Дело № 2а-2697/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2018 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.В.,
при секретаре Проценко Т.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании действий незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета. Свои требования мотивирует тем, что административный истец является собственником нежилого помещения (гаражного бокса) № по адресу: <адрес>, рядом <адрес>, лит.К, гараж №, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ. администрация муниципального образования «Город Саратов» вынесла постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка площадью 31 кв.м. из земель населенных пунктов, территориальная зона ИТ-1, описание местоположения: <адрес>, рядом с жилым домом 17б, лит.К, гараж № в Ленинском районе, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его в измененных границах. Постановление Администрации МО «Город Саратов» от 09.10.2017г. № внесены изменения в постановление администрации МО «Город Саратов» от 05.09.2017г. № заменив в п.1 цифры «№» цифрами «№». 20.11.2017г. в орган регистрации прав поступило заявление № от ФИО6 о государственном регистрационном учете объекта недвижимости с приложением межевого плана подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером № Решением Управления Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№ от 4.11.2017г. осуществление действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости приостанавливается до 24.02.2018г. Управлением Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 26.02.2018г. вынесено решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета. Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку по его мнению он не отвечает требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (в том числе информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на интернет-сайте Ленинского районного суда <адрес>), причины неявки суду неизвестны, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, поскольку каких-либо уважительных причин неявки в судебное заседание неявившихся лиц суду не представлено, кроме того административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, считает решение принятое административным ответчиком законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения (гаражного бокса) № по адресу: <адрес>, рядом с жилым домом 17б, лит.К, гараж №, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
06.07.2017г. администрация муниципального образования «Город Саратов» вынесла постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка площадью 31 кв.м. из земель населенных пунктов, территориальная зона ИТ-1, описание местоположения: <адрес>, рядом с жилым домом 17б, лит.К, гараж № в Ленинском районе, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его в измененных границах.
Постановление Администрации МО «Город Саратов» от 09.10.2017г. № внесены изменения в постановление администрации МО «Город Саратов» от 05.09.2017г. № заменив в п.1 цифры «№» цифрами «№».
20.11.2017г. в орган регистрации прав поступило заявление № от ФИО6 о государственном регистрационном учете объекта недвижимости с приложением межевого плана подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Решением Управления Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№ от 24.11.2017г. осуществление действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости приостанавливается до 24.02.2018г. Управлением Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 26.02.2018г. вынесено решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку по его мнению он не отвечает требованиям действующего законодательства, и просит обязать Управление Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить кадастровый учет земельного участка площадью 31 кв.м. из земель населенных пунктов, территориальная зона ИТ-1, описание местоположения: <адрес>, рядом с жилым домом 17б, лит.К, гараж № в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его в измененных границах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.1 ст.14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 2 ст. 15 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: 1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; 2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; 4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
К иным лицам в случаях, установленных федеральным законом можно отнести – основание, предусмотренное ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Как было установлено, в 06.07.2017г. администрация муниципального образования «Город Саратов» вынесла постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка площадью 31 кв.м. из земель населенных пунктов, территориальная зона ИТ-1, описание местоположения: <адрес>, рядом с жилым домом 17б, лит.К, гараж № в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением его в измененных границах. Постановление Администрации МО «<адрес>» от 09.10.2017г. № внесены изменения в постановление администрации МО «Город Саратов» от 05.09.2017г. № заменив в п.1 цифры «№» цифрами «№».
ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации прав поступило заявление № от ФИО6 о государственном регистрационном учете объекта недвижимости с приложением межевого плана подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
В решении администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание ФИО6 на право обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Соответственно право на подачу документов об осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка у ФИО6 отсутствовало.
Административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>, рядом с <адрес>, лит.К, гараж №. Согласно данным ЕГРН указанный объект недвижимого имущества является помещением.
В соответствии с положениями ст. 26 Закона одним из оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Согласно данным ЕГРН спорное помещение является составной частью целого здания, расположенного в пределах кадастрового квартала 64:48:040815 и не может использоваться самостоятельно без соразмерного ущерба самому зданию.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Данный довод также подтверждается п.4 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета от 30.11.2016г., в соответствии с которым для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленности и изолированности. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществление кадастрового учета.
Поскольку спорный нежилой объект не обладает признаками обособленности, так как является частью целого здания, то 31 кв.м. не допускается.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом доводы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: