не числятся, денежные средства на их содержание Учреждению не выделяются. Исходя из изложенного правовых оснований для обеспечения освещения придомовой территории дома № 18 и № 20 по ул. Леонова в г. Пензы не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 38, 59, 62, 135 КАС РФ. МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме, считает себя ненадлежащим ответчиком и просит отказать в их удовлетворении.

Представители заинтересованных лиц Управления ЖКХ г.Пензы, Управляющей компании «Альфа» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Леонова» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск указал, что ТСЖ «Леонова» ознакомившись с административным исковым заявлением ТСН «Полет» к Администрации города Пензы о признании незаконным бездействия считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании статьи 2 Положения о порядке выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления на них права муниципальной собственности, утверждённого решением Пензенской городской Думы от 25.09.2009 г. № 164-9/5 (далее -Положение) главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления права муниципальной собственности на них являются: вовлечение неиспользуемых объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот; обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов; повышение эффективности использования муниципального имущества.

В силу статьи 3 Положения сведения о бесхозяйных объектах недвижимого имущества могут предоставляться учреждениями, предприятиями, организациями и иными заинтересованными лицами путём направления соответствующих заявлений на имя Главы администрации города.

В заявлении о выявлении бесхозяйного объекта недвижимого имущества заявитель предоставляет следующую информацию: место нахождения объекта; его наименование (назначение); ориентировочные сведения об объекте (год постройки, технические характеристики), (пункт 2.2 Положения).

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25) разъяснено, что в целях обеспечения стабильности гражданского оборота в статье 131 ГК РФ законодателем установлена необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинён режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на неё, следует устанавливать наличие у неё признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

ТСН «Полет» просит возложить на Администрацию города обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей расположенные по адресу: Пензенская область, город Пенза, улица Леонова, дом 18 сетей уличного освещения, запитанные от трансформаторной подстанции № 470 через ВРУ многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В связи с этим при наличии поданного с учётом положений статей 2 и 3 Положения заявления ТСН «Полет» и в силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ в случае установления факта того, что указанный выше объект является бесхозяйной вещью на Администрацию города возложена обязанность обратиться с заявлением о принятии на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учёт имущества в качестве бесхозяйного, в связи с этим он обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Пензенская Горэлектросеть», действующий на основании доверенности Стоянов В.В. в судебном заседании указал, что ЗАО "Пензенская горэлектросеть" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Пензаэнерго" по передаче электрической энергии через принадлежащие ЗАО "ПГЭС" объекты электросетевого хозяйства до потребителей ООО «ТНС энерго Пенза».

Многоквартирный жилой дом по ул. Леонова, 18 подключался к электрическим сетям сетевой организации в составе жилой застройки по ул.Леонова/Крупской. Объекты уличного освещения по указанному адресу подключены от ВРУ-0,4 кВ многоквартирного жилого дома по ул.Леонова, 18, который, в свою очередь, подключен через кабельные линии от трансформаторной подстанции ТП-470, принадлежащей ЗАО «Пензенская горэлектросеть».

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу ч.2 ст.226 ГК РФ в отношении движимых вещей статус их бесхозяйности устанавливается судом.

Спорные объекты уличного освещения по ул.Леонова, 18 не имеют прочной связи с землей, а также физической и технологической связи с другими объектами, составляющими единый недвижимый комплекс. Следовательно, рассматриваемые объекты уличного освещения в силу положений ст. 130 и ст. 133.1 ГК РФ не относятся к объектам недвижимости.

Таким образом, в силу вышеназванных норм права спорные объекты могут быть признаны бесхозяйными только в судебном порядке по заявлению лица, вступившего во владение данными объектами.

Спорное имущество было создано при строительстве жилого дома по ул.Леонова, 18 для освещения придомовой территории, т.е для нужд собственников этого жилого дома. Иных лиц, заинтересованных в приобретении данных объектов нет. При этом собственники жилого дома не лишены права принять объекты уличного освещения, подключенные от их дома, в состав его общего имущества и решить, тем самым, проблему освещения своей придомовой территории.

Спорные объекты не являются объектами электросетевого хозяйства в понятии законодательства об электроэнергетике, поскольку они не участвуют в процессе передачи электрической энергии. Поэтому, даже после признания данного имущества бесхозяйным, у сетевой организации не возникнет обязательств по эксплуатации этих объектов в силу п.4 ст.28, п.1 ст.38 Закона №35-Ф3 от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике».

На основании вышеизложенного, считает требования административного истца необоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В настоящем судебном заседании установлено, что 09.08.2017 г. ТСН «Полет» было зарегистрировано в качестве организации, управляющей домом № 18 по ул. Леонова. Застройщиком МКД являлась ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест» (ОГРН ), что подтверждается разрешениям Администрации г. Пензы от 21.10.2013 г. на ввод в эксплуатацию дома № 18 по ул. Леонова в г. Пензе. 13.04.2016 года ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест» была реорганизована путем присоединения к ООО «Гелиос» (ОГРН ), которая была исключена из ЕГРЮЛ 20.02.2018 (п. 77 выписки). Многоквартирный жилой дом по ул. Леонова, 18 подключался к электрическим сетям сетевой организации в составе жилой застройки по ул.Леонова/Крупской. Объекты уличного освещения по указанному адресу подключены от ВРУ-0,4 кВ многоквартирного жилого дома по ул.Леонова, 18, который, в свою очередь, подключен через кабельные линии от трансформаторной подстанции ТП-470, принадлежащей ЗАО «Пензенская горэлектросеть».

04.10.2017 г. ТСН «Полет» обращалось в Администрацию г. Пензы по вопросу организации освещения на территории земельного участка с кадастровым номером , включения сетей уличного наружного освещения по данному участку в муниципальный контракт и определения обслуживающей сети уличного наружного освещения организации.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года за N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 - 3 ст. 235 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. N 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс -совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса следует, что по общему правилу организация, осуществляющая поставки коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из утверждаемых в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг. Правоотношения по определению объема коммунальных услуг, подлежащего оплате в жилых домах, также регулируются Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (пункты 18 "а" и 21), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункты 13 и 80).

Системное толкование указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что исполнители и потребители коммунальных услуг по электроснабжению не обязаны оплачивать потери электроэнергии в бесхозяйных сетях.

Исходя из текста административного искового заявления спорные опоры уличного освещения запитаны из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство многоквартирного дома. Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017, вступившим в законную силу 11.10.2018 г. с участием Администрации г. Пензы и Управления муниципального имущества г. Пензы, установлено, что опоры уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД - не являются общим имуществом собственников помещений МКД.

Согласно сведениям, изложенным в письме № 5/979 от 30.10.2018 ЗАО «Пензенская горэлектросеть, указанная трансформаторная подстанция является собственностью ЗАО «Пензенская горэлектросеть».

Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, раздел которого без изменения его назначения невозможен, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости. Объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе - трансформаторными подстанциями, опорами линии электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс. Электрические кабели, провода, опоры с установленными на них светильниками, без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и объектам недвижимого имущества, находящимся на данном земельном участке. У них отсутствуют признаки капитальности и качества самостоятельного объекта.

Доказательств того, что спорные инженерные сети являются единым функциональным комплексом, административным истцом не представлено.

Истцом не указаны индивидуально-определенные признаки сетей уличного освещения, которые позволили бы их идентифицировать, отсутствуют сведения о том, когда они были введены в эксплуатацию, их протяженность, диаметр, технические характеристики.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Из положений главы 22 КАС РФ следует, что признание незаконными действий (бездействий) органа местного самоуправления возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Вместе с тем, административным истцом ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании не приведены конкретные доводы о нарушении прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд. Вместе с тем, факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Согласно п.9 ч.4 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Утверждения представителя административного истца о том, что отказ администрации г. Пензы от признания сетей электроснабжения бесхозяйными, влечет нарушение прав собственников МКД на надлежащее уличное освещение, не свидетельствуют о нарушении прав, свобод и законных интересов, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые свидетельствовали бы об уклонении эксплуатирующих организаций по исполнению обязанностей по обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг. Как разъяснил Верховный суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Многоквартирный жилой дом по ул. Леонова, 18 подключался к электрическим сетям сетевой организации в составе жилой застройки по ул.Леонова/Крупской. Объекты уличного освещения по указанному адресу подключены от ВРУ-0,4 кВ многоквартирного жилого дома по ул.Леонова, 18, который, в свою очередь, подключен через кабельные линии от трансформаторной подстанции ТП-470, принадлежащей ЗАО «Пензенская горэлектросеть». Спорное имущество было создано при строительстве жилого дома по ул.Леонова, 18 для освещения придомовой территории, т.е для нужд собственников этого жилого дома. Собственники жилого дома не лишены права принять объекты уличного освещения, подключенные от их дома, в состав его общего имущества, для освещения своей придомовой территории.

Довод стороны истца о том, что опоры уличного освещения являются бесхозяйным имуществом поскольку решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 было определено, что опоры уличного освещения, запитанные из трансформаторной подстанции № 470 через внешне-распределительное устройство МКД - не являются общим имуществом собственников помещений МКД, суд не может принять во внимание, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 931 от 10 декабря 2015 года "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Согласно пункту 4, 5 указанного Приказа принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Строительством многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, при наличии разрешительной документации занималось ООО «Инвестиционно-строительная компания «Спецстройинвест», впоследствии реорганизованное путем присоединения к ООО «Гелиос». Таким образом, спорный объект имеет собственника, то есть лицо, которое их создало и отсутствие регистрации права собственности на объект не является основанием полагать, что он лишен собственника и является бесхозяйным. Исключение организации из ЕГРЮЛ также основанием для признания указанного имущества бесхозяйным не является.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ТСЖ «Полет» к администрации города Пензы, МКУ «Департамент «ЖКХ г.Пензы» о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2019 года.