ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2696/1809ОК от 09.10.2018 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2696/18 09 октября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Данилова ХХ, Полякова ХХ, Коробейниковой ХХ, Дейнеко ХХ, Григорьева ХХ, Медведева ХХ, Торховой ХХ, Грачева ХХ, Григорьевой ХХ, Ехваловой ХХ, Дейнеко ХХ, Кукушкиной ХХ, Медведевой ХХ, Невоструевой ХХ, Шарипова ХХ, Волкова ХХ, Худякова ХХ, Хаакана ХХ, Худяковой ХХ, Поляковой ХХ, Ратушной ХХ, Сиротова ХХ к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от 08 декабря 2016 года об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>

у с т а н о в и л:

ХХ обратились в суд с административным иском к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>

В обоснование исковых требований административные истцы, указали, что 08 декабря 2016 года распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от08 декабря 2016 года был утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер Согласно Проекта планировки и проекта межевания территории ограниченную <адрес><адрес>., перспективным продолжением <адрес> утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года на земельном участке по адресу: Санкт<адрес> - (5) предусмотрено размещение объекта капитального строительства с функциональным назначением «Многоквартирный дом со встроенными помещениями и встроенно-пристроенным подземным гаражом», предусматривалось размещение встроено-пристроенного подземного гаража не менее чем 245 машиномест и открытых автостоянок не менее чем на 9 мест. При утверждении Градостроительного плана на данный земельный участок административный ответчик изменил существенные параметры и функциональное назначение объекта капитального строительства, предусмотренного к размещению на земельном участке, также изменил параметры использования самого земельного участка в части размещения машиномест на открытых автостоянках.

Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ООО «РосСтройИнвест» было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – многоквартирного дома со встроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером . При выдаче данного разрешения административный ответчик руководствовался Градостроительным планом земельного участка , утвержденным распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга 08 декабря 2016 года , также учитывалось положительное заключение экспертизы проектной документации, выданной ООО «Негосударственный надзор и экспертиза2 от 10 декабря 2016 года. Согласно проектной декларации вид строящегося (создаваемого) объекта капитального строительства указан «Многоквартирный дом», парковочное пространство в количестве 254 машиномест определено сне объекта строительства, в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов предусмотрено 0 машиномест. Проектом предусматривается размещения на земельном участке 12 открытых автостоянок общей вместимостью на 254 машиноместа (5 гостевых автостоянок на 46 машиномест и 7 открытых автостоянок на 208 машиномест с использованием двухуровневых механизированных машиномест, обслуживаемых сторонними организациями. В квартале, где находится земельный участок имеется катастрофическая нехватка парковочных машиномест. Таким образом, квартал будет лишен 245 машиномест в подземном паркинге с вынесением указанных машиномест на земельный участок, неминуемо приведет к еще большей нехватке парковочных мест. Парковочные места, размещаемые не в подземном паркинге, а на поверхности земельного участка в частности и всего квартала в целом, включая площади озеленения, размещения объектов спортивной инфраструктуры, детских площадок, площадок для отдыха жителей квартала. Комитет был обязан при выдаче оспариваемого градостроительного плана выдать его в полном соответствии с ПП, выданный им градостроительный план не соответствует градостроительной документации большей юридической силы, в частности постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года №1086. В связи с чем административные истцы просили признать незаконным распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 08 декабря 2016 года об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>

Административные истцы поручили ведение дела в интересах группы лиц Данилову Д.Е., который в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов по доверенности и ордеру Погудину И.Е. Представитель административного истца по доверенности и ордеру Погудин И.Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Долгушева А.А. в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, просила в удовлетворении требований административного иска отказать, представила письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица ООО «РосСтройИнвест» по доверенности Овчинников К.А. в судебное заседание явился, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

07 декабря 2016 года ООО «РосСтройИнвест» обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – Комитет) с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в утвержденном распоряжением Комитета от 24 ноября 2016 гдоа градостроительном плане № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер , а именно на чертеже градостроительного плана указан ошибочно адрес: <адрес> вместо <адрес> которое было зарегистрировано (л.д.216 -242 том 1).

Распоряжением КГА от 08 декабря 2016 года был утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , ранее изданное распоряжение от 24 ноября 2016 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес> было признано утратившим силу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Компетенция и полномочия Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга определены в Положении о Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 октября 2004 года N 1679. Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление в сфере градостроительства, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность в Санкт-Петербурге в данной сфере.

В соответствии с пунктом 3.39-1 данного Положения Комитет уполномочен на подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков.

Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка являлось государственной услугой, предоставляемой Комитетом, осуществлялось в соответствии с ранее действовавшими статьями 44 и частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.

Предоставление данной услуги осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Административного регламента Комитета по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, утверждённым распоряжением Комитета от 15 ноября 2016 года № 11-Н (далее - Административный регламент), приказа Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года№207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». При этом также учитывались сведения, содержащиеся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны исполнять обязанности в соответствии с требованиями данного Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, в случае обращения физического или юридического лица с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана и утверждает его без взимания платы.

Градостроительный кодекс РФ не содержит перечень оснований для отказа в выдаче обратившемуся лицу градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, Комитет в соответствии с указанными нормативными актами был обязан осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его. Оспариваемое административными истцами распоряжение было принято Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Утвержденный оспариваемым распоряжением Комитета градостроительный план содержит в себе сведения о границах земельного участка, минимальные отступы от границ земельного участка, информация о градостроительном регламенте, информация об отсутствии объектов культурного наследия, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, информацию о том, что на земельном участке объекты капитального строительства для государственных или муниципальных нужд к размещению не планируются, сведения об отсутствии публичных сервитутов. При этом отображение информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке не требовалось, поскольку на земельный участок действие градостроительного регламента распространяется, в связи с чем имеется указание на территориальную зону Т3Ж2.

Правительством Санкт-Петербурга от 02 декабря 2014 года принято постановление №1086 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной <адрес>» (далее – Проект планировки).

Земельный участок №5, расположенный по адресу: <адрес> согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним находится в собственности ООО «РоСтройИнвест» (л.д. 232 том 1).

Административные истцы проживают в непосредственной близости от данного земельного участка.

Согласно Проекта планировки на земельном участке, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером определенный под планируется размещение – многоквартирного дома со встроенными помещениями и встроено-пристроенным подземным гаражом не менее чем на 245 машиномест и открытых автостоянок не менее чем на 9 машиномест (л.д. 37-52 том 1).

19 декабря 2016 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ООО «РОсСтройИнвест» было выдано разрешение на строительство , в соответствии с которым на земельном участке предусмотрено строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями (л.д.53-56 том 1).

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что утвержденный Комитетом градостроительный план на данный земельный участок содержит все предусмотренные статьей 44 Градостроительного кодекса РФ сведения.

Земельный участок находится в территориальной зоне Т3Ж2 – жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

Указаны основные виды разрешенного использования земельного участка, включающие в себя возможность размещения многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями.

Имеются сведения о минимальном количестве машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта, о том, что на территории земельного участка предусматривается размещение не менее чем 254 машиномест.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ в Проекте планировки территории включаются положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 04 февраля 2004 года № 29-10, в редакции действовавшей на момент подготовки документации по планировке территории редакция определялись предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе, в части минимального количества машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков, учет которых осуществлялся, в том числе при подготовке документации по планировке территории, предусматривалось, что машино-места для хранения индивидуального автотранспорта, необходимые в соответствии с Правилами, могли быть организованы, в виде капитальных гаражей-стоянок, а также открытых охраняемых и неохраняемых стоянок.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что устанавливая предельные параметры в части минимального количества машино-мест, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга одновременно предусматривали различные способы организации машино-мест в границах земельных участков.

Проект планировки территории не определяет способ организации мест для хранения автотранспорта, а определяет, необходимое количество машино-мест. Организация предусмотренных документацией по планировке территории мест для хранения автотранспорта (машино-мест) предусматривается при архитектурно-строительном проектировании путем подготовки проектной документации.

Градостроительный план содержит сведения о количестве размещаемых машиномест, содержит указание на градостроительный регламент – Проект планировки территории, в котором установлено назначение объекта капитального строительства планируемого к размещению, характеристики планируемого развития транспортного обслуживания земельного участка. Вопросы организации хранения автомобилей и размещения машиномест решаются застройщиком при разработке проектной документации. В связи с чем не имеется оснований для признания распоряжения от 08 декабря 2016 года об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес> незаконным.

Исходя из содержания ст. 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.

Статья 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства (ч. 11).

При этом, описание возможного (допустимого) местоположения проектируемого объекта не является ограничением права административных истцов на благоприятные условия проживания, поскольку право лица подготовить проектную документацию и осуществить строительство на земельном участке не носит абсолютного и неограниченного характера и обусловлено установленными Градостроительного кодекса Российской Федерации ограничениями и требованиями, которые определяются в том числе в градостроительном плане земельного участка, на основании которого физическое или юридическое лицо самостоятельно принимает решение о подготовке проектной документации и обеспечивает такую подготовку

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административные истцы обратились в суд с данным административным иском 03 июля 2018 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока. Об оспариваемом распоряжении они узнали после получения копии данного распоряжения в судебном заседании 29 мая 2018 года при рассмотрении административного дела №2а-2070/18 об оспаривании разрешения на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями на земельном участке.

Довод административного ответчика, что административные истцы должны были узнать о нарушении своего права с момента когда было издано оспариваемое распоряжение суд полагает необоснованном, т.к. текст оспариваемого распоряжения не опубликовывался.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 -177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Данилову ХХ, Полякову ХХ, Коробейниковой ХХ, Дейнеко ХХ, Григорьеву ХХ, Медведеву ХХ, Торховой ХХ, Грачеву ХХ, Григорьевой ХХ, Ехваловой ХХ, Дейнеко ХХ, Кукушкиной ХХ, Медведевой ХХ, Невоструевой ХХ, Шарипову ХХ, Волкову ХХ, Худякову ХХ, Хаакан ХХ Худяковой ХХ, Поляковой ХХ, Ратушной ХХ, Сиротову ХХ в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья