ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2694/18 от 11.09.2018 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-2694/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2018 года

г. Ростов-на-Дону

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Глебкина П.С., при секретаре судебного заседания Савченко Д.С., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к административному ответчику региональной общественной спортивной организации «Спортивные танцы Дона», заинтересованное лицо управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, о прекращении деятельности общественной организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

У С ТА Н О В И Л:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось с административным исковым заявлением к региональной общественной спортивной организации «Спортивные танцы Дона» (далее по тексту организация) о прекращении деятельности общественной организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, указав, что указанная организация зарегистрирована управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 29.02.2012 за ОГРН

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) организация внесена за учетным номером

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение вышеуказанных требований организация в период времени с 2013 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляла в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.

Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренной вышеуказанным Законом.

В соответствии ч. 4 ст. 29 Закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественной организации, в суд с заявлением о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Полномочия Главного управления по контролю за деятельностью общественных объединений определены положениями ст. 38 Закона и предусматривают, в том числе: право органа, принимающего решение о государственной регистрации, не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, реализуемое посредством анализа представляемых организацией отчетов в порядке ст. 29 Закона. Надзор за соблюдением законов при осуществлении деятельности общественной организацией не входит в компетенцию Главного управления.

Исходя из указанных положений Закона, Главное управление может квалифицировать те или иные действия (бездействие) общественной организации применительно к исполнению последней предусмотренных Законом обязанностей только с помощью формально-логических методов контроля - анализа поступающих от организации отчетов о ее деятельности в сроки, установленные требованиями Федерального закона «Об общественных объединениях», при условии, что иные сведения о деятельности общественной организации не размещены в иных общедоступных либо общеизвестных источниках.

При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой общественной организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на организацию обязанности, связанную с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.

Организация не выполняет возложенную на нее обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П).

Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 ГК РФ сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе организации. При ином подходе, в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», и в связи со вступлением в законную силу Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 (далее - Положение), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление, что и обуславливает обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.п. 77 п. 6 раздела II Положения главное управление наделено правомочием обращения в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ст. 61, ч. 3 ст. 49 ГК РФ, ч. 4 ст. 29 Закона Главное управление просило суд признать организацию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Главное управление о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика организации, несмотря на принятые судом меры к его извещению, в судебное заседание не явился. Направленное судом в соответствии со ст. 96 КАС РФ судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.

При указанных обстоятельствах суд признает административного ответчика надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела и не находит препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо УФНС России по Ростовской области о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон).

Статьей 29 Закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим ч. 1 ст. 44 Закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Судом установлено, что организация зарегистрирована управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 29.02.2012 за ОГРН .

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) организация внесена за учетным номером 6112012413.

В нарушение абзацев третьего и четвертого ч. 1 ст. 29 Закона организация в период времени с 2013 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляла в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.

Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкций, предусмотренной вышеуказанным Законом.

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались. Доказательств представления в Главное управление обновленных сведений о продолжении своей деятельности в течение указанного периода времени, организация суду не представила.

Согласно п. 69 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 (далее - Административный регламент) по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Пунктом 78 Административного регламента предусмотрено, что по результатам контроля территориальным органом в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:

вынесение предупреждения (внесение представления);

приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

возбуждение дела об административном правонарушении;

направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Принимая во внимание, что организация длительное время не предоставляла предусмотренной законом информации о своей деятельности, административный истец, в соответствии с Административным регламентом, обоснованно обратился в суд с требованием в ее ликвидации.

Оценивая допущенные организацией нарушения закона, заключающиеся в непредставлении в течение длительного времени предусмотренной законом информации о своей деятельности и установленной законом отчетности, суд приходит к выводу, что указанные нарушения являются грубыми.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

Суд, распределяя судебные расходы по административному делу, исходя из требований ст. 103 КАС РФ, полагает, что с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Признать Региональную общественную спортивную организацию «Спортивные танцы Дона», ОГРН , ИНН , прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, ликвидировать ее, исключив из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Региональной общественной спортивной организации «Спортивные танцы Дона» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.С. Глебкин